ФАС в СМИ: Два зеркала экономики

13 декабря 2010, 14:19
Источник: Финанс

Инфраструктура. В 2011 году экономика серьезно "подорожает": закончится реформа РЖД, а рынок электроэнергии для промышленных потребителей перейдет на полностью Свободное ценообразование.
Наибольшее значение для промышленности имеет железнодорожная транспортная система, обеспечивающая половину грузооборота страны. Результаты перевозок по железной дороге напрямую коррелируют с активностью в промсекторе. По данным Росстата, с января по октябрь грузооборот на железной дороге вырос на 8, 5% до 1, 67 млрд. тонно-километров, а рост промпроизводства составил 8, 9%.
На развитие железнодорожного сектора в 2011 году только по профильным ФЦП предполагается потратить пятую часть от расходов федерального бюджета - в целом 1, 9 трлн рублей. Правда, основное бремя возлагается на внебюджетные источники. Так что указанные цифры значат немного. "Хорошо, если "внебюджетка" из года в год исполняется на 20%", - уточняет эксперт исследовательского агентства ВПК Наталья Антропова. Фактические кассовые расходы от годовых заданий также очень далеки от 100%.
Инвестиции РЖД пойдут прежде всего в инфраструктурную часть перевозок, что полностью соответствует целям реформы монополии. Ее завершение формально перенесено с 2010 года на конец следующего. В октябре 2011-го должен завершиться эксперимент по созданию условий для появления реальной конкуренции в секторе грузовых перевозок. Независимым операторам предоставляется возможность посоперничать за грузы на отдельных отрезках пути. За это время РЖД выведет все грузовые вагоны во Вторую грузовую компанию (ВГК), и рынок будет считаться полностью либерализованным.
Трудности возникли уже сейчас. Крупнейший частный игрок Globaltrans не будет приобретать долю к ВГК: в ФАС сочли, что тогда на рынке окажется всего два олигополиста, если считать Первую грузовую компанию, А надо хотя бы три. Очевидно, на решение регулятора и Минтранса повлияли обращения в правительство пользователей услугами железных дорог, прежде всего металлургов. Ранее они заявляли, что промпроизводители не переживут возможного роста тарифов, который произойдет при выделении ВГК в качестве 100-процентной дочки РЖД.
Впрочем, тарифы повышаются независимо от структуры акционеров ВГК. Прежде всего, в грузовых перевозках будет произведена индексация на 8%. "Но к концу 2011 года тариф перестанет быть регулируемым в части вагонной составляющей, доля которого примерно 15-20%, цена будет образовываться за счет спроса и предложения", - поясняет аналитик "Тройки Диалог" Кирилл Казанли. Кроме того, цены вверх на все виды перевозок подтолкнет подорожавшая электроэнергия. На нее в общей структуре себестоимости железнодорожных перевозок приходится до 8, 5-9%. Перемещение грузов морским и авиатранспортом является важной составляющей скорее внешнеэкономической деятельности. Здесь финансовое благополучие игроков зависит не столько от состояния внутреннего рынка, сколько от мировой торговли. Эти сферы почти полностью разгосударствлены. И доля в грузообороте (включая трубопроводы) частных игроков автомобильным, морским и авиатранспортом существенна - за 9 месяцев 2010 года это около 7%, или 253, 9 млрд. тонно-километров.
В отношении морских портов, где владельцем причалов является ФГУП "Росморпорт", готовится стратегия развития, которая должна появиться в 2011 году. "А пока в отрасли затишье. Все игроки, включая 260 стивидоров, ждут стратегии. В зависимости от предложений в ней морские перевозки будут развиваться дальше, - говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов, - Но отрасль и так самая продвинутая из всех инфраструктурных. За 7 лет объем перевалки грузов совокупно вырос на 35%, тогда как, например, в РЖД, несмотря на миллиарды долларов инвестиций, перевозки снизились за тот же срок на 1%".
Энергетический голод. За счет тарифных решений (цены на электроэнергию в 2009 году росли быстрее стоимости газа) кризис обошел электроэнергетику стороной. Действительно, серьезной проблемой для компаний стало сильное удорожание кредитных ресурсов, что ставило под угрозу масштабные инвестпрограммы. В операционных результатах большого провала не было: снижение потребления и, как следствие, падение выработки было компенсировано ростом тарифов и цен.
В 2010 году энергетикам удалось не только закрепиться на ранее достигнутых уровнях, но и преумножить результаты, чему способствовали восстановление энергопотребления за счет роста экономики, а также дальнейшая либерализация энергорынка. Плюс ко всему заемные ресурсы подешевели в разы: если в кризис ставки по кредитам достигали 25%, то сейчас крупные компании могут занимать под 6-12% годовых. Таким образом, в этом году была подготовлена неплохая платформа для завершения тех преобразований, которые инициировала реформа РАО "ЕЭС России".
Переход от прежней системы регулирования к целевой модели реформы должен завершиться как раз в 2011 году. В результате рынок мощности электроэнергии с 1 января будет полностью либерализован, а сетевые компании должны перейти на прогрессивную систему КАВ-тарификадии. Все это поможет поставщикам электроэнергии учитывать в цене понесенные издержки и наращивать прибыль. Тем не менее, в следующем году энергокомпании вряд ли смогут серьезно улучшить финансовые показатели, считает начальник аналитического отдела "Алемара" Василий Конузин. "Пока лишь немногие генкомпании (в частности, подконтрольные немецкой Е. Оn и итальянской Enel) могут похвастаться отлаженной операционной моделью, - замечает он, - Поэтому в 2011-2012 годах энергокомпании с российскими владельцами будут главным образом сконцентрированы на оптимизации бизнеса и вряд ли смогут показать серьезный прогресс в улучшении операционных результатов".
Другая проблема, которую должен решить 2011 год, - износ энергетических мощностей, достигающий 65%. До сих пор идут серьезные столкновения между производителями и потребителями по вопросу, кто будет платить за модернизацию и что к ней относить. "С новой мощностью ценообразование понятно и прописано в договорах на поставку мощности (ДПМ), - поясняет Василий Конузин, - В то же время глубокая модернизация, по сути, будет стоить примерно столько же, сколько и строительство нового блока, но попадет уже под совершенно другие определения. Не факт, что ее можно будет вывести в долгосрочный рынок мощности. Возможно, по той цене, по которой она будет выставляться, на нее просто не найдется спроса".
Пока вопрос остается нерешенным, инвесторы вряд ли будут им заниматься. Зато сейчас четко прописаны обязательства по ДПМ, и довольно объемные. Поэтому пока нет смысла бежать впереди паровоза и пытаться за свой счет без каких-либо прописанных перспектив возмещения инвестиций модернизировать мощности. Если построить достаточно эффективную станцию, появится возможность консервации либо в случае с ТГК перевода в режим котельных (производство тепла, без выпуска электроэнергии) устаревших и неэффективных мощностей.
Главное, что в 2011 году Россия по уровню энергопотребления вернется на уровень "пикового" 2008-го, вернув тем самым угрозу "ножниц Чубайса", то есть проблему превышения спроса электроэнергии над предложением. "Естественно, мы до нее дойдем не теми темпами, которые предполагались в 2006 году, когда верстались инвестпрограммы компаний, но, тем не менее, этот вопрос остается актуальным", - полагает Василий Конузин.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь