ФАС в СМИ: Как ФАС защитит плательщиков от необоснованного роста цен на коммуналку

01 июля 2021, 15:28
Источник: Российская газета

Количество муниципалитетов, в которых тарифы на коммунальные услуги превышали предельные индексы, установленные правительством, сократилось за последние годы более чем на 90%. Если в каком-нибудь регионе будет выявлено превышение допустимого индекса, то его руководителю выдадут предписание о пересмотре индекса или тарифа. Об этом рассказал в интервью "РГ" замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виталий Королев.

По прогнозу социально-экономического развития страны рост тарифов на услуги тепла и водоснабжения не превысит 4% в год в ближайшие годы. А если инфляция превысит целевые 4%, то и тарифы будут расти быстрее?

Виталий Королев: Независимо от величины текущей инфляции тарифы, принятые в декабре 2020 года, останутся неизменными и начнут действовать с 1 июля. В начале года инфляция обычно растет большими темпами, а к концу года, как правило, замедляется. Но утвержденный индекс индексации всегда стабилен и предсказуем.

С момента принятия полномочий ФСТ антимонопольная служба держит обоснованность изменения тарифов ЖКХ для населения на особом контроле. С середины 2019 года все случаи превышения предельных индексов должны быть детально обоснованы и согласованы с ФАС. Ежегодный рост тарифов ЖКХ в среднем по стране не превышает 4%. Таким образом реализуется принцип "инфляция-минус". В частности, в 2020 году рост тарифов составил 3,1% и оказался ниже прогнозного показателя

Распоряжением правительства РФ ежегодно для каждого региона утверждаются индексы изменения платы граждан, а уже главы регионов устанавливают предельные индексы для муниципалитетов. Благодаря жесткой позиции ФАС о строгом соблюдении предельных индексов отклонение регионов от установленных ограничений возможно лишь если это необходимо для привлечения инвестиций в отрасль и развития коммунальной инфраструктуры.

Так, в 2020 году количество муниципалитетов, в которых индексы были установлены с превышением, снизилось на 92% по сравнению с 2019 годом, а в 2021 году - еще на 23% по сравнению с 2020 годом. Отмечу, что до введения этого механизма с 2015 по 2019 годы главы регионов установили предельные индексы с превышением в 4650 муниципалитетах, а размер самих предельных индексов достигал величины в 209%! И это, конечно, напрямую сказывалось на величине платежа граждан.

Сейчас же если в каком-нибудь регионе будет выявлено превышение допустимого индекса, то его руководителю будет выдано предписание о пересмотре индекса или тарифа. Пока таких случаев не было, поскольку регионы очень ответственно подходят к этому вопросу. Также этому способствуют наши плановые и внеплановые мониторинги и этапная цифровизация тарифного регулирования. К примеру, в марте этого года заработал "федеральный тарифный светофор", который автоматически анализирует ошибки региональных органов регулирования при установлении тарифов.

Какой рост тарифов ожидается с июля нынешнего года?

Виталий Королев: Средний размер индексации тарифов ЖКХ не превысит 4%. После того как начнут действовать новые индексы, ФАС России изучит информацию, поступающую в ведомство из органов регулирования, и при выявлении нарушений будет выдавать компаниям предписания, что позволит снизить тарифы. За счет такого контроля со стороны ФАС изменение размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по стране с 1 июля не превысит 3,3%. Мы будем строго пресекать нарушения при установлении региональных тарифов. В целом же ситуация в сфере тарифов на ЖКУ достаточно стабильна. Если ФАС видит в регионах отдельные проблемы, то быстро реагирует и разрешает их.

Некоторые регионы могут повышать тарифы и больше индекса, если обоснуют это, например, необходимостью модернизации сетей. Многие ли подают такие заявки?

Виталий Королев: До 2019 года было много таких обращений. Мы были вынуждены даже поменять механизм, чтобы просить такое превышение можно было лишь по ограниченному перечню причин. И если раньше количество превышений доходило до нескольких тысяч, то сейчас это единичные случаи. Эти превышения связаны с действительно важными для региона инфраструктурными проектами, с большими инвестициями.

При этом процедура согласования превышения довольно сложная. Она включает согласование как с высшим должностным лицом региона, так и с Советом депутатов муниципалитета, в котором рост происходит. Это значит, что не по всему субъекту и даже не по всему большому городу происходит рост, а только точечно по конкретному району или поселку. Например, если там идет масштабный ремонт сетей водоснабжения и необходимы дополнительные средства. Вот тогда превышение может быть согласовано.

Куда обращаться, если тарифы завышены?

Виталий Королев: Мы рассматриваем много обращений и граждан, и организаций, в том числе и по этому поводу. Но, как правило, нарушения, на которые жалуются жители, носят технический характер - неверные расчеты, несвоевременность выставления, ошибки в начислениях. В таких случаях, если нарушены права потребителей, нужно обращаться в Роспотребнадзор, или в Жилинспекцию, если есть ошибка в расчетах. Мы такие случаи тоже отрабатываем, но вероятность наличия в них нарушения антимонопольного законодательства крайне мала.

При основаниях полагать, что тариф установлен с нарушениями, потребители вправе обратиться в ФАС. Такие случаи бывают, количество отмен значительное. Служба в целом строго следит за обоснованностью изменения и установления тарифов в регионах. В 2020 году в адрес тарифных органов выдано 96 предписаний, рассмотрено 136 досудебных споров. При этом в тарифах удалось выявить 2,4 млрд рублей экономически необоснованных средств, а сами тарифы были снижены.

Жители должны представлять свои расчеты?

Виталий Королев: Как правило, с жалобами на неверно установленные тарифы обращаются организации. Процедура связана с оплатой госпошлины, требует юридической поддержки, предоставления документов. У жителей обычно проблема в том, что в конкретной платежке им что-то неправильно начислили. Им нужно идти в Жилинспекцию или в Роспотребнадзор. Там точно помогут. Жилинспекция реагирует очень оперативно, мы часто рассматриваем подобные обращения совместно.

Мы же выявляем нарушения фундаментального характера - например, был нарушен порядок установления тарифа, превышен предельный уровень. В последние два года не было регионов, которые незаконно превысили бы предельный индекс оплаты граждан за жилищно-коммунальные услуги.

В скольких регионах сейчас завышены тарифы? Используются ли какие-то хитрые механизмы, чтобы взять с жителей побольше?

Виталий Королев: В некоторых случаях причиной, по которой жители считают, что у них завышен платеж, могут быть нормативы на коммунальные услуги. Но их устанавливают региональные власти. Мы давно ставим вопрос о том, что необходим универсальный подход по формированию нормативов. У нас единое экономическое пространство, а нормативы зачастую разные по субъектам, муниципалитетам. И это вызывает вопросы. Обсуждение идет довольно долго. Установить порядок определения нормативов в регионах должен Минстрой России. В некоторых случаях у регионов могут быть попытки сбалансировать не очень высокие тарифы за счет более высокого норматива.

ФАС неоднократно говорила о доработке механизма ограничения роста платы граждан за ЖКУ. В частности, об установлении долгосрочных тарифов на срок до 15 лет. Насколько это осуществимо?

Виталий Королев: Эта инициатива есть, и она нам кажется весьма перспективной. Важно, чтобы инвестор, который вкладывает значительные собственные средства в ЖКХ, например, в создание новых объектов в сфере водоснабжения или в их серьезную реконструкцию, был уверен, что есть гарантия возврата инвестиций и что через несколько лет ничего не поменяется. Если инвестиционный цикл длинный и вкладывать нужно несколько лет, а возврат происходит 10-15 и более лет, конечно же, ему необходимы гарантии.

Такой гарантией может стать установление долгосрочного размера индекса платы граждан под такие проекты. Если мы реализуем нацпроект в сфере экологии, то в базу индекса можно было бы заложить расходы на сортировку мусора, переработку отходов. Затем регионы должны посмотреть: могут они обеспечить возврат инвестиций?

Мы на федеральном уровне хотим создать условия, чтобы регионы имели возможность принимать такие долгосрочные решения и гарантировать инвесторам возврат инвестиций. В этом случае они будут больше приходить на концессии, на долгосрочные инвестпрограммы, которые позволят улучшить состояние инфраструктуры.

 

Связанные персоны:
21.07.21 %d0%a4%d0%90%d0%a130764
Заместитель руководителя
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь