Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – международная организация, созданная в 1964 году в целях содействия экономическому росту и мировой торговле. На сегодняшний день Организация включает 34 страны. Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже (Франция). 

Миссия Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заключается в продвижении политики, ориентированной на экономический рост и социальное благополучие людей во всем мире.

ОЭСР представляет собой форум, в рамках которого правительства могут работать вместе, делиться опытом и заниматься решением общих проблем. Организация работает с правительствами, пытаясь понять главные причины экономических, социальных и экологических изменений, а также измеряет производительность и глобальные потоки торговли и инвестиций. ОЭСР анализирует и сравнивает данные для предсказания будущих тенденций. ОЭСР установила международные стандарты в различных областях человеческой деятельности от сельского хозяйства и налогообложения до безопасности химических веществ.

ОЭСР также изучает вопросы, которые непосредственно затрагивают повседневную жизнь каждого человека, такие как размер налогов, расходы на социальное обеспечение или наличие свободного времени. Организация сравнивает, как школьные системы разных стран готовят молодых людей к жизни в современном обществе и насколько хорошо пенсионные системы разных стран способствуют благополучию граждан в старости. Опираясь на факты из реального жизненного опыта, ОЭСР рекомендует политические меры, способствующие улучшению качества жизни людей. При помощи различных комитетов ОЭСР работает как с предпринимателями, так и с рабочими. Они также активно сотрудничаем с другими организациями гражданского общества. Основополагающим принципом в совместной работе является общая приверженность к рыночной экономике при поддержке демократических институтов, ориентированных на благосостояние всех граждан.

О стремлении России вступить в ОЭСР впервые было заявлено в июне 1995 г. в рамках встречи лидеров стран «семерки» и России в Галифаксе (Канада). В мае 1996 г. Россия направила в ОЭСР официальную заявку на вступление. В декабре того же года Совет ОЭСР провозгласил вступление России в ОЭСР как «цель, которую поддерживает Организация».

16 мая 2007 г. в ходе заседания в г. Париже Совет ОЭСР на министерском уровне принял решение пригласить Россию, а также Израиль, Словению, Чили и Эстонию к началу официальных переговоров по вступлению в Организацию.

30 ноября 2007 г. Совет ОЭСР утвердил «дорожную карту» переговоров с Россией. Данный документ содержит общее описание индивидуального плана вступления для России, перечень обязательств и нормативных актов ОЭСР, в отношении присоединения к которым России необходимо сформировать свою позицию. Для обсуждения субстантивных вопросов, касающихся переговорного процесса, 12-13 февраля 2008 г. состоялся визит в Москву заместителя генерального секретаря Организации Т. Аски.

Решение относительно вступления Российской Федерации в члены ОЭСР будет приниматься на основании следующих документов:

1) проекта Меморандума, представленного Российской Федерацией;

2) общего Обзора экономической политики Российской Федерации (далее – «Обзор»), а также ее политики в ряде других ключевых областей, которые не в полной мере или совсем не регулируются нормативной правовой базой ОЭСР;

3) аналитических докладов о позиции Российской Федерации в отношении документов, которые не подлежат рассмотрению ни одним органом ОЭСР.

Обзор экономической политики Российской Федерации

Одним из этапов процесса вступления России в ОЭСР является подготовка Обзора экономической политики России, один из разделов которого посвящен вопросам конкурентной политики (далее – «Раздел») Обзора. Данный раздел готовят эксперты ОЭСР на основании докладов, предоставляемых ФАС России, как головного ведомства, ответственного за конкурентное правоприменение в Российской Федерации, а также на основании информации, полученной экспертами ОЭСР в ходе проведения ими «исследовательской миссии».

Нужно отметить, что ФАС России был первым ведомством в Российской Федерации, которое представило доклад в рамках своей компетенции к соответствующему разделу Обзора.

Впервые экспертная оценка состояния конкурентной политики России была сделана экспертами ОЭСР в феврале 2004 г. На основании данной экспертной оценки состоялось обсуждение российской конкурентной политики в режиме прямого диалога, целью которого являлось изучение ситуации в области конкурентной политики в России, ее сильных и слабых сторон, и, как результат, подготовка рекомендаций ОЭСР о возможных путях улучшения положения в сфере защиты конкуренции в России.

В течение 2008-2010 гг. состоялись переговоры, в рамках компетенции ФАС России, по вопросам, касающимся процесса вступления Российской Федерации в ОЭСР, а также первый и второй раунды рассмотрения доклада ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации на заседаниях Комитета по конкуренции ОЭСР.

В октябре 2011 года в Париже (Франция) в ходе заседания Комитета по конкуренции ОЭСР ФАС России представил Пакет дополнений ко второму раунду рассмотрения Обзора. Пакет дополнений ко второму раунду содержал анализ и обобщение информации, подготовленной ФАС России в ответ на вопросы Комитета по конкуренции ОЭСР, поставленные перед российским конкурентным ведомством в рамках подготовки к проведению заключительного рассмотрения раздела по конкуренции Обзора, намеченному на июнь 2012 г.