Интервью председателя комитета экономической политики и развития Волгоградской области Галины Быкодоровой о реализации Национального плана развития конкуренции в регионе

14 января 2020, 16:54
2401 dsc 1194

- В прошлом году между ФАС России и регионом было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам развития конкурцении, на основании которого был утвержден план мероприятий по его реализации. Насколько успешно идет реализация? Какие наиболее значимые мероприятия были проведены?

При непосредственном содействии ФАС России и УФАС по Волгоградской области разработана и утверждена дорожная карта по развитию конкуренции в Волгоградской области на 2019-2022 годы. Территориальным органом ФАС оказано содействие по внедрению антимонопольного комплаенса в деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области. Совместно с УФАС по Волгоградской области проведены рабочие встречи и семинары по проблемам развития товарных рынков региона и внедрению антимонопольного комплаенса.

Руководитель УФАС по Волгоградской области включен в состав координационного совета по содействию развитию конкуренции, в рамках которого осуществляется решение проблемных вопросов и выработка предложений по совершенствованию взаимодействия.

Информация о проведенной работе по развитию конкуренции доступна в разделе «Развитие конкуренции» на официальном сайте комитета экономической политики и развития Волгоградской области в составе портала Губернатора и Администрации Волгоградской области.

К наиболее значимым мероприятиям можно отнести утверждение перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Волгоградской области с учетом требований утвержденного Стандарта развития конкуренции. Внесены необходимые изменения в перечень утвержденных ключевых показателей развития конкуренции в Волгоградской области в соответствии с федеральными требованиями. Актуализированы муниципальные дорожные карты по развитию конкуренции на 2019–2022 годы и заключены соглашения по внедрению на территории муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области Стандарта развития конкуренции.

- За счёт чего вам удалось добиться снижения количества унитарных предприятий? Как вы полагаете, какие эффекты будут получены от реорганизации ГУПов и МУПов?

На территории Волгоградской области функционируют 323 унитарных предприятия (из 31 515 коммерческих организаций). Из них 43 находятся в стадии ликвидации, 41 – в процессе реорганизации.

Последствиями деятельности унитарных предприятий являются барьеры создания и деятельности на конкурентных рынках частных предприятий, которые при наличии на таком рынке ГУПа (МУПа) автоматически попадают в неравные условия, исключение рыночного контроля деятельности предприятий, что зачастую приводит к их неэффективности.

В рамках оптимизации сети ГУПов Волгоградской области, пакетов акций хозяйственных обществ, находящихся в собственности Волгоградской области, в 2019-2022 гг. ведется работа по сокращению количества юридических лиц с участием региона с учетом требований законодательства в целях создания предприятий вне зависимости от результатов их финансово-хозяйственной деятельности, а также с учетом целесообразности нахождения акций хозяйственных обществ в собственности Волгоградской области.

- Один из ключевых показателей реализации Национального плана развития конкуренции – увеличение объема закупок у малого и среднего бизнеса. Как на сегодняшний день обстоят дела в этом направлении? Привлекаете ли вы субъекты МСП к участию в закупках? Каким образом?

Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области совместно с ПАО "Волгоградоблэлектро" ведется разработка программы по повышению качества закупочной деятельности.

По данным ПАО "Волгоградоблэлектро", по итогам 2019 года объем закупок составит не менее 19% годового стоимостного объема договоров и не менее 15,5% по результатам закупок только у представителей малого и среднего предпринимательства.

По итогам 2019 года среднее количество участников закупок из числа субъектов МСП составит не менее 20%, количество договоров с поставщиками – не менее 20%, экономия денежных средств по результатам закупок за счет участия предпринимателей – не менее 2%.

- Актуализирована ли «дорожная карта» по развитию конкуренции в регионе? Какие рынки в нее вошли?

В соответствии с письмом ФАС России от 17 июня 2019 г. субъектам Российской Федерации необходимо до конца августа 2019 г. провести работу по актуализации и утверждению «дорожных карт» в соответствии с требованиями нового Стандарта. С учетом требований стандарта 30 августа 2019 г. внесены изменения в дорожную карту по содействию развитию конкуренции в Волгоградской области.

При разработке также учитывался примерный перечень мероприятий «дорожных карт» по развитию конкуренции, разработанный ФАС России в качестве методической помощи регионам.

В соответствии с пунктом 30 Стандарта «Дорожной картой» предусмотрены системные мероприятия, направленные на развитие конкуренции в регионе со сроком исполнения
до 2022 года, наряду с мероприятиями, сформированными в целях достижения ключевых показателей по 33 товарным рынкам для содействия развитию конкуренции в Волгоградской области.

Среди них определены социально-значимые товарные рынки для Волгоградской области в сфере: образования, детского отдыха и оздоровления детей, социальных услуг, розничной торговли лекарственными препаратами, теплоснабжения, электроэнергетики, перевозки пассажиров, услуг связи. А также значимые отрасли экономики для региона – сельского хозяйства, легкой промышленности, жилищного строительства.

По приоритету занятости предпринимателей определены следующие рынки: рынок услуг по ремонту автотранспортных средств, рынок ритуальных услуг, нефтепродуктов, обработки древесины и производства изделий из дерева, добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения, кадастровых и землеустроительных работ, лабораторных исследований для выдачи ветеринарных сопроводительных документов.

- На какой стадии реализации находятся положения по внедрению антимонопольного комплаенса в работе органов власти и муниципалитетов республики? Каких результатов удалось добиться региону в снижении нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти?

На сегодняшний день во всех органах исполнительной власти Волгоградской области и органах местного самоуправления Волгоградской области обеспечено внедрение системы соответствия деятельности органов власти требованиям антимонопольного законодательства.

По снижению количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в регионе создалась следующая ситуация.

Динамика нарушений антимонопольного законодательства в 2018 году в сравнении с 2017 годом показывает рост 24% (с 42 до 52). По сравнению с 1-м полугодием 2018 года, в 1-м полугодие 2019 года уже наблюдается снижение на 20% (с 14 до 11).

С января 2016 года вступили в силу изменения в Закон о защите конкуренции, в соответствии с которыми расширено применение института предупреждения, в том числе в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов власти.

С этого момента возбуждение дел в отношении власти в связи с принятием последними антиконкурентных актов или совершением антиконкурентных действий стало возможным только после неисполнения органом власти выданного антимонопольным органом предупреждения.

В связи с чем резко снизилось количество признанных фактов нарушения антимонопольного законодательства (в 2016 году было рассмотрено всего 21 дело), при этом выдано 40 предупреждений.

Надо отметить, что большую часть предупреждений органы власти исполняют в установленный срок и без обжалования (в 2016 году из 40 исполнено 29, в 2017 из 31 исполнено 24, в 2018 году из 46 исполнено 34).

Вместе с тем доля нарушений антимонопольного законодательства органами власти продолжает занимать большую долю антимонопольных дел.

Так, например, в 2018 году из всего количества выявленных фактов нарушения антимонопольного законодательства с учетом выданных предупреждений 55% приходилось на долю органов власти, из них большую часть нарушений совершают органы местного самоуправления (87%). Основные нарушения здесь по-прежнему выявляются в части предоставления прав на муниципальное имущество, в том числе коммунальной инфраструктуры.

- Опыт какого субъекта по развитию конкуренции вы считаете интересным и актуальным для тиражирования в регионе?

В связи с передачей в 2019 году полномочий в части утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией актуально использование опыта Республики Татарстан по вопросу «Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий».

Также возможно применение на территории Волгоградской области региональной практики города Москвы по вопросу «Реализация объектов образования осуществляется на основании постановления Правительства Москвы от 11.03.2013 № 145-ПП «Об особенностях передачи в аренду частным образовательным организациям, реализующим основные общеобразовательные программы, объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы». В случае возникновения потребности в развитии системы негосударственного образования в Волгоградской области, а также заинтересованности частных образовательных организаций в предоставлении объектов нежилого фонда Волгоградской области в аренду по результатам проведения аукционов на право заключения договоров аренды, мы готовы использовать данный региональный опыт и рассмотреть вопрос о передаче в аренду имущества Волгоградской области, неиспользуемого государственными образовательными учреждениями.

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь