Решение и предписание Удмурдского управления ФАС России в отношении Правительства Удмуртской Республики

22 июня 2005, 15:02
Тип документа:
РЕШЕНИЕ № 1/05-ЕМ

принято: 10 июня 2005 года
изготовлено: 20 июня 2005 года г. Ижевск

Рабочая группа Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению дел о нарушениях Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях"

УСТАНОВИЛА:
При осуществлении контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее Удмуртское УФАС России) было установлено, что Администрацией Малопургинского района Удмуртской Республики (далее Администрация Малопургинского района) совершены действия по передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртская управляющая компания" (далее ООО "УУК") электросетевого имущества муниципального образования "Малопургинский район", предназначенного для деятельности субъекта естественной монополии - услуги по передаче электрической энергии, находящегося на праве хозяйственного ведения Малопургинского муниципального унитарного предприятия "Коммунэнерго" муниципального образования "Малопургинский район" (далее МУП "Коммунэнерго").
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального Закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее Закон "О естественных монополиях") органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка (электроэнергетики) из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Администрацией Малопургинского района произведена передача электросетевого имущества в аренду ООО "УУК" в соответствии с постановлением Главы Администрации Малопургинского района от 3.12.2004 г. №656. Действия Администрации Малопургинского района по изъятию электросетевого имущества из хозяйственного ведения МУП "Коммунэнерго" в муниципальную казну и передаче в аренду ООО "УУК", могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей электрической энергии Малопургинского района, в связи с чем содержат признаки нарушения п.1 ст.7 Закона "О естественных монополиях".
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 7 Закона "О естественных монополиях" при передаче в аренду хозяйствующему субъекту части основных средств субъекта естественной монополии, предназначенного для оказания услуг, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом "О естественных монополиях", субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественных монополий ходатайство о даче согласия на совершение таких действий, если балансовая стоимость переданного имущества превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу. Стоимость переданного электросетевого имущества в аренду ООО "УУК" по договору № 16 от 06.12.2004г. составляет 14 424 761 рублей, что превышает 10 процентов стоимости собственного капитала МУП "Коммунэнерго".

Ходатайство МУП "Коммунэнерго" в Удмуртское УФАС России не поступало, что является признаком нарушения п.п. 2,3 ст.7 Закона "О естественных монополиях".
В связи с наличием в действиях Администрации Малопургинского района и МУП "Коммунэнерго" признаков нарушения пунктов 1,2,3 статьи 7 Закона "О естественных монополиях" Удмуртским УФАС России возбуждено дело.
В процессе рассмотрения дела, заседания рабочей группы откладывались на 24.05.2005г. и 10.06.2005г. ввиду недостаточности документов и материалов для принятия решения по делу и с целью привлечения лиц, участие которых необходимо для рассмотрения дела.
Рассмотрены пояснения: Председателя Правительства Удмуртской Республики Ю.С.Питкевича, Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, Министерства топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики, Администрации Малопургинского района Удмуртской Республики, должностных лиц Правительства Удмуртской Республики Савельева В.А., Преснухина В.К., Белобокова О.М., представителей хозяйствующих субъектов: ООО "УУК", МУП "Коммунэнерго", ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", ООО "Региональный энергосбытовой комплекс".
Изучены следующие документы:
Протокол совещания № 5 от 17.08.2004г., проведенного должностными лицами Правительства Удмуртской Республики;
Письмо Правительства Удмуртской Республики от 18.02.2005г. исх.№ 4-159-182 за подписью заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики В.А.Савельева;
Распоряжение Главы Администрации Малопургинского района от 4.10.2004г. № 117-рл;
Постановление Главы Администрации Малопургинского района от 30.11.2004г. № 643 "О включении имущества в состав муниципальной казны";
Постановление Главы администрации Малопургинского района от 03.12.2004г. № 656 "О передаче в аренду недвижимого имущества";
Решение Малопургинского районного Совета депутатов от 21.08.2001г. № 25.8.-322 "Об утверждении Положения о формировании, управлении и распоряжении муниципальной собственностью в Малопургинском районе";
Решение Малопургинского районного Совета депутатов от 30.10.2003г. № 10-10-147 "О Положении о порядке сдачи в аренду нежилого фонда (зданий, строений и нежилых помещений в жилых домах) и имущества, находящегося в муниципальной собственности";
Решение Малопургинского районного Совета депутатов от 25.11.2004г. № 17-8-262 "О положении "О муниципальной казне Малопургинского района";
Устав МУП "Коммунэнерго";
Устав муниципального образования "Малопургинский район";
Свидетельства о государственной регистрации электросетевого имущества 18 А А № № 610703-610718 от 03.12.2004г., 610719-610733 от 02.12.2004г.;
Положение о Министерстве топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики;
Инструкция по действиям оперативного персонала ОАО "Удмуртэнерго" МП РЭС и МУП "Коммунэнерго" по ликвидации аварийных ситуаций;
Договор о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 28.05.2004г. за МУП "Коммунэнерго";
Договор аренды недвижимого имущества № 16 от 06.12.2004г. между муниципальным образованием "Молопургинский район" и ООО "УУК";
Договор № 1-тр от 31.12.2004г. на оказание услуг по передаче электрической энергии через сети ООО "УУК", заключенный между ООО "УУК" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания";
Договор № 2/5 от 01.01.2005г. на оперативно-техническое обслуживание электрических сетей между МУП "Коммунэнерго" и ООО "УУК" с актами выполненных работ;
Договор № 3/5 от 01.01.2005г. на оказание услуг по передаче электрической энергии через сети ООО "УУК", заключенный между ООО "УУК" и МУП "Коммунэнерго";
Договор купли-продажи электрической энергии № 1102 от 01.03.2005г. между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и ООО "Региональный энергосбытовой комплекс" на 2005-2006 г.г.;
Договор от 01.03.2005г. на оказание услуг по передаче электрической энергии через сети ООО "УУК", заключенный между ООО "УУК" и ООО "Региональный энергосбытовой комплекс" на 2005 год;
Бухгалтерские балансы ООО "УУК" за 2004 год и первый квартал 2005 года с приложениями;
Бухгалтерские балансы МУП "Коммунэнерго" за 9 месяцев 2004 года и за 2004 год с приложениями;
Постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее РЭК УР) от 24.12.2003 № 19/1 о тарифах на электрическую энергию, отпускаемую от сетей ОАО "Удмуртэнерго" организациям коммунальной энергетики, с пояснительными записками и обоснованиями расчетов;
Постановление РЭК УР от 23.12.2004г. № 16/11 о плате за услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП "Коммунэнерго", с пояснительными записками и обоснованиями расчетов;
Постановление РЭК УР от 30.12.2004г. № 17/9 о плате за услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "УУК";
Постановление РЭК УР от 30.12.2004г. № 17/21 о тарифе на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" для ООО "Региональный энергосбытовой комплекс";
Постановление РЭК УР от 30.12.2004г. № 17/22 о сбытовой надбавке ООО "Региональный энергосбытовой комплекс";
Постановление РЭК УР от 20.04.2005г. № 5/9 о тарифе на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "УУК" потребителям, обслуживаемым ООО "Региональный энергосбытовой комплекс";
Справка об объемах электрической энергии, переданной ООО "УУК" по арендованным сетям потребителям Малопургинского района в 2005 году;
Заявление МУП "Коммунэнерго" № 78 от 29.10.2004г. об изъятии электросетевого имущества из хозяйственного ведения;
Заявление ООО "УУК" от 26.11.2004г. № 11 в Администрацию Малопургинского района о передаче в аренду электросетевого имущества;
Справка ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" от 20.05.2005г. исх. № 07/2819 о фактах ограничения подачи электроэнергии Малопургинскому МУП "Коммунэнерго" в 2004 году;
На заседании рабочей группы 10 июня 2005 года, при рассмотрении имеющихся документов и материалов, объяснений сторон, объяснений лиц, участие которых было необходимо при рассмотрении дела, объяснений должностных лиц Правительства Удмуртской Республики, совершивших юридически значимые действия, рабочая группа установила следующие факты:
1).ООО "УУК" создано 28 июля 2004 года тремя физическими лицами, с уставным капиталом 10 000 рублей и зарегистрировано в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 9 по Удмуртской Республике 10 августа 2004 года (свидетельство о регистрации № 1041804301330).
2).Должностными лицами Правительства Удмуртской Республики 17 августа 2004 года, под председательством Министра топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики Преснухина В.К., проведено совещание с главами муниципальных образований Удмуртской Республики по вопросу создания единой управляющей электроснабжающей организации на территории Удмуртской Республики. На совещании присутствовали заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики Савельев В.А. и Председатель Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики Белобоков О.М. По результатам совещания его участники постановили ускорить проведение инвентаризации электросетевого муниципального имущества и в срок до 15 октября 2004 года передать его в аренду Управляющей компании (Протокол №5 от 17.08.2004г., утвержденный заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики В.А.Савельевым). На заседании рабочей группы представители сторон по делу подтвердили, что Управляющая компания, которой необходимо передать имущество - это ООО "УУК". Представители ООО "УУК" также присутствовали на совещании.
3).Должностным лицом Министерства топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики Преснухиным В.К. письмом от 29.09.2004г. № 1-18Р направлен для исполнения Главам администраций городов и районов Удмуртской Республики Протокол совещания № 5 от 17.08.2004г. по вопросу "Создание в Удмуртской Республике единой электроснабжающей организации";
4).Распоряжением Главы Администрации Малопургинского района от 4.10.2004 г. №117-р директором МУП "Коммунэнерго" назначен Бадамшин Ю.К.
5).29.10.2004 г. вновь назначенный директор МУП "Коммунэнерго" направил в Администрацию Малопургинского района заявление с просьбой об изъятии из хозяйственного ведения электросетевого имущества, предназначенного для транспортировки электрической энергии потребителям Малопургинского района, в связи с невозможностью его эффективной эксплуатации из-за отсутствия финансовых средств.
6).На заседании рабочей группы директор МУП "Коммунэнерго" пояснил, что дальнейшие действия Администрации Малопургинского района в отношении этого имущества ему были неизвестны, хотя основанием обращения в Администрацию Малопургинского района послужило, в том числе решение совещания в Правительстве Удмуртской Республики.
7).Решением Совета депутатов Малопургинского района Удмуртской Республики от 25.11. 2004 г. №17-8-262 принято Положение о муниципальной казне Малопургинского района. Согласно данному Решению Положение должно быть опубликовано в средствах массовой информации. По информации Администрации Малопургинского района, Положение о муниципальной казне опубликовано только 25 января 2005 года в районной газете "Маяк".
8).26.11.2004 г. ООО "УУК" направило в Администрацию Малопургинского района заявление с просьбой передать в аренду электросетевое имущество сроком на 25 лет для осуществления функций электроснабжения предприятий, организаций и населения Малопургинского района, а также с целью реконструкции и модернизации коммунального электросетевого хозяйства района.
9).30.11.2004г. Глава Администрации Малопургинского района, руководствуясь, в том числе Положением о муниципальной казне, которое на тот момент не было опубликовано и, таким образом, не имело юридической силы, издал постановление №643, согласно которому электросетевое имущество изъято из хозяйственного ведения МУП "Коммунэнерго" и передано в муниципальную казну.
10).2 и 3 декабря 2004 года произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования Малопургинский район в Регистрационной палате, выданы соответствующие свидетельства 18 А А №№ 610703-610733.
11).03.12.2004г. Глава Администрации Малопургинского района, руководствуясь решением Правительства Удмуртской Республики по созданию единой энергоснабжающей организации (протокол совещания № 5 от 17.08.2004г.) издает постановление №656, согласно которому электросетевое имущество было передано в аренду ООО "УУК" сроком на 25 лет.
12).6.12.2004 г. Администрацией Малопургинского района и ООО "УУК" был заключен договор аренды №16 электросетевого имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию Малопургинский район, с последующей государственной регистрацией сделки от 25.12.2004 г. № рег. 18-01/16-4/2004-698.
13).23.12.2004г. Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики издает постановление № 16/11 о плате за услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП "Коммунэнерго".
14).30.12.2004г. Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики издает постановление № 17/9 о плате за услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "УУК";
Изучив установленные факты, представленные материалы, объяснения сторон, должностных лиц Правительства Удмуртской Республики, лиц, участие которых необходимо для принятия решения, рабочая группа пришла к следующим выводам:
1.Основанием для передачи электросетевого имущества в аренду ООО "УУК" послужило решение совместного совещания, проведенного должностными лицами Правительства Удмуртской Республики о создании единой электроснабжающей управляющей компании на территории Удмуртской Республики. Ссылка на указанное решение присутствует в Постановлении № 656 от 03.12.2004г. Главы Администрации Малопургинского района о передаче электросетевого имущества в аренду. Объяснения должностных лиц Правительства Удмуртской Республики о том, что решение совещания не является обязательным для исполнения органами местного самоуправления, а передача имущества в аренду ООО "УУК" это самостоятельное решение Администрации Малопургинского района, не соответствуют фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела по следующим основаниям.
Целью проведенного совещания было рассмотрение вопроса о создании единой управляющей электроснабжающей организации с присутствием на совещании должностных лиц Правительства Удмуртской Республики, отвечающих за функционирование электроэнергетики в Удмуртской Республике. Решения, принятые на совещании, являются результатом согласованных действий представителей органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Удмуртской Республики в области электроэнергетики. Результатом и последующими действиями участников совещания подтверждается исполнение принятых на совещании решений, в том числе и ссылка на протокол совещания в ненормативном акте органа местного самоуправления о передаче имущества в аренду управляющей компании.
Данные действия нарушают требования статьи 7 пункта 1 и статьи 8 Закона РСФСР от 22.03.1991г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
2.Целью изъятия электросетевого имущества из хозяйственного ведения МУП "Коммунэнерго" Администрацией Малопургинского района была дальнейшая передача электросетевого имущества в аренду ООО "УУК". Таким образом, собственник имущества передал его в аренду ООО "УУК" путем изъятия из хозяйственного ведения в муниципальную казну. Выписки из Реестра имущества, составляющего муниципальную казну, о постановке электросетевого имущества в казну Администрацией Малопургинского района не представлены.
Представители Администрации Малопургинского района пояснили, что способ передачи в аренду электросетевого имущества путем изъятия в казну и последующей передачей в аренду является наиболее дешевым для муниципального образования, чем подача ходатайства в установленном Законом "О естественных монополиях" порядке.
Объяснения Администрации Малопургинского района о выбранном способе передачи имущества в аренду ООО "УУК", и, соответственно, отсутствие со стороны МУП "Коммунэнерго" нарушения ст.7 Закона "О естественных монополиях" не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
С момента изъятия имущества из хозяйственного ведения МУП "Коммунэнерго" и передачи его в аренду ООО "УУК", МУП "Коммунэнерго" должно было прекратить оказывать услуги по производству и распределению электрической энергии, возложенные на предприятие пунктом 2 Устава МУП "Коммунэнерго". В соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", при прекращении унитарным предприятием уставного вида деятельности, предприятие ликвидируется или в Устав вносятся соответствующие изменения. Администрацией Малопургинского района требования указанного законодательного акта не выполнены - предприятие не ликвидировано, изменения в Устав не внесены.
Кроме того, изъятие имущества из хозяйственного ведения МУП "Коммунэнерго", являющегося субъектом естественной монополии по передаче электрической энергии, и постановка его в казну муниципального образования, приводит к изъятию имущества из обращения, и бремя содержания имущества ложится на орган местного самоуправления. В соответствии со ст.44 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35 ФЗ "Об электроэнергетике" собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять согласование с системным оператором либо с уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации о временном или полном выводе оборудования из эксплуатации. Однако данные требования собственником муниципального имущества - Администрацией Малопургинского района не выполнены. Представители Администрации Малопургинского района и директор МУП "Коммунэнерго" Бадамшин Ю.К. на заседании рабочей группы пояснили, что они не планировали ни о временном, ни о полном выводе оборудования из эксплуатации и МУП "Коммунэнерго" с 30.11.2004г. ( с момента изъятия в муниципальную казну) по 31.12.2004г. продолжало его эксплуатировать в том же режиме, что и до изъятия в казну, без заключения договоров либо по иным основаниям, а с 01.01.2005г. продолжает его эксплуатировать в том же режиме и тем же персоналом по договору с ООО "УУК" № 2/5 от 01.01.2005г. на оперативно-техническое обслуживание электрических сетей. Также это подтверждается Инструкцией по действиям оперативного персонала ОАО "Удмуртэнерго" МП РЭС и МУП "Коммунэнерго" по ликвидации аварийных ситуаций, которой руководствуются ОАО "Удмуртэнерго" и МУП "Коммунэнерго", при этом к данным действиям арендатор ООО "УУК" никакого отношения не имеет и ответственности не несет.
Также рабочей группой установлено, что на дату принятия решения и передачи в аренду данного имущества ООО "УУК" (постановление Главы Администрации Малопургинского района № 656 от 03.12.2004г.), согласно пояснений генерального директора Лысенко С.П., не работало ни одного сотрудника и общество фактически свою деятельность не осуществляло.
В силу п.2 ст. 295 Гражданского Кодекса Российской Федерации унитарное предприятие вправе отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Однако при этом следует учитывать, что такие предприятия, в соответствии с п.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации, обладают специальной правоспособностью и отказ или согласие, на основании которых собственник изымает имущество, не должны приводить к невозможности осуществления предприятием целевой деятельности, в том числе и лицензируемого вида деятельности.
Согласно п.9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 № 8, если действия предприятия, в том числе и осуществленные в порядке требований п.2 ст.295 Гражданского кодекса Российской Федерации, по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, независимо от того, совершены они с согласия собственника (уполномоченного им органа) или самостоятельно предприятием.
На заседании рабочей группы установлено, что цель изъятия имущества из хозяйственного ведения МУП "Коммунэнерго" Администрации Малопургинского района была известна, то есть передача в аренду ООО "УУК". Действия Администрации Малопургинского района по рассмотрению заявлений МУП "Коммунэнерго" об изъятии имущества в казну, о передаче имущества из казны в аренду ООО "УУК" и заключение договора аренды с ООО "УУК" имеют признаки притворности проведенных сделок, фактически являющихся передачей имущества субъекта естественной монополии в аренду ООО "УУК", с обязанностью прекращения целевой лицензируемой деятельности МУП "Коммунэнерго", которая не была прекращена.
4. В соответствии с Положением о порядке сдачи в аренду нежилого фонда и имущества, находящегося в муниципальной собственности, принятого Решением Малопургинского районного Совета депутатов от 30.10.2003г. № 10-10-147, пунктом 1.5., получение права аренды реализуется проведением коммерческих конкурсов (аукционов).
Принятие решения о передаче в аренду имущества муниципального образования "Малопургинский район" должно определяться целями, не нарушающими права и охраняемые законом интересы собственника имущества. Достижение общественно-полезной цели - обеспечение надлежащего управления имуществом и приумножение имущества собственника возможно при условии профессионализма и добросовестной конкуренции субъектов рынка поставки электрической энергии. Выбор арендатора электросетевого имущества муниципального образования "Малопургинский район" без проведения конкурса ведет к безусловному ограничению конкуренции на рынке услуг поставки электрической энергии и к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.
Указанные действия нарушают требования статьи 7 пункта 1 и статьи 8 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
5.В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для предоставления услуг по эксплуатации электрических сетей требуется специальное разрешение (лицензия). По информации Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике лицензия на эксплуатацию электрических сетей у ООО "УУК" отсутствует.
Кроме того, на момент принятия постановления Главой администрации Малопургинского района от 03.12.2004г. № 656 "О передаче в аренду недвижимого имущества" и на момент заключения договора аренды, рабочей группой установлено, что согласно бухгалтерскому балансу за 2004 год ООО "УУК": не имело собственных основных средств; не имело арендованных или полученных в пользование по иным основаниям основных средств; уставной капитал составляет 10 тысяч рублей; не работало ни одного работника и общая стоимость чистых активов составляла 13 тысяч рублей.
Представители ООО "УУК" пояснили, что с МУП "Коммунэнерго", имеющим лицензию на эксплуатацию электрических сетей, заключен договор на оперативно-техническое обслуживание электросетевого имущества и, соответственно, ООО "УУК" лицензия не требуется.
Согласно требованиям Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации электрических сетей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 №637 (в ред. постановления Правительства РФ от 03.10.2002 №731), пункта 2, деятельность по эксплуатации электрических сетей включает в себя прием, передачу и распределение электрической энергии, а также техническое обслуживание и ремонт указанных сетей. МУП "Коммунэнерго", с момента изъятия электросетевого имущества из хозяйственного ведения, прекратило осуществлять деятельность по приему и передаче электрической энергии. В соответствии с договором на оперативно - техническое обслуживание с ООО "УУК", МУП "Коммунэнерго" по договору осуществляет техническое обслуживание, проводит текущий и капитальный ремонт сетей. Услуги по приему, передаче и распределению электрической энергии, в том числе и заключение соответствующих договоров осуществляет ООО "УУК". Деятельность по эксплуатации электрических сетей без наличия соответствующей лицензии запрещена. ООО "УУК" осуществляет деятельность, требующую лицензирования, чем нарушает нормы статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
6.Решение Малопургинского районного Совета депутатов от 25 ноября 2004 года № 17-8-262 о положении "О муниципальной казне Малопургинского района" опубликовано 25 января 2005 года в районной газете "Маяк". Согласно статье 34 Устава муниципального образования "Малопургинский район" нормативные правовые акты Совета депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, вступают в силу после их официального опубликования в районных средствах массовой информации. Таким образом, постановление Главы Администрации Малопургинского района от 30 ноября 2004 года № 643 "О включении имущества в состав муниципальной казны", принятое на основании акта органа местного самоуправления не вступившего в законную силу, является незаконным и не подлежащим применению с момента издания.
7. Рабочей группой, при отложении рассмотрения дела № 1/05-ЕМ от 24.05.2005г., было привлечено Министерство топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики, у которого были истребованы документы и материалы, характеризующие социально-экономические последствия передачи электросетевого имущества МУП "Коммунэнерго" в аренду ООО "УУК", в том числе для потребителей Малопургинского района. Ответами за подписью министра топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики В.К.Преснухина от 01.06.2005г. № 1-17-116 и от 08.06.2005г. № 1-17-131 сообщено, что пояснение экономической составляющей договоров аренды между участниками каких-либо правоотношений не входит в компетенцию Министерства топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики. Каких-либо материалов и документов по данным сделкам и о их последствиях представлено не было.
8. Рабочей группой, при отложении рассмотрения дела № 1/05-ЕМ от 24.05.2005г,, была также привлечена Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики, у которой были истребованы документы и материалы, характеризующие положительные и отрицательные последствия (инвестиционные, технические, экономические и иные) передачи электросетевого имущества МУП "Коммунэнерго" в аренду ООО "УУК", в том числе для потребителей Малопургинского района. Председателем Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики О.М.Белобоковым представлены ненормативные документы с пояснительными записками:
Постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее РЭК УР) от 24.12.2003 № 19/1 о тарифах на электрическую энергию, отпускаемую от сетей ОАО "Удмуртэнерго" организациям коммунальной энергетики, с пояснительными записками и обоснованиями расчетов;
Постановление РЭК УР от 23.12.2004г. № 16/11 о плате за услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП "Коммунэнерго", с пояснительными записками и обоснованиями расчетов;
Постановление РЭК УР от 30.12.2004г. № 17/9 о плате за услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "УУК";
Постановление РЭК УР от 30.12.2004г. № 17/21 о тарифе на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" для ООО "Региональный энергосбытовой комплекс";
Постановление РЭК УР от 30.12.2004г. № 17/22 о сбытовой надбавке ООО "Региональный энергосбытовой комплекс";
Постановление РЭК УР от 20.04.2005г. № 5/9 о тарифе на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "УУК" потребителям, обслуживаемым ООО "Региональный энергосбытовой комплекс",
а также даны пояснения о том, что вопросы сдачи муниципального имущества в аренду в компетенцию Региональной энергетической комиссии не входят, а являются компетенцией органа местного самоуправления и рассматриваемые рабочей группой вопросы нарушения законодательства о естественных монополиях к Региональной энергетической комиссии отношения не имеют. На заседании рабочей группы 10 июня 2005 года представители Региональной энергетической комиссии пояснили, что тарифы устанавливаются любой организации, подавшей заявку, независимо от наличия лицензии, и Региональная энергетическая комиссии наличие или отсутствие лицензии не контролирует. По вопросу применения расчетов в структуре тарифа для ООО "УУК", у которого на момент утверждения не работало ни одного человека, согласно постановлениям от 30.12.2004 № 17/9 и от 30.12.2004 № 17/21 пояснили, что затраты были приняты исходя из фактических расчетов на 1 КВт час на 1 условную единицу по аналогичным сетям. При принятии постановления от 20.04.2005 № 5/9 о тарифе на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "УУК" потребителям, обслуживаемым ООО "Региональный энергосбытовой комплекс", тариф на передачу был установлен согласно заключенных договоров аренды ООО "УУК", принятых от оптовых муниципальных электроснабжающих организаций, исходя из средств, которые первоначально были выделены муниципальным оптовым энергоснабжающим организациям То есть, изменение тарифа для конечных потребителей не произошло, но по величине средств, которые учтены в составе данного тарифа, произошли изменения. Исключены из тарифа средства на производственное развитие сетей, которые раньше в тарифе были предусмотрены.
Рабочая группа, рассмотрев данные постановления, пояснительные записки к ним, объяснения представителей Региональной энергетической комиссии, а также договор аренды недвижимого имущества № 16 от 6 декабря 2004 года установила, что в соответствии со статьями 41, 42, 60 Бюджетного Кодекса Российской Федерации арендная плата казенного имущества является неналоговым доходом муниципального образования "Малопургинский район" и в полном объеме, за вычетом налоговых платежей, зачисляется ежегодно в бюджет муниципального образования. Расходы из бюджета производятся исключительно в рамках муниципального заказа в соответствии со статьями 71, 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с бюджетным процессом, принятым представительным органом местного самоуправления. Таким образом, сумма арендной платы изымается в размере амортизационных отчислений - 442,550 тысяч рублей в год, в том числе НДС - 67,507 тысяч рублей из оборота субъекта естественной монополии, которая ранее направлялась на воспроизводство основных средств - муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП "Коммунэнерго", предназначенных для оказания услуг естественной монополии - передачи электрической энергии. Отсутствие в новом тарифе средств на развитие сетей (постановление РЭК УР от 20.04.2005 № 5/9) для арендатора ООО "УУК", с целью сохранения прежней величины тарифа для потребителей, подтверждает изъятие данной инвестиционной суммы из инвестиционной составляющей, предназначенной для прямого воспроизводства основных средств МУП "Коммунэнерго", что может привести к необратимому износу основных средств, предназначенных для передачи электрической энергии и, как следствие, к разрушению сетевого хозяйства Малопургинского района. Это, в свою очередь, может привести к прекращению оказания услуг субъектом естественной монополии и вызовет крайне неблагоприятные последствия для потребителей электрической энергии Малопургинского района.
Передача в аренду электросетевого имущества субъекта естественной монополии МУП "Коммунэнерго", предназначенного для передачи электрической энергии, другому хозяйствующему субъекту - ООО "УУК", не обладающего специальной правоспособностью (отсутствует лицензия на прием, передачу и распределение электрической энергии), не имеющего на момент принятия решения и передачи в аренду имущества ни одного работающего, не имеющего основных средств и обладающего стоимостью чистых активов 13 тысяч рублей, может привести к созданию аварийных и черезвычайных ситуаций, что приведет к неблагоприятным последствиям для потребителей Малопургинского района и прекращению оказания услуг субъектом естественной монополии.
С целью устранения выявленных многочисленных нарушений законодательства, руководствуясь статьями 11, 15, пунктом 1 статьи 22 Федерального Закона "О естественных монополиях", статьями 26,27 Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального Закона "О естественных монополиях", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 257, рабочая группа
РЕШИЛА:
1.Признать должностных лиц Правительства Удмуртской Республики: заместителя председателя Правительства Удмуртской Республики Савельева В.А., министра топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики Преснухина В.К., председателя Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики Белобокова О.М., нарушившими статью 7 пункт 1 Федерального закона "О естественных монополиях". Нарушение выразилось в совершении юридически значимых действий, которые повлекли нарушение законодательства о естественных монополиях субъектом естественной монополии - Малопургинским МУП "Коммунэнерго" и Администрацией Малопургинского района Удмуртской Республики;
2.Признать Администрацию Малопургинского района Удмуртской Республики нарушившей статью 7 пункт 1 Федерального Закона "О естественных монополиях". Нарушение выразилось в совершении действий в отношении субъекта естественной монополии - Малопургинского МУП "Коммунэнерго", которые могут привести к ущемлению интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях".
3.Признать Малопургинское МУП "Коммунэнерго" нарушившим статью 7 пункты 2, 3 Федерального Закона "О естественных монополиях". Нарушение выразилось в непредставлении субъектом естественной монополии - Малопургинским МУП "Коммунэнерго" ходатайства в орган регулирования естественных монополий о даче согласия на совершение действий по сдаче в аренду основных средств, в результате которых хозяйствующий субъект - ООО "Удмуртская управляющая компания" приобретает право пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства товаров (передача электрической энергии), в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
4.Выдать предписание должностным лицам Правительства Удмуртской Республики: заместителю председателя Правительства Удмуртской Республики Савельеву В.А., Министру топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики Преснухину В.К., председателю Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики Белобокову О.М., о прекращении нарушения законодательства о естественных монополиях и устранении его последствий.
5.Привлечь Малопургинское МУП "Коммунэнерго" к административной ответственности в соответствии со статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.1998г. №224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики", направить информацию в отношении должностных лиц Правительства Удмуртской Республики: заместителя председателя Правительства Удмуртской Республики Савельева В.А., Министра топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики Преснухина В.К., председателя Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики Белобокова О.М., Главы Администрации Малопургинского района Удмуртской Республики Л.А.Чунаевой в Прокуратуру Удмуртской Республики о рассмотрении действий указанных лиц на соответствие нормам федерального законодательства.
7. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.1998г. №224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики", направить материалы в Прокуратуру Удмуртской Республики в отношении ООО "Удмуртская управляющая компания", на предмет рассмотрения осуществления деятельности по передаче электрической энергии без наличия специального разрешения (лицензии), обязательное наличие которого установлено федеральным законодательством.
8.Направить информацию в Управление Ростехнадзора по Удмуртской Республике, на предмет соответствия федеральному законодательству деятельности ООО "Удмуртская управляющая компания" по приему. передаче и распределении электрической энергии без наличия специального разрешения (лицензии).
9.Государственным средствам массовой информации Удмуртской Республики: "Известия Удмуртской Республики", "Удмуртская правда", муниципальному средству массовой информации Малопургинского района Удмуртской Республики - газете "Маяк" опубликовать настоящее Решение в течение 10 дней с момента получения Решения.






ПРЕДПИСАНИЕ № 1/05-ЕМ
о прекращении нарушений
законодательства о естественных монополиях

вынесено: 10 июня 2005 года
изготовлено: 20 июня 2005 года г. Ижевск

Рабочая группа Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению дел о нарушениях Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" в составе:
Маренникова М.М. - председателя рабочей группы - руководителя управления, членов рабочей группы: Юшкина С.В. - заместителя руководителя управления, Башкирова А.Р. - начальника отдела естественных монополий, Шульминой Л.М. - главного специалиста отдела естественных монополий, Непогодиной Н.Ф. - специалиста отдела естественных монополий,
на основании своего решения, принятого 10 июня 2005 года по делу №1/05-ЕМ о нарушении
Малопургинским МУП "Коммунэнерго" - 427820, с. Малая Пурга,
ул. Северная, 1, - статьи 7 пунктов 2,3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях",
Администрацией Малопургинского района Удмуртской Республики - 427820, с. Малая Пурга, пл. Победы, 1 - статьи 7 пункта 1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.Должностным лицам Правительства Удмуртской Республики прекратить нарушение статьи 7 пункта 1 Федерального Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Нарушение выразилось в совершении действий в отношении субъекта естественной монополии - Малопургинского МУП "Коммунэнерго", которые могут привести к ущемлению интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с Федеральным Законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях"
В срок до 15 июля 2005 года восстановить первоначальное положение и совершить следующие действия:
-должностным лицам Правительства Удмуртской Республики: заместителю Председателя Правительства Удмуртской Республики Савельеву В.А., Министру топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики Преснухину В.К., председателю Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики Белобокову О.М. отменить Протокол совещания от 17 августа 2004 года № 5 по вопросу: "Создание в Удмуртской Республике единой электроснабжающей организации" путем признания его недействующим с момента утверждения;
-должностному лицу Правительства Удмуртской Республики - министру топлива, энергетики и связи Удмуртской Республики Преснухину В.К. отозвать письмо от 29.09.2004г. № 1-18 о направлении Главам администраций городов и районов Удмуртской Республики Протокола совещания от 17 августа 2004 года № 5, по вопросу "Создание в Удмуртской Республике единой электроснабжающей организации".
2.Администрации Малопургинского района Удмуртской Республики прекратить нарушение статьи 7 пункта 1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Нарушение выразилось в совершении действий в отношении субъекта естественной монополии - Малопургинского МУП "Коммунэнерго", которые могут привести к ущемлению интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с Федеральным Законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
В срок до 15.07.2005г. восстановить первоначальное положение и совершить следующие действия:
-отменить Постановление Главы Администрации Малопургинского района Удмуртской Республики от 30.11.2004 г. №643 об изъятии электросетевого имущество из хозяйственного ведения Малопургинского МУП "Коммунэнерго" и передаче его в муниципальную казну;
-отменить постановление Главы Администрации Малопургинского района Удмуртской Республики от 03.12.2004г. № 656, согласно которому электросетевое имущество передано в аренду ООО "УУК" сроком на 25 лет;
-возвратить электросетевое имущество, изъятое из хозяйственного ведения Малопургинского МУП "Коммунэнерго", передать его с постановкой на баланс и закрепить на праве хозяйственного ведения за субъектом естественной монополии Малопургинским МУП "Коммунэнерго";
-расторгнуть договор аренды № 16 недвижимого имущества от 6 декабря 2004 года о передаче электросетевого имущества из муниципальной казны в аренду ООО "Удмуртская управляющая компания".
3.Малопургинскому МУП "Коммунэнерго" прекратить нарушение статьи 7 пунктов 2,3 Федерального Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Нарушение выразилось в совершении действий по передаче имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, в аренду ООО "Удмуртская управляющая компания", что может привести к ущемлению интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с Федеральным Законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", без получения предварительного согласия.
В срок до 15 июля 2005 года восстановить первоначальное положение и совершить следующие действия:
-отозвать письмо от 29.10.2004г. № 78, направленное в адрес Администрации Малопургинского района Удмуртской Республики об изъятии электросетевого имущества в муниципальную казну;
-принять электросетевое имущество, изъятое из хозяйственного ведения, по акту приема-передачи от Администрации Малопургинского района Удмуртской Республики и поставить его на баланс субъекта естественной монополии.
4. Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики прекратить нарушение статьи 7 пункта 1 Федерального Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Нарушение выразилось в отмене тарифа, в соответствии с которым МУП "Коммунэнерго" обязано оказывать регулируемые услуги.
В срок до 15 июля 2005 года восстановить первоначальное положение и совершить следующие действия:
-отменить постановление от 20.04.2005 №5/9 о тарифе на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "УУК" потребителям, обслуживаемым ООО "Региональный энергосбытовой комплекс" в части отмены постановления от 23.12.2004г. № 16/11 о плате за услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП "Коммунэнерго".

О выполнении настоящего Предписания сообщить до 20 июля 2005 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством.



Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь