Решение и предписание по ходатайству АО «ФГК»

30 марта 2016, 15:54

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения ходатайства

 

В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»  Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство АО «ФГК» (место нахождения: 620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 44; основной вид деятельности: аренда железнодорожного транспорта и оборудования) о получении в пользование 100 % основных производственных средств (38338 единиц подвижного состава (грузовых вагонов: 28306 полувагонов, из которых 7149 с улучшенными техническими характеристиками; 10032 вагонов - цистерн) ООО «УВЗ-Логистик» (место нахождения: 119049, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 40; основной вид деятельности: деятельность железнодорожного транспорта), и приняла решение об удовлетворении данного ходатайства и выдаче предписания.

Настоящее решение действует только в совокупности с предписанием от 28.03.2016  № ИА/20191/16.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство АО «ФГК» (место нахождения: 620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 44; основной вид деятельности: аренда   железнодорожного  транспорта   и   оборудования)  о получении в пользование 100 % основных производственных средств ООО «УВЗ-Логистик», и сообщает, что приняла решение об удовлетворении ходатайства с учетом следующего.

Из представленных с ходатайством о получении в пользование 100 % основных производственных средств ООО «УВЗ-Логистик» материалов следует, что ОАО «РЖД» владеет 100%-1 акция в уставном капитале АО «ФГК».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, ОАО «РЖД» и АО «ФГК» входят в состав одной группы лиц.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», перевозчик обязан владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве.

Согласно статье 11 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», на ОАО «РЖД» (перевозчика) возложена обязанность по рассмотрению заявок на перевозку грузов в вагонах и планирования указанных перевозок.

ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии, приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, следовательно, группа лиц, включающая ОАО «РЖД» и АО «ФГК», занимает доминирующее положение на данных рынках.

В результате совершения сделки АО «ФГК» будет владеть 126 819 полувагонов, что составит 24,99 % от общего количества полувагонов, которыми владеют хозяйствующие субъекты на территории Российской Федерации.

В связи с передачей ООО «УВЗ-Логистик» 100 % основных производственных средств АО «ФГК», ООО «УВЗ-Логистик» не будет оказывать услуги по предоставлению вагонов для перевозки грузов.

Приобретение АО «ФГК» 100 % основных производственных средств ООО «УВЗ-Логистик» приведет или может привести к ограничению конкуренции в связи с сокращением числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

ОАО «РЖД», образуя с АО «ФГК» вертикально интегрированную группу, имеет возможность контролировать процесс предоставления инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе операторам железнодорожного подвижного состава, то есть конкурентам АО «ФГК».

Таким образом, в результате совершения сделки группа лиц ОАО «РЖД» и АО «ФГК» может устанавливать барьеры входа на рынок предоставления вагонов и рынок грузовых железнодорожных перевозок, а также в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на указанных товарных рынках.

В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом «н» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, ФАС России предписывает группе лиц в составе: ОАО «РЖД» - перевозчик, владелец инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, АО «ФГК» - оператор железнодорожного подвижного состава, обеспечить совершение следующих действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынках перевозок грузов и предоставления вагонов и недопущение создания дискриминационных условий для грузоотправителей, грузополучателей, транспортных экспедиторов, физических/юридических лиц, владеющих вагонами, контейнерами на праве собственности и/или на ином законном праве, а именно:

1) ОАО «РЖД» не допускать передачу в пользу АО «ФГК» своих полномочий и функций перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, выполняемых согласно Федеральному закону от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и иным нормативным правовым актам.

2) ОАО «РЖД» обеспечить соблюдение права грузоотправителя использовать по своему усмотрению для осуществления перевозок подвижной состав любого собственника/арендатора подвижного состава (при наличии возможности его эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования) на равных/недискриминационных условиях с лицами, входящими в группу лиц ОАО «РЖД», в том числе АО «ФГК».

3) В случае обращения к ОАО «РЖД» (перевозчику, собственнику инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования) пользователей услугами железнодорожного транспорта, не входящими в группу лиц ОАО «РЖД», обеспечить условия взаимодействия (в т.ч. перечень работ/услуг, существенные условия договоров, в том числе их стоимость) между ОАО «РЖД» и обратившимися пользователями услугами железнодорожного транспорта на аналогичных условиях взаимодействия между ОАО «РЖД» и пользователями услугами железнодорожного транспорта, входящими в группу лиц ОАО «РЖД».

В рамках мониторинга исполнения данного пункта ОАО «РЖД» обеспечивает формирование и представление в ФАС России отчетов на базе соответствующих информационных систем в режиме реального времени (онлайн) по вопросам: регистрация, рассмотрение, исполнение заявок формы ГУ-12, в том числе с указанием вагонов заявленных и предоставленных по данной заявке формы ГУ-12, формирование, исполнение транспортной железнодорожной накладной; введение запретов/ограничений по погрузке/выгрузке грузов, отставлению поездов от движения; движение порожних/груженых вагонов.

4) ОАО «РЖД» (группе лиц ОАО «РЖД») обеспечить недискриминационный доступ к услугам по выполнению плановых и внеплановых видов ремонта подвижного состава лиц, не входящих в группу лиц ОАО «РЖД», и лиц, входящих в группу лиц ОАО «РЖД», в том числе обеспечить условия договоров, уровень цен на одноименные виды ремонта подвижного состава, принадлежащего группе лиц ОАО «РЖД», сопоставимые с условиями договоров, уровнем цен на одноименные виды ремонта подвижного состава, не принадлежащего группе лиц ОАО «РЖД», в условиях одинаковых затрат на необходимые для ремонта материально-технические ресурсы.

5) Группе лиц в составе ОАО «РЖД», АО «ФГК», в случае установления цен (тарифов, сборов, плат) на нерегулируемые государством услуги по предоставлению вагонов, в том числе полувагонов, под перевозку и сопутствующие виды услуг (работ) выше более чем на 7,5% по сравнению со среднеквартальными ценами (тарифами, сборами, платами), установленными для предоставления вагонов соответствующего типа в соответствующем квартале предыдущего года, а также в случае любого повышения цен (тарифов, сборов, плат) сверх уровня, установленного на соответствующие виды услуг (работ) в тарифном прейскуранте, предоставить в ФАС России экономическое обоснование повышения цен (тарифов, сборов, плат), в срок не позднее чем за 15 дней до повышения цен (тарифов, сборов, плат).

В случае, если предлагаемое повышение вышеуказанных цен (тарифов, сборов, плат) экономически обоснованно, в том числе с учетом фактически достигнутого повышения оборачиваемости вагонов на сети, ФАС России может выдать соответствующее заключение.

6) Рекомендовать ОАО «РЖД» организовать на электронной торговой площадке размещение до 50 % предложений по перевозкам грузов в универсальном подвижном составе. Указанная электронная торговая площадка должна обеспечивать, в том числе возможность для грузоотправителей размещать заказы на перевозку грузов и привлечение ближайшего доступного универсального подвижного состава на недискриминационных условиях с автоматическим подтверждением плана перевозки с помощью удаленного доступа через сеть интернет.

Рекомендовать АО «ФГК» размещать на электронной торговой площадке предложения по предоставлению имеющегося в распоряжении универсального подвижного состава в размере не менее пропорционально сложившейся доли АО «ФГК» на рынке вагонов универсального подвижного состава.

ОАО «РЖД» обеспечить доступ заинтересованных операторов железнодорожного подвижного состава на недискриминационных условиях к размещению на электронной торговой площадке предложений по предоставлению универсального подвижного состава.

ОАО «РЖД» согласовать с ФАС России правила и порядок функционирования электронной торговой площадки, в том числе обеспечивающей эффективное функционирование перевозочного процесса по аналогии с принципами работы обезличенного общего парка, а также сроки ее разработки, тестовой эксплуатации и внедрения.

7) Группе лиц в составе: ОАО «РЖД», АО «ФГК», в срок до 01.05.2016 обеспечить разработку и согласование с ФАС России форм, порядка расчетов и отчета исполнения поведенческих условий, указанных в пунктах 1-6 настоящего предписания, в целях дальнейшего применения.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь