Протокол заседания методического совета Федеральной антимонопольной службы по тарифному регулированию от 31 марта 2016 г. № 3

15 апреля 2016, 11:27

ПРОТОКОЛ № 3

заседания Методического совета Федеральной антимонопольной службы по тарифному регулированию

 

31 марта 2016 г.

г. Москва

Председательствующий  –  А.Н. Голомолзин

 

Присутствовали:

Субботин П.Т.

Попкова Ю.В.

 

 

 

Приглашенные

Представители региональных органов тарифного регулирования, профсоюзов, Минэнерго России, Минэкономразвития России, частных компаний, объединений работодателей, организаций потребителей услуг регулируемых естественных монополий, научных и учебных организаций; эксперты

Повестка:

  1. Практика учета отраслевых (тарифных) соглашений (ОТС) при принятии решений по тарифному регулированию в условиях действующего трудового законодательства.
  2. Предложения по изменению трудового законодательства в части влияния ОТС на установление тарифов. 

1.       Заместитель руководителя ФАС России, Председатель методического совета ФАС России по тарифному регулированию А.Н. Голомолзин объявил, что заседание Методического совета по тарифном регулированию проводится в соответствии с решением, принятым на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 25 декабря 2015 г. Проведение Методического совета также было предусмотрено решением, принятым на Семинаре с участием представителей территориальных органов ФАС России и руководителей органов власти субъектов Российской Федерации в сфере тарифообразования, состоявшемся 3 марта 2016 г.

В настоящее время активно обсуждается проблема изменения подходов к тарифному регулированию. Один из вопросов, имеющих ключевое значение для принятия тарифных решений, – учет расходов регулируемых хозяйствующих субъектов на заработную плату. Эта тема была предметом обсуждения на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоявшемся 25 декабря 2016 г. У работодателей, профсоюзов, регулируемых организаций и потребителей их услуг интересы в этой сфере сильно расходятся . По его словам, здесь важно учесть не только интересы работодателей и профсоюзов регулируемых организаций, но и основных потребителей регулируемых ресурсов и населения. Задача ФАС России – найти баланс интересов и учесть его при принятии тарифных решений. В этом контексте важным является то, что при принятии тарифных решений в рамках проведения новой тарифной политики активно задействуются Советы потребителей. Также могут меняться подходы к формированию отраслевых тарифных соглашений в условиях изменения парадигмы тарифного регулирования – отказ от затратного метода и переход к методам долгосрочного тарифообразования, а также к методам, ориентирующимся на индикаторы сопоставимых рынков.

А.Н. Голомолзин также сообщил, что в настоящее время действует порядка 10 отраслевых (тарифных) соглашений в регулируемых сферах деятельности. Эти соглашения построены на принципах социального партнерства и устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями. Отсылки к таким соглашениям присутствуют в ряде нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется тарифное регулирование. Например, в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (ред. от 31.12.2015) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.01.2016), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

При установлении тарифов в сфере теплоснабжения регулирующие органы осуществляют расчет расходов на оплату труда (с применением в разрезе категорий персонала), выполненный в соответствии с положениями федерального ОТС, а также учитывают расходы на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций с учетом ОТС.

В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э, с учетом ОТС, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В сфере вывоза твердых бытовых отходов, в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования в сфере ЖКХ для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

2.       Помощник руководителя ФАС России П.Т. Субботин сообщил, что на заседании трехсторонней комиссии в марте 2016 г. также обсуждался вопрос отраслевых (тарифных) соглашений и их учет при принятии тарифных решений. П.Т. Субботин также напомнил о необходимости координации деятельности региональных органов тарифного регулирования и ФАС России для развития экономики страны.

3.       Начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Ю.В. Попкова сообщила, что статья расходов регулируемых организаций на оплату труда наиболее часто является предметом обжалования в рамках досудебного рассмотрения споров и тарифных разногласий.

По причине отсутствия в действующем законодательстве в сфере государственного регулирования цен (тарифов) единообразного подхода по учету ОТС, у органов регулирования при принятии тарифных решений возникают определенные сложности.

Нередки случаи, когда средняя заработная плата в отдельной регулируемой сфере в субъекте Российской Федерации, оказывается ниже, чем заработная плата, рассчитанная в соответствии с положениями ОТС.

В этой связи ФАС России считает необходимым установить единые правила и подходы, касающиеся применения и учета ОТС при принятии органами регулирования тарифных решений во всех сферах регулирования.

При этом необходимым условием должно стать непревышение размера заработной платы в регулируемых организаций, включаемой в тариф, над уровнем средней заработной платы в субъектах Российской Федерации, сложившейся в конкретной отрасли или сфере деятельности (по данным Росстата).

С этой целью Ю.В. Попкова предложила разработать проекты правовых норм для включения их в основы ценообразования и методики в сфере тарифного регулирования, которые бы позволяли однозначно и единообразно применять их на практике.

4.      Учет отраслевых тарифных соглашений при принятии решений по тарифному регулированию

(Голомолзин А.Н., Субботин П.Т., Попкова Ю.В., Клак Н.В., Сибиряков А.Э., Вахруков Д.С., Соболев А.Л., Агитаев Е.В., Зверева О.Г., Тихонов Е.Н., Крынин М.А., Минько О.В., Милованов С.Н., Нургалиев З.А., Офицеров Ю.Б., Панкстьянов Ю.Н., Чеверева М.И., Потапова В.Н., Репетюк С.В., Линкер Л.А., Файрушина М.А.)

Состоялось обсуждение вопроса представителями региональных органов тарифного регулирования, профсоюзных организаций, федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, частных организаций, организаций потребителей услуг регулируемых естественных монополий, научных и учебных организаций, экспертами.

Принятые решения:

1.       Выразить благодарность приглашенным участникам Методического совета за активное участие в его работе.

2.       Принять к сведению доклады и сообщения, сделанные на заседании Методического совета.

3.       Создать рабочую группу по унификации методологии и принципов учета отраслевых (тарифных) соглашений при принятии тарифных решений.

4.       Участникам заседания Методического совета направить в ФАС России предложения по составу рабочей группы.

5.       Управлению регионального тарифного регулирования обобщить судебную практику в части учета отраслевых тарифных соглашений при принятии тарифных решений.

Срок исполнения – 30 апреля 2016 г.

6.       О ходе и результатах проделанной в рамках рабочей группы работы ФАС России проинформирует Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

 

Заместитель руководителя ФАС России,

Председатель Методического совета ФАС России по тарифному регулированию

 

 

А.Н. Голомолзин

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь