Протокол заседания рабочей группы по изменению в подходе тарифного регулирования в теплоснабжении № 1 от 10 ноября 2015 г.

10 ноября 2015, 11:12

ПРОТОКОЛ № 1

заседания рабочей группы по изменению в подходе тарифного  регулирования в теплоснабжении

10 ноября 2015 г.

г. Москва

Председательствующий  –  А.Н. Голомолзин

Присутствовали:

Члены рабочей группы:

Бекленищева Илона Валерьевна

Директор по отраслевому регулированию ОАО «Фортум»

Кийски Артур Валтерович

Директор по экономике и финансам ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга»

Косогова Екатерина Андреевна

 

Директор по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания»

Рыженков Михаил Александрович

Менеджер по работе с государственными органами ОАО «Фортум»

Семенов Виктор Германович

 

Генеральный директор ОАО «ВНИПИэнергопром"

Сопина Татьяна Николаевна 

 

Начальник отдела нормативного обеспечения регулируемых видов деятельности ООО «Сибирская генерирующая компания»

Чуйко Елена Павловна 

 

Руководитель направления по отраслевому регулированию ОАО «Фортум»

Цышевская Елена Витальевна

 

Заместитель начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России

Приглашенные:

Алексеенко Наталья Вениаминовна

Первый заместитель председателя Комитета по ценам и тарифам  Московской области

Гребцов Павел Владимирович

Председатель РЭК Москвы

Жукова Елена Николаевна

Начальник Управления по тарифам и ценовой политики Орловской области

Сасим Сергей Вячеславович

Заместитель председателя РЭК Москвы

Семенников Алексей Викторович

Руководитель РСТ Нижегородской области

Назарова Елена Викторовна

Руководитель проектов Департамента анализа и развития рынков НП «Совет производителей энергии»

Жданов Максим Владимирович

Начальник управления  реформы рынка ПАО «Т Плюс»

А.Н. Голомолзин, заместитель руководителя ФАС России, председатель Методического совета ФАС России по тарифному регулированию проинформировал членов Рабочей группы по изменению в подходе тарифного регулирования в теплоснабжении (далее – Рабочая группа) о принятых решениях по коллекторному теплу, отметив высокую вероятность обсуждения данного вопроса в Правительстве Российской Федерации в связи с разными подходами Минстроя России, Минэкономразвития России, Минэнерго России и ФАС России.

 

1.Модель рынка тепловой энергии 

(Голомолзин, Косогова, Гребцов, Сасим, Алексеенко, Жукова, Семенников, Жукова, Кийски, Бекленищева, Чуйко, Цышевская)

А.Н. Голомолзин сообщил о концептуальных предложениях по изменению законодательства о естественных монополиях по процедурам принятия тарифных решений. Одно из принципиальных положений состоит в том, что решение следует принимать на основе анализа рынка. В целях оценки условий, в которых функционирует рынок, обсуждение финансово-экономических показателей и принятие тарифного решения должно следовать после анализа рынка. Возможность развития конкуренции на рынках централизованного и децентрализованного теплоснабжения существует в рамках действующего законодательства. При этом с 2018 г. предусмотрено дерегулирование цен на пар для крупных потребителей. А.Н. Голомолзин отметил, что в настоящее время обсуждается вопрос взаимоотношений в рамках единой теплоснабжающей организации.

Поступающие в ФАС России обращения от тарифных регуляторов по вопросу состояния конкуренции на рынке децентрализованного теплоснабжения выявили необходимость разработки методики анализа соответствующих рынков. Данный вопрос требует обсуждения с экспертным сообществом.

Решили:

1.         Членам рабочей группы представить позицию по предлагаемой Минэнерго России концепции изменений в Федеральный закон от 27.07.2010      № 190-ФЗ «О теплоснабжении», которая предполагает внедрение метода расчета тарифов на тепловую энергию в рамках «модели альтернативной котельной», введение зон теплоснабжения и т.д.

2.         Необходима методика принятия тарифного решения исходя из анализа товарных рынков.

 

2. Порядок привлечения совета потребителей к публичному обсуждению концептуальных изменений в регулировании отрасли

(Голомолзин, Гребцов, Сасим, Семенов, Алексеенко, Жукова, Кийски, Семенников, Бекленищева)

А.Н. Голомолзин сообщил о существовании НП «Совет потребителей электроэнергии» и его основных функциях, а также об отсутствии аналогичной организации в сфере теплоснабжения. При этом отметив, что НП «Совет потребителей электроэнергии» не имеет потребности и компетенции высказывать свою позицию по вопросу регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. А.Н. Голомолзин напомнил также о существовании еще одной организации – НП «Совет рынка» и ее функциях. Было отмечено, что интересы представителей крупных, средних, мелких потребителей тепловой энергии, а также населения в настоящее время не представлены.

Решили:

Членам рабочей группы и приглашенным представить свою позицию по вопросу необходимости создания аналога вышеуказанных организаций и его функциях и составе.

3. Обязанность регуляторов по раскрытию информации при принятии тарифных решений 

(Голомолзин, Гребцов, Сасим, Алексеенко, Семенников, Жукова)

А.Н. Голомолзин сообщил о критериях раскрытия информации – открытости и достаточности для принятия тарифных решений, а также проинформировал о разработке регламента взаимодействия с НП «Совет потребителей». Данный регламент предполагает, что потребители будут участвовать в разработке нормативных правовых актов и в принятии тарифных решений в сфере электроэнергетики. При этом аналогичного механизма для рынка теплоэнергетики пока не предусмотрено. Вместе с тем, учет мнения потребителей обязательно.

Состоялось обсуждение вопроса о том, кто будет представлять интересы потребителей в разработке нормативных правовых актов и в принятии тарифных решений в теплоснабжающей отрасли.

А.Н. Голомолзин напомнил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» представитель субъекта естественной монополии вправе присутствовать при рассмотрении соответствующим органом регулирования естественной монополии вопросов, касающихся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности данного субъекта естественной монополии. При этом обязанности привлекать потребителя закон не устанавливает. Это процедура публичного принятия решений, поэтому потребители должны иметь право защитить свои права и интересы.

В процессе принятия решения необходимо оценивать три типа эффективности – текущей деятельности, инвестиционной деятельности и финансово-экономических показателей. Задача антимонопольного органа должна состоять в определении проверяемых точек (бенчмарков), чтобы регулирующие органы, регулируемые хозяйствующие субъекты и третьи лица могли понимать, что деятельность регулируемой компании соответствует этим параметрам, и что тариф был получен в результате эффективной деятельности. Когда будет внедрен массовый бенчмаркинг, то потребитель сможет сопоставить экономические показатели нескольких компаний и сделать вывод о результатах экономической деятельности компании, которая оказывает ему услуги. .Поэтому необходимо стремиться к внедрению бенчмаркинга, который предоставит эффективно работающему бизнесу возможности для развития и нормального уровня доходности. Баланс интересов должен быть обеспечен либо в рамках конкуренции и возможности выбора для потребителя, либо его обеспечит контролирующий орган, т.е. ФАС России. Стандарты раскрытия информации будут способствовать достижению баланса интересов между регулируемыми организациями и потребителями.

Решили:

1.         Продолжить обсуждение применения бенчмаркинга при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения.

2.         Продолжить обсуждение влияния схем теплоснабжения на регулирование тарифов в сфере теплоснабжения.

3.         Пригласить для обсуждения указанных вопросов, а также Стратегии теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»:

–          Липатова Юрия Александровича, члена комитета по энергетике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

–          Межевича Валентина Ефимовича, члена Правления ПАО «Россети»;

–          Шишкина Андрея Николаевича, вице-президента по энергетике и локализации ОАО «НК «Роснефть», члена совета директоров ПАО «Россети».

4.         Предварительно определено, что представлять интересы потребителей в ходе разработки нормативных правовых актов и в принятии тарифных решений в теплоснабжающей отрасли могут такие региональные организации как ОЗПП, ТПП, советы потребителей при губернаторе и др. При этом в определенных случаях учет мнения потребителя можно осуществлять на основе опросов потребителей либо статистики.

5.         Обсудить с потребителями формат раскрытия регуляторами  информации при принятии тарифных решений, анализ затрат регулируемых компаний и экспертное заключение об экономической обоснованности тарифов.

Председатель рабочей группы

по изменению в подходе тарифного  регулирования в теплоснабжении

 

 

А.Н. Голомолзин

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь