Решение по делу № 1-14-117/00-08-17 (Краснодарский чай)

07 мая 2018, 00:00

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 1-14-117/00-08-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                              г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «17» апреля 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «07» мая 2018 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-14-117/00-08-17 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 <................>,рассмотрев в присутствии представителя ООО «Объединение Краснодарский чай» <................> (по доверенности от 21.08.2017), в отсутствие представителя ООО «Мацестинская Чайная Фабрика Константина Туршу», извещенного о месте, дате и времени рассмотрения дела № 1-14-117/00-08-17 о нарушении антимонопольного законодательства надлежащим образом,

дело № 1-14-117/00-08-17 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения по признакам нарушения ООО «Объединение Краснодарский чай» (350072, г. Краснодар, ул. Московская, д. 42, корп. 13; ИНН 2311167038, ОГРН 1142311000292) пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона «О защите конкуренции»),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Из Краснодарского УФАС России в Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО «Мацестинская Чайная Фабрика Константина Туршу» (далее – Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «Объединение Краснодарский чай» (далее – Общество), выразившемся в недобросовестной конкуренции, связанной с введением в гражданский оборот на территории Российской Федерации чая пакетированного «Краснодарский чай» с незаконным использованием наименования места происхождения товара «Краснодарский чай», а также введении в заблуждение в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже. Из поступивших материалов усматривается следующее.

Заявитель является производителем чая под наименованием «Краснодарский», что подтверждается образцом продукции с приложением кассового чека, а также сертификатами соответствия, дистрибьюторским договором от 05.11.2014 № 1 с ООО «Торговый дом «Мацеста чай с 1947 года», товарными накладными и счетами-фактурами.

Заявитель также является правообладателем исключительного права на наименование места происхождения товара (НМПТ) «Краснодарский чай» по свидетельству № 159/1, зарегистрированному 24.11.2016 с датой подачи заявки 30.06.2016.

Общество вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации чай листовой и пакетированный «Краснодарский» («Краснодарскiй»), что подтверждается образцами продукции с приложением кассового чека, каталогом продукции Общества, сертификатами соответствия, договорами, товарными накладными, товарно-транспортными накладными и др. материалами.

Таким образом, Заявитель и Общество являются хозяйствующими субъектами – конкурентами на товарном рынке производства и реализации чая Российской Федерации.

На упаковке чая «Краснодарскiй» черный чай терпкий и ароматный» производства Общества, представленной в материалы дела, размещена следующая информация: «Изготовитель: (1) ООО «Объединение Краснодарский чай». Юридический адрес: 250072, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Московская, д. 42, корп. 13. … Адрес производства: 354538, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, с. Солохаул. (2) ООО «Императорский чай». 143430, Россия, Московская обл., Красногорский р-он, пос. Нахабино, ул. Вокзальная, д.7. Изготовлено по заказу, под контролем и по рецептуре ООО «Объединение Краснодарский чай». 350072, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Московская, д. 42, корп. 13…».

Аналогичная информация размещена на упаковке чая «Краснодарскiй» черный чай с ароматом бергамота», однако в качестве второго адреса производства указано ООО «Универсальные пищевые технологии». 142204, Российская Федерация, Московская обл., г. Серпухов, Северное шоссе, д. 14.

На тыльной стороне упаковок чая расположена следующая надпись: «Компания возрождает и продвигает отечественный продукт – краснодарский чай – и традиции его потребления. Мы не придумываем вкус, мы его храним».

На последней странице каталога продукции Общества после исторической справки о начале выращивания чая в селе Солохаул под рубрикой «Компания» размещено следующее высказывание: «ООО «Объединение Краснодарский чай» продолжает вековую традицию русского чаепития. В настоящий момент наша компания реализует чай под брендом «Краснодарскiй». В купаж нашего чая входит чайный лист, собранный на той самой плантации в селе Солохаул Краснодарского края. Ассортимент представлен самыми популярными видами чая. Сочетание вековых традиций, современных технологий, налаженных связей с поставщиками и технологами является залогом успеха нашей компании».

На Интернет-сайте Общества http://krdtea.com/ размещена следующая информация, которая остается неизменной в актуальном окне при переходе на другую вкладку: «ООО «Объединение Краснодарский чай» - одна из известнейших компаний Юга России, которая занимается производством и реализацией чая под ТМ «Краснодарский». Наш чай – это тот самый, любимый многими поколениями ароматный чай, который выращен у самого побережья Черного Моря. Мягкие зимы закаляют его крепкий характер, а жаркое солнце и морской бриз придают уникальный вкус и аромат».

Вся вышеуказанная информация в совокупности вызывает представление о том, что продукция Общества под торговой маркой «Краснодарский» («Краснодарскiй») выращивается и производится в Краснодарском крае в селе Солохаул.

Об этом же свидетельствует опрос, проведенный на официальном Интернет-сайте Краснодарского УФАС России, акт осмотра которого от 10.01.2017 приобщен к материалам дела. Посетители сайта отвечали на вопросы по поводу восприятия оформления чая производства Общества.

На вопрос: «Какой чай, по Вашему мнению, находится в данной упаковке?» в голосовании приняли участие 8 человек, из которых 7 проголосовали за вариант «Краснодарский» (88%), 1 проголосовал за вариант «Иной» (12%).

На вопрос: «Где, по Вашему мнению, выращен чай, который находится в данной упаковке (территория произрастания)?» в голосовании приняли участие 8 человек, из которых 6 проголосовали за вариант «Краснодарский» (75%), 2 проголосовали за вариант «Иной» (25%).

На вопрос: «Где, по Вашему мнению, производится данный чай (укажите место производства данного чая)?» в голосовании приняли участие 8 человек, из которых 6 проголосовали за вариант «Краснодарский» (75%), 2 проголосовали за вариант «Другой производитель» (25%).

На вопрос: «Какое, по Вашему мнению, сырье (чайный лист) входит в состав данного чая?» в голосовании приняли участие 20 человек, из которых 12 проголосовали за вариант «чай, выращенный на территории Краснодарского края» (60%), 1 проголосовал за вариант «чай, выращенный в Китае» (5%), 1 проголосовал за вариант «чай, выращенный на территории Краснодарского края и в Индии (смешанное сырье)» (5%), 1 проголосовал за вариант «чай, выращенный на территории Краснодарского края и в Китае (смешанное сырье)» (5%), 3 проголосовали за вариант «чай, выращенный в Индии и в Китае (смешанное сырье)» (15%), 2 проголосовали за вариант «иное» (10%).

При этом необходимо учитывать, что исторически сложилась с советского периода времени традиция воспринимать географические наименования на упаковках фасованного чая как указание на место происхождения чая: «индийский чай (со слоном)», «цейлонский чай», «краснодарский чай».

Как следует из представленных документов, Общество закупает чай не фасованный, выращенный в Краснодарском крае, у ОАО «Солохаульский чай» согласно договору поставки от 01.08.2014 № 01/08-П, что подтверждается бухгалтерской справкой ОАО «Солохаульский чай».

Однако размещение на упаковке пакетированного чая «Краснодарскiй» производства Общества указания на адрес производства: 354538, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, с. Солохаул, вступает в противоречие с письмом вице-президента «Ассоциации производителей Краснодарского чая» <................> от 13.09.2016 № 26, согласно которому у ОАО «Солохаульский чай» отсутствует оборудование, позволяющее осуществлять производство сырья для пакетированного чая.

Согласно вышеуказанной бухгалтерской справке ОАО «Солохаульский чай», что подтверждается также ответом Общества от 12.01.2017 на запрос Краснодарского УФАС России, Общество осуществило закупки чайного сырья, выращенного на территории Краснодарского края, исключительно у ОАО «Солохаульский чай» в следующих объемах:

- в 2014 году – 2 385 кг;

- в 2015 году – 1 768,6 кг;

- в 2016 году (10 месяцев) – 2 707,3 кг.

В то же время Общество ввело в оборот готовой продукции с наименованием «Краснодарский» (купажированный с другими видами чая и с травяными добавками):

- в 2014 году – 206 294,58 кг;

- в 2015 году – 928 173,48 кг;

- в 2016 году (10 месяцев) – 602 231,08 кг.

Таким образом, доля чая, непосредственно выращенного в Краснодарском крае, в общем количестве произведенной Обществом продукции составила:

- в 2014 году – 1,156%;

- в 2015 году – 0,19%;

- в 2016 году (10 месяцев) – 0,45%.

Вместе с тем, согласно имеющимся материалам производство чая «Краснодарский» по заказу Общества осуществляют ООО «Императорский чай» и ООО «Универсальные пищевые технологии».

Из представленных материалов следует, что в 2015 году поставка краснодарского чая (производства ОАО «Солохаульский чай» в общем количестве 1 469 кг) на переработку осуществлялась только в ООО «Универсальные пищевые технологии», в то время как в ООО «Императорский чай» в период с 22.04.2015 по 05.11.2015 не осуществлялась вовсе. Соответственно, следует сделать вывод о том, что выпущенная в указанный период ООО «Императорский чай» по заказу Общества продукция не содержала чая, выращенного в Краснодарском крае.

Согласно имеющимся документам подавляющую часть продукции Общества составляют импортные чаи из Индии, Китая и Танзании.

Таким образом, размещая на упаковках чая обозначение «Краснодарский», а также в каталоге продукции, на упаковках и на своем Интернет-сайте информацию о том, что вводимый им в гражданский оборот чай, в том числе пакетированный, производится в селе Солохаул, является отечественным краснодарским чаем, выращенным на побережье Черного моря, Общество вводит в заблуждение потребителей и контрагентов в отношении места производства товара и его изготовителя.

При этом в Реестре наименований мест происхождения товара имеются сведения о регистрации НМПТ «Краснодарский чай» № 159 от 14.11.2016 в отношении товара «чай» в пределах географического объекта «Краснодарский край». В свидетельстве № 159/1, правообладателем которого является Заявитель, имеется описание уникальных свойств зеленого и черного чаев, обусловленных произрастанием на чайных плантациях Краснодарского края.

В то же время Общество является правообладателем свидетельства № 159/2, зарегистрированного 15.06.2017, на НМТП «Краснодарский чай».

Таким образом, Общество использует НМПТ «Краснодарский чай» в отношении своей продукции, очевидно не обладающей описанными в свидетельстве свойствами, поскольку подавляющая часть купажа является импортным чаем.

По результатам анализа поступивших материалов ФАС России выдало Обществу предупреждение от 23.06.2017 № ИА/42522/17 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно предупреждению ФАС России от 23.06.2017 № ИА/42522/17 Обществу следовало прекратить действия, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства:

- по размещению на упаковках продукции, в том числе чая пакетированного:

- наименования «Краснодарский» («Краснодарскiй»);

- сведений об адресе производства: 354538, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, с. Солохаул;

- по размещению на упаковках продукции, в каталоге, на Интернет-сайте http://krdtea.com информации о том, что продукция Общества является отечественным краснодарским чаем, выращенным в селе Солохаул на побережье Черного моря.

При этом Общество должно было предпринять действия по исключению вышеуказанной информации с упаковок продукции, из каталога и с Интернет-сайта ООО «Объединение Краснодарский чай», как вводящей потребителей в заблуждение в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара.

Письмом от 08.08.2017 (вх. ФАС России от 09.08.2017 № 122401/17) Общество сообщило, что приняло меры путем исключения и/или корректировки информации, которая, предположительно, может ввести в заблуждение в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара из каталога, в (на) Интернет-сайте Общества, с упаковок продукции.

Однако, согласно представленным документам на продукции Общества, в том числе на пакетированных чаях, размещено обозначение «Краснодарский» («Краснодарскiй»).

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 17.08.2017 № 1073/17 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Объединение Краснодарский чай» пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Общество, не согласившись с позицией Заявителя и возбуждением дела о нарушении антимонопольного законодательства, представило свою правовую позицию в письменном виде, согласно которой Общество полагает, что в его действиях отсутствует недобросовестная конкуренция, поскольку на упаковках чая его производства приведена вся необходимая информация для потребителя, в том числе указаны наименования и место нахождения изготовителя; продукция Общества в разном процентном соотношении содержит чай краснодарского происхождения (1-100%); в настоящий момент не существует нормативного регулирования процентного содержания сырья краснодарского происхождения в составе купажа «Краснодарского чая»; краснодарский чай традиционно купажировался с импортными сортами чая; Общество правомерно получило исключительное право на использование НМПТ «Краснодарский чай» и правомерно его использует, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делам № А32-18406/2017 и № А40-121066/2017. При этом Общество указывает, что отсутствуют какие-либо доказательства того, что его действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектами или вред их деловой репутации. Совокупный объем только ввоза импортного чая, например, в 2015 году составил около 170 000 тонн, а весь объем реализации чая под наименованием «Краснодарский» всеми производителями не превысил и 1 000 тонн (0,6% от общего объема реализации чая). При таком соотношении действия Общества неспособны причинить убытки иным хозяйствующим субъектами на рынке чая.

Кроме того, Общество представило свои расчеты, согласно которым процентное содержание краснодарского чая в купажах Заявителя по итогам 9 месяцев 2017 года не превышает 6,7%. Заявитель ранее размещал заказы на производство чая под наименованием «Краснодарский» на подмосковном предприятии ООО «Мал Ком», при этом при производстве чая вовсе не использовался чай краснодарского происхождения. После отказа ООО «Мал Ком» производить контрафактную продукцию Заявитель разместил заказ на ее производство на подмосковном предприятии ООО «Кофейная компания «Вокруг света». Таким образом, действия Заявителя по обращению в ФАС России с учетом того, что Заявитель производит контрафактную продукцию с недостоверными данными на потребительской упаковке, следует квалифицировать именно как злоупотребление правом и акт недобросовестной конкуренции.

 

Комиссия ФАС России, проанализировав все имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующее.

В Государственном реестре товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров зарегистрировано НМПТ «Краснодарский чай» № 159 от 14.11.2016 в отношении товара «чай» в пределах географического объекта «Краснодарский край». Зарегистрированы следующие свидетельства на право использования НМПТ «Краснодарский чай»:

- № 159/1 от 24.11.2016, обладатель свидетельства: ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу»;

- № 159/2 от 15.06.2017, обладатель свидетельства: ООО «Объединение Краснодарский чай»;

- № 159/3 от 15.06.2017, обладатель свидетельства: ЗАО «Хоста-чай»;

- № 159/4 от 15.06.2017, обладатель свидетельства: ОАО «Солохаульский чай»;

- № 159/5 от 12.12.2017, обладатель свидетельства: ООО «ТД-холдинг».

По запросу ФАС России Заявитель и Общество представили рецептуры, в соответствии с которыми они производят и вводят в гражданский оборот чай с наименованием «Краснодарский».

Заявитель представил письменные пояснения от 15.12.2017 № 343, согласно которым ассортимент его чайной продукции с наименованием «Краснодарский» составляет 102 позиции. Продукция выпускается в соответствии с 6 рецептами, согласно которым в купажной смеси содержание краснодарского чая составляет не менее 20%.

Из письменных пояснений Общества (вх. № 188840/17 от 08.12.2017) следует, что Общество выпускает 42 разновидности чая, из которых 6 являются чаями с иными названиями («Домбайский», «Краснополянский») и 5 - наборами из чаев с иными названиями. При этом содержание краснодарского чая варьируется в зависимости от рецептуры:

100% - в 7 видах;

70% - в 2 видах;

60% - в 3 видах;

50% - в 2 видах;

30% - в 1 виде;

15% - в 4 видах;

от 1 до 5% - в 12 видах.

Вместе с тем, ранее Обществом представлены сведения о введении в гражданский оборот чая в период 2014-2017 годов в стоимостном и весовом показателях, а также сведения о закупках сырья (краснодарского чая) для его производства. Из представленных сведений следует, что Обществом произведено чая под наименованием «Краснодарский»:

в 2014 году – 185 122 кг;

в 2015 году – 911 371 кг;

в 2016 году – 835 239 кг;

в 2017 году – 510 416 кг (данные представлялись в сентябре 2017 года).

Закупки в этот период времени сырья (краснодарского чая), как это следует из представленных документов, осуществлялись не только у ОАО «Солохаульский чай», но и у ИП Кульян А.С., в следующих количествах:

в 2014 году – 2385,3 кг;

в 2015 году – 2573,46 кг;

в 2016 году – 3057,3 кг;

в 2017 году – 1993,3 кг.

Таким образом, в среднем доля чая, непосредственно выращенного в Краснодарском крае, в общем количестве произведенной Обществом продукции составила:

в 2014 году – 1,288%;

в 2015 году – 0,28%;

в 2016 году – 0,366%;

в 2017 году – 0,39%.

При этом следует отметить, что с учетом представленных сведений о рецептуре производимых видов чайной продукции в 2014-2015 годах Обществом производились только те виды чая, купажи которых содержали от 1 до 5% чая, выращенного в Краснодарском крае.

В 2016 году Обществом было произведено 1424 кг продукции, состоящей из 100% краснодарского чая (Краснодарский чай Века зеленый крупнолистовой ручной сбор 60 граммов; Краснодарский чай Века черный крупнолистовой ручной сбор 70 граммов; Краснодарский чай зеленый крупнолистовой ручной сбор 50 граммов; Краснодарский чай черный крупнолистовой ручной сбор 100 граммов; Новогодний набор «Подстаканник ВЕКА» с листовым черным чаем 30 г). Соответственно, оставшаяся часть краснодарского чая в количестве 1633,3 кг составила 0,195% от общего количества произведенной Обществом в 2016 году продукции.

В 2017 году Обществом было произведено продукции со 100% содержанием краснодарского чая в количестве 33 кг.

Заявителем в материалы дела представлено заключение о чайной продукции с наименованием «Краснодарский чай» и необходимости проведения его купажирования, подготовленное 20.10.2017 главным научным сотрудником лаборатории биохимии, физиологии и биотехнологии ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропических культур», доктором биологических наук, экспертом РАН <................> , согласно которому:

1. Наименование «Краснодарский чай» используется с 1955 года и является купажной смесью.

2. Для получения из полуфабриката готового чая торговой марки возможно купажирование, которое во всем мире, в том числе и на чаефабриках страны, является очередным технологическим этапом получения готового продукта.

3. В состав купажной смеси торговой марки «Краснодарский чай», кроме чайного листа, выращенного на территории Краснодарского края, исторически использовался чайный лист, выращенный на территории Индии, Китая, Индонезии, Вьетнама и Шри-Ланки.

4. Процент купажной смеси полностью зависит от времени сбора чайного листа, так как условия вегетации влияют не только на грубость листа, но и на содержание в сырье биохимических компонентов (танина и экстрактивных веществ), влияющих на органолептику чая.

5. В зависимости от изменения содержания экстрактивных веществ и танина в чайном листе по сезонам сбора изменяется качество готовой продукции, следовательно, данные характеристики необходимо контролировать при сезонном сборе, корректируя количество купажной смеси.

6. В купажной смеси «Краснодарский чай» минимальное содержание чайного листа, выращенного на территории Краснодарского края должно составлять не менее 7% и выше.

7. При содержании в купажной смеси чайного листа, выращенного на территории Краснодарского края в количестве менее 7%, его характеристики не соответствуют ГОСТу 32574-2013 на зеленый и ГОСТу 32573-2013 на черный чай.

Выводы вышеуказанного заключения подтверждают также выводы заключения о необходимости купажирования чайной продукции «Краснодарский чай», составленного профессором кафедры технологии зерновых, хлебных, пищевкусовых и субтропических продуктов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», доктором технических наук, профессором <................>

По запросу ФАС России Ассоциация производителей краснодарского чая (Президент К.Ю. Туршу) представила свою правовую позицию (письмо от 19.01.2018 № 47), согласно которой исторически в составе купажной смеси торговой марки «Краснодарский чай» кроме чайного листа, выращенного на территории Краснодарского края, использовали чайный лист, выращенный на территории Индии, Китая, Индонезии, Вьетнама и Шри-Ланки. Состав готового продукта «Краснодарский чай» не может характеризоваться каким-то определенным соотношением чайного листа, выращенного на территории Краснодарского края и импортного чайного листа. Процент купажной смеси зависит от времени сбора чайного листа. Путем многократных исследований установлены пределы минимального содержания чайного листа, выращенного на территории Краснодарского края, в купажной смеси: не менее 15%. При содержании менее 15% характеристики «Краснодарского чая» не соответствуют предъявляемым к нему требованиям, и продукция не имеет узнаваемого вкуса и аромата.

Также свою правовую позицию (письмо от 12.02.2018 № 02) представила Российская ассоциация производителей чая и кофе «Росчайкофе» (генеральный директор <................> ), согласно которой:

1. Указание на упаковке продукции наименования страны (места) происхождения чайного сырья, такие как «цейлонский чай», «индийский чай», «кенийский чай», «китайский чай» и пр., как в мировой, так и в российской практике, как правило, подразумевает использование соответствующего сырья при производстве такой продукции.

2. Процентное содержание различного чайного сырья, использованного в купаже чая (готовой чайной продукции), производителями не раскрывается в силу защиты коммерческой тайны (или ноу-хау). Регламентация процентного содержания рецептур противоречит основам функционирования чайного рынка в странах с рыночной экономикой и, учитывая специфику чая (изменчивость органолептических свойств), указание таких сведений на упаковке чайного продукта не дает потребителю необходимой информации о вкусе, аромате, насыщенности, терпкости и т.п. чая, т.к. в зависимости от конкретных партий чайного сырья процентное содержание разных компонентов в купаже может меняться для обеспечения постоянства органолептических свойств, привычных и предпочитаемых потребителем.

3. В отношении указания на упаковках чайной продукции зарегистрированного и охраняемого в Российской Федерации наименования места происхождения товара (НМПТ) применительно к чаю, следует отметить, что случай присвоения НМПТ Краснодарскому чаю не может оцениваться с точки зрения мировой практики. В различных странах, выращивающих чай, существуют разные подходы к таким обозначениям и практики их регистрации и использования.

Кроме того, по запросу ФАС России Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) письмом от 21.02.2018 № 21/184 представило свою позицию по рассматриваемым вопросам.

Согласно указанному письму Минсельхоза России охрана географических указаний и наименований мест происхождения товара имеет чрезвычайную экономическую и социально-культурную значимость для государства, региона, для хозяйствующего субъекта предоставляет неоценимые коммерческие преимущества для производителей и способствует защите прав потребителей. Использование производителями указания на охраняемое наименование места происхождения товара способствует повышению конкурентоспособности продукции на рынке. Кроме того, использование правообладателем наименования места происхождения товара при маркировке своей продукции предоставляет потребителю информацию о месте происхождения приобретаемого им товара, а также о том, что товар относится к категории высококачественных продуктов, чьи особые свойства контролируются.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. № 481 «О перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара» заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, содержит сведения о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Минсельхозом России письмом от 29 марта 2017 г. № ЕН-21-26/3490 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. № 481 и приказом Минсельхоза России от 28 декабря 2011 г. № 496 на основании представленных на заключение перечня документов было выдано заключение, прилагаемое к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара «КРАСНОДАРСКИЙ ЧАЙ», которое содержит сведения о том, что в границах данного географического объекта ООО «Объединение Краснодарский чай» производит товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации.

Указанный перечень документов включал в себя пояснения к определению юридического лица, осуществляющего производство Краснодарского чая; информационную справку о производстве ОАО «Солохаульский чай» чая; информацию о местоположении хозяйства, информацию о производстве чая, заключение по результатам описания природных условий произрастания культуры чая, выращенной во влажных субтропиках Российской Федерации (Краснодарский край, г. Сочи, ОАО «Солохаульский чай»), физико-химическому и органолептическому составу ее готовой продукции; письмо ФГБНУ «ФИЦ питания и биотехнологии» от 21 февраля 2017 г. № 529-01-17/149; письмо Российской ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе» от 15 марта 2017 г. № 11; запрос ООО «Объединение Краснодарский чай» от 10 февраля 2017 г. № 10/1-2017, с приложением описания особых свойств товара, в отношении которого будет использоваться наименование места происхождения товара, информации с указанием места происхождения (производства) товара с указанием границ географического объекта с приведенным описанием таких границ, а также описание сырья для производства товара (с указанием границ его производства), описания установления зависимости перечисленных особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов, перечня технологических приемов, применяемых при производстве для обеспечения качества продукции, сведений о физико-химических и органолептических показателях продукции, в отношении которой будет использоваться наименование места происхождения товара, подтверждающие особые свойства товара, описания природных условий произрастания культуры чая, выращенной во влажных субтропиках Российской Федерации (Краснодарский край, г. Сочи, п. Солох-Аул, ООО «Объединение Краснодарский чай»), физико-химическому и органолептическому составу ее готовой продукции, договора поставки сырья от 1 августа 2014 г. № 01/08-П, договора на управление от 12 января 2016 г. № 1-01/2016, решения от 12 января 2016 № 1/2016 единственного Участника Общества с ограниченной ответственностью «Объединение Краснодарский чай», устава ООО «Объединение Краснодарский чай», протоколов испытаний от 23 июня 2015 г. № 13279/13279-АВС-15-06 и от 30 июня 2015 г. № 13654/13654-АСВ-15-06, договора аренды от 2 апреля 2016 г. № 2/04/2016-А, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, деклараций о соответствии чайной продукции требованиям Технических регламентов таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТП ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Учитывая изложенное, Минсельхоз России указывает, что при условии выполнения требований подтверждения наименования места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, купажирование чая, происходящего с территории определенного географического объекта, с чайной продукцией из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран не представляется возможным.

По запросу ФАС России ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт цветоводства и субтропический культур» (ФГБНУ ВНИИЦиСК) представил свою позицию письмом от 13.05.2018 № 01-05/94 посредством электронной почты.

В отношении продукции, представленной ООО «Объединение Краснодарский чай» и ОАО «Мацестинская чаефабрика Константина Туршу», сотрудниками лаборатории биотехнологии, физиологии и биохимии растений и отдела субтропических и южных плодовых культур ФГБНУ ВНИИЦиСК были подготовлены и представлены заключения о пригодности природных условий влажных субтропиков Краснодарского края для выращивания чая и физико-химическому составу чайной продукции с наименованием «Краснодарский чай».

Образцы готовой чайной продукции, в которой определялись физико-химические свойства, предоставлялись хозяйствами. Установление процента купажа не являлось целью исследований.

На сегодняшний день вопросы законодательного регулирования процентного соотношения чайного листа различного происхождения в составе купажа с наименованием «Краснодарский чай» обсуждаются на региональном уровне (Администрация Краснодарского края, Администрация города Сочи, Законодательное собрание Краснодарского края, чаеводческие хозяйства, ФГБНУ ВНИИЦиСК) для формирования единого консолидированного регламента норм купажной смеси для различных торговых сортов чая с наименованием «Краснодарский чай».

Представлены также протоколы лабораторных испытаний, в которых отражены следующие сведения.

Протокол лабораторных испытаний от 27 декабря 2016 г.:

- объект испытания: чай черный, чай зеленый;

- предприятие-производитель: ООО «Объединение Краснодарский чай», Краснодар, ул. Московская, д. 42, кор. 13;

- место произрастания чайного листа – Краснодарский край.

Протокол лабораторных испытаний от 17 июня 2016 г.:

- объект испытания: чай черный, чай зеленый;

- предприятие-производитель: ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу», Краснодарский край, г. Сочи, п. Измайловка, ул. Измайловская, 141;

- место произрастания чайного листа – Краснодарский край.

Таким образом, из представленных протоколов лабораторных исследований следует, что исследования проводились в отношении чая, местом произрастания которого является Краснодарский край.

Из представленного заключения по результатам описания природных условий произрастания культуры чая (Cameliasinensis L.), выращенной во влажных субтропиках РФ (Краснодарский край, ООО «Объединение Краснодарский чай»), физико-химическому и органолептическому составу ее готовой продукции следует, что экспертная комиссия ФГБНУ ВНИИЦиСК пришла к следующему выводу: «в результате, природные условия плантаций, которые использует ООО «Объединение Краснодарский чай» для закупки чая, благоприятны для возделывания чайных плантаций и получения высококачественной готовой продукции. Исследуемые образцы черного и зеленого чая ООО «Объединение Краснодарский чай» соответствуют установленным ГОСТам.

Считаем целесообразным продвигать продукцию ООО «Объединение Краснодарский чай» в целях создания конкурентной среды для производителей как внутри страны, так и за рубежом».

Из представленного заключения по результатам описания природных условий произрастания культуры чая (Cameliasinensis L.), выращенной во влажных субтропиках РФ (Краснодарский край, Сочи, ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу»), физико-химическому и органолептическому составу ее готовой продукции следует, что экспертная комиссия ФГБНУ ВНИИЦиСК пришла к следующему выводу: «в результате, природные условия ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу» благоприятны для возделывания чайных плантаций и получения высококачественной готовой продукции.

Считаем целесообразным и необходимым закрепить бренд Краснодарский чай за лучшим чайным производителем Краснодарского края – ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу» и продвигать его в целях создания конкурентной среды для производителей как внутри страны, так и за рубежом».

Анализ представленных заключений показывает, что описывались природные условия произрастания чая, выращенного во влажных субтропиках РФ, а именно на территории Краснодарского края. В описании приведены результаты анализа физико-химических показателей черного и зеленого чая, отраженных в протоколах лабораторных испытаний от 27.12.2016 и 17.06.2016.

Таким образом, как протоколы лабораторных исследований от 27.12.2016 и 17.06.2016, так и заключения экспертной комиссии ФГБНУ ВНИИЦиСК, относятся только и исключительной к черному и зеленому чаю, местом произрастания которого является Краснодарский край.

По результатам анализа представленных документов Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам.

Смысл большинства вышеприведенных документов сводится к тому, что корреспонденты указывают на отсутствие в настоящее время нормативного регулирования процентного соотношения чая, собранного в Краснодарском крае, с чаем иного происхождения в купаже чая под наименованием «Краснодарский чай», а также на то, что купажирование краснодарского чая является исторической традицией, обусловленной необходимостью добиться определенного вкуса и аромата чая.

Необходимо отметить, что в настоящее время данные доводы не имеют какого-либо правового значения, поскольку 14.11.2016 зарегистрировано НМПТ «Краснодарский чай» № 159 в отношении товара «чай» в пределах географического объекта «Краснодарский край».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.

Регистрация НМПТ «Краснодарский чай» подтвердила особые свойства товара «чай», которые определяются характерными для географического объекта «Краснодарский край» природными условиями.

При этом в свидетельствах на право использования данного НМПТ указаны свойства чая, произрастающего в Краснодарском крае, а не купажа, включающего чай какого-либо иного происхождения.

Именно на это обстоятельство однозначно и недвусмысленно указано регулятором данного рынка – Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 21.02.2018 № 21/184: «При условии выполнения требований подтверждения наименования места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, купажирование чая, происходящего с территории определенного географического объекта, с чайной продукцией из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран не представляется возможным».

Иной подход и принятие каких-либо документов нормативного характера на региональном уровне неизбежно вступили бы в противоречие с нормами гражданского законодательства Российской Федерации, регламентирующими содержание и порядок использования такого средства индивидуализации, как наименование места происхождения товара.

При этом согласно статье 8 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3453-КЗ «О развитии чаеводства на территории Краснодарского края» в целях идентификации своей продукции и обеспечения ее конкурентоспособности субъекты чаеводства, осуществляющие выращивание, переработку чайного листа, расфасовку, упаковку и маркировку чая на территории Краснодарского края, вправе использовать наименование «Краснодарский чай» при соблюдении федерального законодательства в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Необходимо отметить, что Комиссией ФАС России не оценивалась правомерность получения Обществом права использования НМПТ «Краснодарский чай», а также законность его использования. Поскольку Обществу принадлежит право использования НМПТ «Краснодарский чай» в силу наличия у него соответствующего свидетельства, использование данного обозначения является законным.

Однако материалы дела свидетельствуют о том, что как Заявитель, так и Общество, обладающие правом использования зарегистрированного НМПТ «Краснодарский чай», используют данный правовой институт не в соответствии с тем правовым смыслом, который в него заложен действующим российским законодательством, а рассматривают его, скорее, в качестве товарного знака, индивидуализирующего любую их продукцию. При этом у Общества в номенклатуре выпускаемой продукции присутствуют виды продукции, отнесенные к категории «Премиум», содержащие 100% чая, выращенного в Краснодарском крае, и соответствующие требованиям пункта 1 статьи 1516 ГК РФ.

 

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

В силу пункта 3 статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении места производства товара, предлагаемого к продаже.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1516 ГК РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.

Согласно статье 1518 ГК РФ наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования.

Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами.

Лицам, зарегистрировавшим наименование места происхождения товара, предоставляется исключительное право использования этого наименования, удостоверяемое свидетельством или свидетельствами, при условии, что производимый каждым таким лицом товар отвечает требованиям пункта 1 статьи 1516 настоящего Кодекса.

Исключительное право использования наименования места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами (пункт 1 статьи 1516).

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что все признаки недобросовестной конкуренции, содержащиеся в пункте 9 части 4 Закона «О защите конкуренции», присутствуют в действиях ООО «Объединение Краснодарский чай»:

1. Направленность на получение преимуществ в предпринимательской деятельности над конкурентами выразилось в использовании ООО «Объединение Краснодарский чай» исключительного права на использование НМПТ «Краснодарский чай» для индивидуализации чайной продукции своего производства, в купаж которой включен чай, происходящий не из Краснодарского края, тем самым увеличивая объем производства продукции с указанным наименованием с целью получения ничем не обоснованных преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности на товарном рынке производства и реализации чая Российской Федерации.

2. Противоречие законодательству выражается в нарушении статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статей 1516 и 1518 ГК РФ.

3. Указанные действия ООО «Объединение Краснодарский чай» способны причинить убытки лицам, обладающим свидетельствами на использование НМПТ «Краснодарский чай» и вводящим в гражданский оборот продукцию, маркированную указанным обозначением и отвечающую требованиям пункта 1 статьи 1516 ГК РФ, поскольку это влечет отток потребительского спроса от товаров конкурентов к товарам ООО «Объединение Краснодарский чай» и лишает их той прибыли, на которую они могли бы рассчитывать при обычных условиях гражданского оборота.

Вместе с тем, Обществом представлены в материалы дела ответы АО «Хоста-Чай» и ОАО «Солохаульский чай» на запрос Общества о возможности причинения убытков или нанесения ущерба их деловой репутации действиями Общества. Оба хозяйствующих субъекта являются владельцами свидетельств на право использования НМПТ «Краснодарский чай». Однако Комиссия ФАС России критически относится к обоим документами в силу обоснованных сомнений в их достоверности и объективности по следующим причинам.

ОАО «Солохаульский чай» является бизнес-партнером и контрагентом Общества. Именно благодаря закупкам у ОАО «Солохаульский чай» чайного сырья Общество получило свидетельство на право использования НМПТ «Краснодарский чай», поскольку Общество не представило соответствующих доказательств, а Комиссией ФАС России не установлено наличие у Общества собственных чайных плантаций в Краснодарском крае.

Оформление и стилистика ответа АО «Хоста-Чай» ближе к личной дружеской переписке между двумя физическими лицами – генеральным директором АО «Хоста-Чай» и управляющим Обществом.

В то же время Комиссия ФАС России полагает правомерным при рассмотрении вопроса о возможности причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации учитывать следующие обстоятельства.

Как следует из письма Российской ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе» от 12.02.2018 № 02, указание на упаковке продукции наименования страны (места) происхождения чайного сырья, такие как «цейлонский чай», «индийский чай», «кенийский чай», «китайский чай» и пр., как в мировой, так и в российской практике, как правило, подразумевает использование соответствующего сырья при производстве такой продукции.

То есть по сложившейся традиции (обычай делового оборота) указание на чайной продукции наименования страны (места) происхождения чайного сырья подразумевает использование соответствующего сырья при производстве такой продукции. Все известные в России чайные бренды имеют в своем ассортиментном ряду продукцию с указанием на страну происхождения чая (чаще всего цейлонский, встречается индийский, кенийский, китайский и др.). При этом такое указание может включаться как в наименование продукта, так и использоваться на упаковке наряду с фантазийным наименованием (например, чайная продукция брендов TESS, Dilmah, Ahmad, «Принцесса Ява» и др.).

Таким образом, по мнению Комиссии ФАС России, размещая на упаковках своей чайной продукции обозначение «Краснодарский» («Краснодарскiй») и указывая тем самым на место происхождения товара, Общество привлекает к себе внимание потребителя в условиях повышенного интереса и спроса на продукцию, изготовленную в России из отечественного сырья. На это же указывал Минсельхоз России в своем письме: «Использование производителями указания на охраняемое наименование места происхождения товара способствует повышению конкурентоспособности продукции на рынке. Кроме того, использование правообладателем наименования места происхождения товара при маркировке своей продукции предоставляет потребителю информацию о месте происхождения приобретаемого им товара, а также о том, что товар относится к категории высококачественных продуктов, чьи особые свойства контролируются».

Однако размещая на упаковках чайной продукции наименование, доносящее до потребителя недостоверную информацию, Общество не только перетягивает на себя потребительский спрос от товаров конкурентов с аналогичными указаниями места происхождения чая на упаковках, но и порождает в принципе недоверие к указанию места происхождения товара в качестве ориентира для выбора потребителем товара с желаемыми вкусовыми, потребительскими свойствами.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

2. Признать действия ООО «Объединение Краснодарский чай» (ИНН 2311167038, ОГРН 1142311000292, адрес: 350072, г. Краснодар, ул. Московская, д. 42, корп. 13) по введению в гражданский оборот на товарном рынке производства и реализации чая Российской Федерации чайной продукции, купаж которой включает смесь чаев, не выращенных в Краснодарском крае, в упаковках с наименованием «Краснодарский» («Краснодарскiй») вводящими в заблуждение в отношении места производства товара и нарушающими пункт 3 статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции».

3. Выдать ООО «Объединение Краснодарский чай» (ИНН 2311167038, ОГРН 1142311000292, адрес: 350072, г. Краснодар, ул. Московская, д. 42, корп. 13) предписание о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

4. Выделить в отдельное производство материалы дела № 1-14-117/00-08-17 о нарушении антимонопольного законодательства для разрешения вопроса о наличии в действиях ООО «Мацестинская Чайная Фабрика Константина Туршу» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

      • Передать материалы дела № 1-14-117/00-08-17 уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Объединение Краснодарский чай» производства по делу об административном правонарушении.

      •  

 

Председатель Комиссии                                                                А.Б. Кашеваров

<.........................>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных      правонарушениях  установлена административная ответственность.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь