Решение по делу по результатам рассмотрения жалобы ООО «Спектр»

28 ноября 2013, 10:02

 
РЕШЕНИЕ № Т-73/13
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Спектр»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров  

 

Резолютивная часть оглашена 15.05.2013
В полном объеме изготовлено 20.05.2013
                                                                                                               г. Москва
 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
Заместителя председателя Комиссии ФАС России (ведущего заседание) –заместителя начальника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Томах М.С., членов Комиссии ФАС России: начальника отдела контроля торгов Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Матюхина А.Г., заместителя начальника отдела контроля торгов Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Баскаковой Д.Ю., заместителя начальника отдела контроля торгов Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Шипуновой О.В., советника Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Ашастина П.В., консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления Косенко К.В.,
при участии представителей:
ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России»: уведомлен надлежащим образом, представители присутствовали на заседании Комиссии ФАС России без доверенности, письмом вх. ФАС России №37728/13 от 15.05.2013 представлены письменные возражения на жалобуООО «Спектр»,
ООО «Спектр» уведомлен надлежащим образом, представители на заседание Комиссии ФАС России не явились,
рассмотрев жалобу ООО «Спектр» на действия ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России» при проведении запроса предложений в открытой электронной форме на выполнение работ по устройству сетей связи, телефонизации, систем охранно - тревожной сигнализации, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией АСПС и СОУЭ, систем автоматического пожаротушения, структурированных кабельных систем объектов воинских частей программы ВЦП «Совершенствования инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012-2014 годы» (реестровый номер № 425) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
 
У С Т А Н О В И Л А:
 
В ФАС России поступила жалоба ООО «Спектр» (далее – Заявитель) вх. №34778/13 от 06.05.2013 на действия ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в открытой электронной форме на выполнение работ по устройству сетей связи, телефонизации, систем охранно - тревожной сигнализации, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией АСПС и СОУЭ, систем автоматического пожаротушения, структурированных кабельных систем объектов воинских частей программы ВЦП «Совершенствования инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012-2014 годы» (реестровый номер № 425) (далее – Запрос предложений).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными унитарными предприятиями.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентирована Положением о закупках товаров, работ, услуг Федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление специального строительства на территории Центрального федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства»,  утвержденным приказом Начальника ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России» от 06.02.2013 №41 (далее – Положение о закупке).
Из жалобы следует, что при проведении Запроса предложений были нарушены законные права и интересы Заявителя в части ограничения его возможности подать заявочные материалы для участия в Запросе предложений, а именно:
1)   установив в разделе «Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям» Информационной карты, которая является неотъемлемой частью документации о Запросе предложений, требование о наличии у участника свидетельства саморегулируемой организации (далее – СРО) о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (далее – свидетельство СРО), а также лицензий на осуществление работ, подлежащих лицензированию согласно требованиям законодательства, Заказчик не указал, к каким конкретно видам работ должен иметь допуск участник Запроса предложений, какие лицензии должен иметь участник Запроса предложений;
2)   документация о Запросе предложений не содержит проектно-сметной документации, спецификации на материалы и оборудование либо иных данных, уточняющих требования к работам, являющимися предметом Запроса предложений;
3)   срок подачи заявок на участие в Запросе предложений составляет 3 дня, что, по мнению Заявителя, не позволяет подготовить заявочные материалы для участия в Запросе предложений.
По первому доводу жалобы Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закон о закупках при закупке на  официальном размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с  частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Кроме того, заказчик обязан при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться, в том числе, принципами  равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Установление Заказчиком в документации о Запросе предложений таких требований к участникам Запроса предложений, как наличие у участника свидетельства СРО, а также лицензий на осуществление работ, подлежащих лицензированию согласно требованиям законодательства, имеет целью получение подтверждения  надежности и добросовестности участника закупки, наличия соответствующих навыков, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом закупки.
Так как Заказчик не конкретизирует, какие именно свидетельства СРО и лицензии должен иметь участник Запроса предложений, участник Запроса предложений вправе представить в составе заявочных материалов любые имеющиеся у него свидетельства СРО и лицензии.
Характер и состав работ, являющихся предметом Запроса предложений, позволяют сделать вывод, что участник Запроса предложений, соглашаясь на выполнение таких работ, должен понимать, без каких именно свидетельств СРО и лицензий осуществление таких работ невозможно.
При этом, учитывая положения раздела 4.14.2 документации о Запросе предложений, отсутствие отдельных видов свидетельств СРО, лицензий, непоименованных в документации о Запросе предложений, не может послужить основанием для отказа в допуске к участию  в Запросе предложений.
Относительно второго довода жалобы Комиссия ФАС России установила следующее.
Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью документации о Запросе предложений (далее – Техническое задание),  содержит сведения о составе работ, согласно которым победителю Запроса предложений надлежит выполнить строительно-монтажные работы в части касающейся в соответствии с проектной и рабочей документацией.
Разделом «Основные требования для строительства» (пункт 2.1 Технического задания)  установлена обязанность субподрядчика, в том числе, выполнить строительно-монтажные работы по устройству сетей связи, телефонизации, систем охранно-тревожной сигнализации, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией АСПС и СОУЭ, систем автоматического пожаротушения, структурированных кабельных систем в соответствии с рабочей документацией, разработанной на основании утвержденной проектной документации и выданной Заказчиком в производство работ.
Вместе с тем, в составе документации о Запросе предложений указанная  проектная и рабочая документация, в соответствии с которой должны осуществляться закупаемые Заказчиком работы, либо порядок ее предоставления по запросу участников Запроса предложений отсутствуют.
Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в неразмещении проектной и (или) рабочей документации в полном объеме в составе документации о Запросе предложений при проведении Конкурса, содержатся нарушения Закона о закупках.
По доводу Заявителя в части установления Заказчиком трехдневного срока подачи заявок на участие в Запросе предложений Комиссией ФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Целью Закона о закупках является, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона, которое является неотъемлемой частью документации о закупке (часть 8 статьи 4 Закона о закупках), размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
При этом, Закон о закупках не содержит требований к порядку установления срока (периода)  подачи заявок на участие в закупке, которая осуществляется иным (помимо конкурса или аукциона) способом.
Таким образом, Заказчик вправе установить в документации о Запросе предложений любой период, в течении которого осуществляется подача заявок на участие в закупочной процедуре, исходя из объема и желаемых сроков удовлетворения потребностей Заказчика в работах, являющихся предметом Запроса предложений.
Согласно протоколу №425 заседания Центральной конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в Запросе предложений от 07.05.2013 Запрос предложений признан несостоявшимся в связи с тем, что не подано ни одного предложения на участие в Запросе предложений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:
 
1. Признать жалобу ООО «Спектр» вх. №34778/13 от 06.05.2013 на действия ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России» при проведении запроса предложений в открытой электронной форме на выполнение работ по устройству сетей связи, телефонизации, систем охранно - тревожной сигнализации, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией АСПС и СОУЭ, систем автоматического пожаротушения, структурированных кабельных систем объектов воинских частей программы ВЦП «Совершенствования инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012-2014 годы» (реестровый номер № 425) обоснованной в части отсутствия в составе документации о запросе предложений в открытой электронной форме на выполнение работ по устройству сетей связи, телефонизации, систем охранно - тревожной сигнализации, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией АСПС и СОУЭ, систем автоматического пожаротушения, структурированных кабельных систем объектов воинских частей программы ВЦП «Совершенствования инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012-2014 годы» (реестровый номер № 425) проектной и рабочей документации, указанной в  Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью документации о данной закупочной процедуре.
2. Признать жалобу ООО «Спектр» вх. №34778/13 от 06.05.2013 на действия ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России» при проведении запроса предложений в открытой электронной форме на выполнение работ по устройству сетей связи, телефонизации, систем охранно - тревожной сигнализации, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией АСПС и СОУЭ, систем автоматического пожаротушения, структурированных кабельных систем объектов воинских частей программы ВЦП «Совершенствования инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012-2014 годы» (реестровый номер № 425) необоснованной в части установления неправомерных требований к участникам указанной закупочной процедуры, сроков подачи заявок на участие в запросе предложений в открытой электронной форме на выполнение работ по устройству сетей связи, телефонизации, систем охранно - тревожной сигнализации, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией АСПС и СОУЭ, систем автоматического пожаротушения, структурированных кабельных систем объектов воинских частей программы ВЦП «Совершенствования инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012-2014 годы» (реестровый номер № 425).
3. Предписание не выдавать.
 
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь