ФАС в СМИ: Нефтяники идут на жертвы

13 октября 2011, 12:43
Источник: Гудок

Чиновники обещают, что цена на бензин не вырастут
Минэнерго предложило ввести госрегулирование цен на бензин, если их рост превысит определенную величину.
Ведомство представило новую версию законопроекта "О нефти", предполагающую государственное участие в процессе ценообразования. Государство будет регулировать цены в том случае, если они станут расти в регионе более чем на 10% в месяц. Подробностей о механизме регулирования и о наказании для нефтяных компаний за необоснованное завышение цен пока не сообщается. Между тем Федеральная антимонопольная служба посчитала подобные меры неправильными. "Это нерыночный механизм, ФАС инициативу Минэнерго не поддерживает", - заявил заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин.
Правительство уже делало попытки остановить рост цен на топливо в начале этого года, тогда власти дали прямые указания компаниям. В результате экспорт стал выгоднее продаж на внутренний рынок и в стране возник дефицит топлива. Аналитики считают, что этого придётся опасаться потребителям и сейчас. Если государство берётся за регулирование, то нельзя это делать лишь с одной стороны, чтобы не получить перекоса.
Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела "Инвесткафе", считает, что в ближайшее время государственное регулирование, как и в прошлый раз, будет происходить "вручную", что негативно отразится на отрасли. Аналитик констатирует, что меры, принимавшиеся государством как единовременные, или короткие, стали постоянными.
Государство ввело высокие пошлины на основное сырьё для нефтепереработки - нафту, а также оставило себе право регулировать экспортные пошлины на темные (мазут) и светлые (бензин, дизтопливо) нефтепродукты, хотя изначально предполагалось, что это будет разовой мерой. Сделано это было для того, чтобы наполнить нефтепродуктами внутренний рынок, на который компании работают неохотно, что и провоцирует проблемы с топливом. "Сейчас ситуация с регулированием отрасли крайне неопределенная, и надежды инвесторов и нефтяных компаний на большую прозрачность и предсказуемость в этом важнейшем вопросе не оправдались. Ясно одно - будет сделано всё для того, чтобы цены на бензин росли более умеренными темпами и дефицита бензина не возникало. Нефтяным компаниям придётся жертвовать рентабельностью на благо более умеренных темпов роста инфляции в стране", - констатирует эксперт.
Председатель совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев отметил, что необходимо уточнить, в каком сегменте собираются контролировать цены: только в рознице или и в опте тоже. Эксперт пояснил, что в розничной сфере и сейчас происходит регулирование цен. "Государственные компании стоят и не поднимают цену, а опт уже достаточно высоко поднялся - например, по дизельному топливу за последние три недели больше трёх тысяч за тонну", - отметил он. В результате маржинальная разница - то есть разница между выручкой от продажи топлива и издержками - становится очень маленькой, и малому и среднему бизнесу сложнее выживать. Эксперт считает, что нужно регулировать именно эту разницу для того, чтобы те предприятия, которые закупают топливо оптом, могли воспользоваться своим преимуществом. Кроме того, чтобы не допустить очередного топливного кризиса, Зуев полагает необходимым применять комплексные меры контроля компаний. "Если регулировать, то надо регулировать от начала до конца: и маржинальную разницу, и обеспечение регионов в достаточном количестве нефтепродуктами. Должны быть какие-то балансовые задания в этом случае, полностью плановая работа", - считает эксперт.
***
Правительство уже пыталось остановить цены на топливо. В результате экспорт стал выгоднее продаж на внутренний рынок и в стране возник дефицит бензина
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь