ФАС в СМИ: Дополнительная мера воздействия

20 июля 2011, 12:49
Источник: Белгородская правда

Об административной ответственности должностных и юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства
В целях обеспечения единообразного применения территориальными органами Федеральной антимонопольной службы (далее ФАС России) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) ФАС России направила в территориальные антимонопольные органы письмо от 16 февраля 2011 года № ИА/5123 "О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В письме содержится указание территориальным органам ФАС России в каждом случае возбуждения дел об административных правонарушениях по статьям 14.31, 14.32 и части 2 статьи 14.33 КоАП РФ в отношении юридических лиц также рассматривать вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц.
Названные статьи КоАП РФ устанавливают составы и санкции за совершение наиболее тяжких нарушений антимонопольного законодательства. Это статья 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке", статья 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности" и статья 14.33 "Недобросовестная конкуренция". За совершение правонарушений, предусмотренных названными статьям 14.31, 14.32 и частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, в качестве санкции для виновных должностных лиц установлены административные штрафы в размере от 20 до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трех лет. Для виновных юридических лиц установлена санкция в виде оборотного штрафа, сумма которого зависит от выручки правонарушителя за предыдущий период. Такие оборотные штрафы, наложенные на крупные хозяйствующие субъекты, могут исчисляться миллиардами рублей.
Указание ФАС России территориальным антимонопольным органам о привлечении к административной ответственности за упомянутые правонарушения и должностных, и юридических лиц основывается на положении части 3 статьи 2.1 КоАП РФ, исходя из которого "назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо".
Пункт 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ устанавливает, что "...поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями... 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации". Такого рода решения выносятся коллегиальным органом - комиссией антимонопольного органа по результатам рассмотрения в установленном порядке дел о нарушениях антимонопольного законодательства. С момента изготовления в окончательной форме решения комиссии о признании факта нарушения антимонопольного законодательства начинает течь срок привлечения виновных лиц к административной ответственности, составляющий по общему правилу один год.
Во исполнение письма ФАС России от 16 февраля 2011 года № ИА/5123 "О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" территориальные антимонопольные органы обязаны с момента изготовления в окончательной форме названного решения комиссии и, соответственно, наступления повода к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.31, 14.32, частью 2 статьи 14.33, возбуждать дела об административных правонарушениях по приведенным статьям в отношении виновных как юридических, так и должностных лиц. За нарушение антимонопольного законодательства, например, предприятием-монополистом должно привлекаться к административной ответственности как само предприятие, так и должностное лицо этого предприятия, обычно его руководитель.
Дела об административных правонарушениях по статьям 14.31, 14.32 и части 2 статьи 14.33 КоАП РФ в отношении юридических лиц возбуждаются и рассматриваются должностными лицами антимонопольных органов. В результате рассмотрения такого рода дел на виновные юридические лица накладываются оборотные штрафы. Сумма таких штрафов в каждом индивидуальном случае рассчитывается по утвержденной ФАС России методике и утверждается комиссией антимонопольного органа. Верхнего предела суммы такого рода штрафов не установлено, нижний предел - 100 000 рублей.
Подобного рода дела в отношении виновных должностных лиц возбуждаются также должностными лицами антимонопольных органов, но направляются на рассмотрение вместе с протоколами об административных правонарушениях в суды общей юрисдикции в связи с тем, что в качестве санкции для должностных лиц предусмотрена возможность их дисквалификации, применяемой только судами.
Постановления территориального антимонопольного органа по Белгородской области о наложении штрафов юридические лица вправе обжаловать в Арбитражный суд Белгородской области (г. Белгород, Народный бульвар, 135) или в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11). Должностные лица вправе обжаловать наложенные на них судами общей юрисдикции штрафы за нарушение антимонопольного законодательства в вышестоящие суды. Никакие иные органы и лица не обладают полномочиями по отмене либо изменению наложенных административных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства.
В 2011 году Белгородское УФАС России за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке по статье 14.31 КоАП оштрафовало телекоммуникационную компанию и три управляющие компании на 100 000 рублей каждую. За те же нарушения Октябрьский районный суд г. Белгорода оштрафовал и всех должностных лиц - руководителей упомянутых компаний на сумму в 20 000 рублей каждого. Такой вид наказания за нарушение антимонопольного законодательства, как дисквалификация должностного лица, судами Белгородской области пока не применялся.
Практика привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства одновременно и юридических, и должностных лиц в Российской Федерации имеет повсеместный характер и будет продолжена. Федеральная антимонопольная служба считает, что "привлечение к административной ответственности вместе с юридическим лицом и работника указанного юридического лица является дополнительной мерой воздействия на юридическое лицо через его работников, в силу того, что действия юридического лица фактически выражаются в действиях его работников".
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь