ФАС в СМИ: УСПЕТЬ ЗА 50 ДНЕЙ

12 апреля 2011, 13:00
Источник: Московские новости

Президент поручил премьеру организовать газовую биржу до 1 июня
Дмитрий Медведев продолжает нагружать работой Владимира Путина. Белый дом получил новую порцию поручений по итогам заседания президиума Госсовета, обсуждавшего электроэнергетику. Среди них есть требование срочно организовать в стране газовую биржу. Пока чиновники не понимают, чего от них хотят: до сих пор речь шла о торговле газом с применением биржевых технологий.
Куратором организации биржевых торгов выступает Минэнерго. До сих пор этот процесс тормозили споры ведомства с Федеральной службой по фондовому рынку (ФСФР) о принципах регулирования. Как будут развиваться взаимоотношения после смены руководства службы, неизвестно. Политический и административный вес ФСФР увеличивается. Вчера вице-премьер Алексей Кудрин представил ее нового главу Дмитрия Панкина, который займется организацией деятельности службы в качестве единого регулятора финансовых рынков. Это вряд ли ускорит переговоры. Поручение президента призвано ускорить давно начатый процесс: в феврале Путин уже успел поручить ведомствам во главе с Минэнерго подготовить согласованные предложения к 1 мая.
Ровно месяц спустя после заседания Госсовета в Саяногорске Кремль опубликовал утвержденный перечень поручений Дмитрия Медведева «о мерах антитеррористической безопасности объектов ТЭК». В числе прочих наказов Владимиру Путину и профильному вице-премьеру Игорю Сечину в списке содержится поручение до 1 июня «принять неотложные меры по организации и обеспечению функционирования газовой биржи». Как это может способствовать антитеррористической или даже технической безопасности энергообъектов, в администрации президента не объясняют. Неясно также, что именно должно обеспечить правительство.
Почти два с половиной года чиновники с огромными сложностями и бюрократической волокитой готовят проект постановления о торговле газом с применением биржевых технологий. Но о создании газовой биржи как таковой в документе речи не идет, поскольку такая конструкция в ходе дискуссий была признана нежизнеспособной. В России, по сути, нет рынка газа. Большая часть объемов реализуется 100-процентной газпромовской «дочкой» - «Газпром Межрегионгазом» по регулируемым государством ценам. Вместе с тем идею спотовой (краткосрочной) торговли последовательно продвигал именно монополист. В первую очередь чтобы получить возможность продавать часть газа по свободным ценам, а также показать, что потребители готовы платить за дефицитное сырье дороже регулируемых ставок. В 2006 году в «Межрегионгазе» была запущена электронная торговая площадка, работавшая в режиме одобренного правительством эксперимента. «Газпром» получил возможность продать по нерегулируемым ценам до 5 млрд кубометров газа, но не больше, чем реализуют через площадку независимые поставщики.
Двухлетний эксперимент вроде бы был признан успешным, но согласовать постановление правительства о переводе торгов на постоянную основу после начала кризиса не удалось. Резко упало потребление газа, возник риск, что цены на бирже будут зачастую ниже регулируемых. Энтузиазм «Газпрома» сильно угас.
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба (ФАС ) требовала включить право потребителей перепродавать невыбранные ими по долгосрочным контрактам объемы газа на площадке.
В 2009-2010 годах речь шла о десятках миллиардов кубометров, что могло обрушить спотовый рынок. Поэтому «Газпром» предпочел отказаться от штрафов за недобор. Хотя ФАС в итоге и сняла свои требования, спотовая торговля газом в России прекратилась. Но дискуссия по этому поводу получила новый импульс. Несмотря на кризис, амбиции руководства страны по созданию нового Международного финансового центра не иссякли, и организация торговли самыми разными товарами (а особенно нефтью и газом) через биржу приобрела рамки национального проекта.
ФСФР, подключившись к обсуждению постановления правительства по продаже газа с привлечением биржевых технологий, сразу потребовала убрать из него электронные площадки: они не попадают в сферу регулирования со стороны службы. И оставить только биржевые площадки. «Газпром» и Минэнерго выступали против, настаивая, что без спотовой составляющей невозможно обеспечить корректную биржевую торговлю фьючерсами на газ. За фьючерсом все равно должно быть обязательство продавца по снабжению покупателя газом в будущем. А в случае форсмажора у поставщика газа организатор торгов должен иметь механизм обеспечения физической поставки товара. И только на спотовой площадке можно срочно купить необходимые объемы газа.
По информации «МН», в последней версии проекта постановления, которое готовит Минэнерго в соавторстве с ФСФР, предлагается организовать торговлю газом на электронных площадках и биржах с трехлетним переходным периодом. Этот вариант был вынесен на межведомственное согласование в конце 2010 года. Поэтому речь шла о том, чтобы разрешить «Газпрому» в 2011 году продать через электронные площадки до 7,5 млрд кубометров и до 5 млрд через биржи. В 2012 году - по 7,5 млрд кубометров на обеих биржах. А с 2013 года- 7,5 млрд на спотовых площадках и 10 млрд кубометров на биржах.
В ФСФР и Минэнерго отказались от комментариев.


 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь