ФАС в СМИ: Как закрыть черную дыру?

07 апреля 2011, 11:18
Источник: Трибуна

До 1 апреля ведомства должны были представить концепцию реформирования системы госзакупок.
Сроки поджимают - президент ждет конкретных мер по пресечению чудовищной коррупции в этой сфере: как известно, через госзакупки ежегодно уходит "налево" 1 трлн рублей.
Что дальше так жить нельзя, стало ясно давно. Но на то, как жить дальше, выявились разные точки зрения. Миэкономразвития полагало, что 94-й закон, регламентирующий госзакупки, подлежит ликвидации, а на его месте необходимо создать систему госконтрактов, а Федеральная антимонопольная служба выступила за сохранение существующей системы при модернизации закона и смежного законодательства. Научно-бюрократическая дискуссия вышла из-под ковра с привлечением даже третьей стороны - известного блогера и борца с коррупцией Алексея Навального. Впрочем, его тут же обвинили в непрофессионализме, а профессионалы остались состязаться наедине.
Спор законотворствующих субъектов был прекращен на высоком вице-премьерском уровне Игоря Шувалова. И тут выяснилось, что по большому счету спорщики хотят одного - создать хорошую систему госзакупок. А по частностям обе стороны в принципе не против действующего 94-го закона при условии его модернизации. Тем более что сроки поджимают - президент ждет конкретных мер по пресечению чудовищной коррупции: через госзакупки ежегодно уходит "налево" 1 трлн рублей.
По словам замглавы ФАС Андрея Цариковского, вроде бы было решено модернизировать то, что уже есть. Главное, что необходимо сохранить, - это прозрачность госзакупок, а также электронные аукционы. Постепенно формируется база данных добросовестных поставщиков, и надо дать этой системе поработать и устояться. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, реформа системы государственного заказа займет от двух до пяти лет. "Мы будем реформировать другие звенья госзаказа. А 94-й закон будет жить", - обнадежил глава ФАС. По его словам, доработки требуют проблемы долгосрочного планирования госзаказа, контроля качества закупленной продукции и вопросы квалификации поставщиков при заказе научно-исследовательских работ.
Как сообщил замглавы ФАС Цариковского, сейчас уже нет технических проблем отследить нарушения в системе электронных торгов. А модернизация 94-го ФЗ создаст-де непреодолимый заслон коррупционерам и взяточникам. При этом ожидать готовых законодательных инициатив, по его прикидкам, можно будет к концу года. Как заверил журналистов господин Цариковский, у его ведомства нет разногласий с Минэкономразвития по концепции госзаказа. Однако заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев на прошедшей неделе вновь заявил, что его министерство категорически против поправок в действующий 94-й закон и продолжает работать над новым законом о федеральной контрактной системе. По его словам, действующий 94-й закон регулирует только процесс размещения заказа, все остальные этапы госзакупок остаются вне регулирования. А закон о федеральной контрактной системе должен охватить все этапы госзакупок - от планирования (на три-пять лет вперед) до анализа конечного результата.
На этом разногласия не заканчиваются. ФАС считает, что почти все товары, услуги, работы (за исключением творческих, научных) должны проходить через аукцион - самый объективный и антикоррупционный способ размещения заказов. В Минэкономразвития полагают, что способы размещения могут быть разные - в зависимости от сложности товара или работы. И конца этому чиновничьему спору не видно.
Что касается ФАС, то ее отношение к системе госзакупок, мягко говоря, отличается от президентского. Антимонопольщики сохраняют олимпийское спокойствие по поводу действующей системы и тех нарушений, которые там происходят. Дескать, любая система небезупречна. Например, Игорь Артемьев неоднократно напоминал, что за последние шесть лет экономия бюджетов всех уровней благодаря действию закона о госзакупках составила 1,068 триллиона рублей. "Это разница между начальной ценой аукциона и конечной ценой контракта, - пояснил он. - Это мы называем экономией. Некоторые считают, что это нельзя называть экономией. Не хотите называть экономией - назовите спасенными для бюджета деньгами".
Но при этом он почему-то забывает о "нецелевом" использовании триллиона рублей в год. Триллион за шесть лет экономии, выявленной господином Артемьевым, и триллион ежегодных потерь, на которые указывает президент. Получается, выходим почти в ноль. Но при этом чиновники остаются с позолоченными кроватями, люксовыми авто, а граждане с неотремонтированными домами, худой канализацией и сумасшедшими ценами на медицинские услуги, в которые включаются затраты на покупку томографов за три цены.
А по факту реформа системы госзакупок уже началась. Госдума рассмотрела в первом чтении поправки в 94-й закон, обязывающие заказчика обосновывать начальную стоимость контракта. Расчет первоначальной стоимости товара необходимо будет публиковать на сайте ведомства. Это, по замыслу авторов, сократит возможность устанавливать индивидуальные наценки на заказываемые услуги и товары.
***
А в это время
Госдума работает над "третьим пакетом" поправок в Уголовный кодекс, который направлен на либерализацию законодательства.
Уже воплощенные в законодательные акты инициативы главы государства дали результат. Число находящихся в тюрьмах заключенных сократилось за год на 45 тыс. человек. В колониях содержится на 29 тыс. человек меньше. В СИЗО - на 12 тыс. человек меньше. На 3 тыс. сократилось число женщин-заключенных. Сейчас женское население колоний и тюрем составляет 64 тыс. Интересно, что в СССР на 260 млн населения в заключении находились не более 35 тыс. женщин. Возникает вопрос: так ли уж необходимо в наше время лишать свободы почти вдвое больше представительниц прекрасного пола?
Но речь идет не только о женщинах. Сейчас примерно 300 тыс. человек осуждено на сроки до 3 лет лишения свободы, и их можно наказывать иными средствами, чем нежели тюрьмой. Это было бы и гуманно, и полезно для страны. Но это касается тех, кто оступился впервые. Кстати, во ФСИН работают 346 тыс. человек. Если удастся уменьшить численность заключенных до 500 тыс., а это реально, то, как говорят в Комитете по законодательству Госдумы, можно будет сократить ФСИН на 120 тыс. человек. Серьезная экономия для бюджета.
Статьи, касающиеся товарной контрабанды, планируется перевести в разряд экономических санкций, заменяя наказание в виде лишения свободы штрафами. Речь идет не о запрещенных к провозу товарах, а об ошибках декларирования. Сейчас, если вы ввозите товаров на сумму свыше 60 тыс. рублей, это может повлечь уголовные санкции. От этого планируется отказаться, оставив только штрафы.
В готовящемся проекте закона впервые говорится о возмещении ущерба потерпевшей стороне. Предлагается освободить осужденного от заключения в случае, если он возместил ущерб государству, потерпевшему, заплатил штраф.

Связанные персоны:
Art2
Руководитель ФАС России с 2004 по 2020 годы
Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь