ФАС в СМИ: Катаклизм добавил Кудрину оптимизма

17 марта 2011, 14:11
Источник: Известия

Министр финансов прогнозирует небывалый рост цен на нефть
Из-за событий в Японии цена на нефть может взлететь до 200 долларов за баррель. И на много лет установиться на уровне 90 - 100 долларов, заявил Алексей Кудрин.
О дефиците бюджета России можно забыть, но сверхдоходы аукнутся инфляцией и консервацией неэффективной экономики, говорят эксперты.
Нефть слегка подешевела сразу после того, как на Японию обрушилось цунами, ведь японские заводы встали, топливо им больше не нужно. Но впереди - восстановление экономики этой страны, оно потребует гигантских ресурсов, чем сразу воспользуются спекулянты. Цена в 150 - 200 долларов за баррель - реальна, считает министр. Но это на пике. После ликвидации последствий цунами дешевой нефти тоже не будет.
- С учетом инфляции в США и укрепления доллара цена может находиться на уровне $90 и даже до $ 100 доходить в ближайшие годы, - заявил Кудрин.
Пик аномально высокой цены начнется через полтора-два месяца и продлится до полугода, согласен Олег Абелев из ИК «Риком Траст». Не от чего нефти дешеветь и после, ее добывают все меньше, а потребность растет. Конечно, это сразу отразится на российском рынке бензина. Но тут есть один парадокс.
- При таких ценах на нефть АИ-95 должен был бы стоить примерно 32 рубля, АИ-92 - 30 рублей, - прикидывает Абелев. - Но Федеральная антимонопольная служба не даст топливникам это реализовать.
Как только цены поднимутся процентов на 5 - 7 от нынешнего уровня (23 - 24 рубля), ФАС вновь займется поисками сговоров. Наивно было бы думать, что сговоров нет. Так, российские топливники намеревались к лету разогреть бензин до 50 рублей за литр, кивая при этом на повышение налогов и мировую конъюнктуру («Известия» писали об этом в январе). После чего ФАС умерила их аппетиты, и поделом.
- Чтобы бензин в самом деле обходился в 50 рублей, нужно, чтобы нефть стоила 400 - 500 долларов, - приводит свои расчеты Абелев.
Если нефтяники хотят хорошо зарабатывать и при этом не вступать в конфликт с антимонопольной службой и потребителями, им нужно «отвязаться» от зарубежных нефтеперерабатывающих заводов. Сегодня зачастую сырая российская нефть вывозится за кордон, там перерабатывается в бензин и возвращается к нам. Пора строить свои заводы, резюмирует эксперт.
Что трудно сделать без поддержки государства, ведь оно «раздевает» топливников высокими налогами.
Но вот с этим проблема. «Высокая» нефть загоняет финансовые власти в отчаянное положение, говорит директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. Минфин годами и слушать не хотел о том, чтобы тратить государственные деньги на инвестиционные проекты. В ведомстве не верят, что средства вернутся. Но как поступить сейчас?
Бюджет России достигает мгновенной («здесь и сейчас», а не по году в целом) бездифицитности при цене нефти в 109 долларов за баррель. Если Кудрин прав, «мгновенная» бездифицитность станет постоянной. Но это - в чистом виде пресловутая «нефтяная игла». Если вычесть из доходов сырье, финансы запоют романсы. Минфин составляет теоретический «не-нефтяной» бюджет. Но решится ли он убрать сырьевой фактор в реальности? Не вычитать страшно, реализуются риски резкого обвала, о которых рассказывал Кудрин на Красноярском экономическом форуме. А вычтешь, куда «лишние» деньги девать, опять складывать в Стабфонд, чтобы их там ела инфляция?
- Это драматическое противоречие, - говорит Гринберг. - С одной стороны, тратить не хотят, с другой, чтобы на самом деле избавиться от нефтяной зависимости, тратить нужно, реанимируя то, что осталось от «советского задела», или строя с чистого листа. Таков императив нашего времени.
Видит Гринберг и инфляционные риски. С 1 марта Центробанк расширил коридор колебаний курса рубля, что позволило пригасить инфляцию, ведь на «высокой» нефти рубль крепчает. Но это - иллюзия победы: как только нефть подешевеет, начнется девальвация на манер осени 2008 года. Впрочем, иллюзорны и те 7 - 8%, о которых толкуют власти, уверен Гринберг.
- Для граждан инфляция - процентов 20, - резюмирует он. - А иначе и быть не может, если еда плюс квартплата отнимают сто процентов месячного дохода у десятков миллионов россиян.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь