ФАС в СМИ: Назойливый спам

21 февраля 2011, 12:11
Источник: Московская правда

Включаю компьютер, захожу в свой почтовый ящик и вижу во входящих письмах массу сообщений странного содержания: "Центр магии и практической помощи. Решение вашей проблемы с помощью эксклюзивных методов". Или сообщения с просьбами: "Пpивет! Скинь sms-кy 21333 563 (с пробелом) на нoм. 4460, это тебе сюрприз, понравится, надеюсь, не посмотришь - обижусь". И так каждый раз: прежде чем найти нужное письмо, приходится минут двадцать потратить на чистку почтового ящика от спама.
Спам - это массовая рассылка коммерческой, политической и иной рекламы (информации) или иного вида сообщений лицам, не выражающим желания их получать. Первый спам разослали в сети аrpanet - одного из "предков" интернета - 1 мая 1978 года. Автор этой первой "ласточки" остался в истории под онлайновым именем Thuerk. Он был обычным сотрудником отдела маркетинга компании. В спам-сообщении содержалось приглашение на презентацию очередного продукта компании. Электронное письмо вызвало шквал гневных откликов, так как нарушило ученую идиллию. С годами эти сообщения стали настолько разнообразными по содержанию, что после прочтения некоторых из них приходится чистить компьютеры от вирусов.
Существуют две версии появления слова "SPAM". Согласно первой слово "SPAM" появилось в 1936 г. Оно расшифровывалось как SPiced hAM (острая ветчина) и было товарным знаком для мясных консервов компании Hormel Foods - острого колбасного фарша из свинины. Всемирную известность в применении к назойливой рекламе термин "SPAM" получил благодаря знаменитому скетчу с одноименным названием из известного шоу "Летающий цирк Монти Пайтона" (1969) комик-группы Монти Пайтон. Смысл скетча сводится к тому, что в одном кафе все блюда в меню содержат "SPAM", некоторые даже по нескольку раз. Когда главный герой скетча, пришедший в это кафе вместе с женой, просит принести ему блюдо без "SPAMа", официантка предлагает ему блюдо с "небольшим количеством SPAMа". Посетитель возмущается, и хор викингов, сидящих за соседними столиками, начинает петь хвалебную песню "SPAMу", после чего скетч погружается в хаос. В конце скетча жена героя восклицает: "Я не люблю SPAM!" (англ. "I don''t like spam!"). В титрах к именам действующих лиц также было добавлено слово "SPAM". В общей сложности это слово упоминается в скетче более ста раз.
По другой версии, после Второй мировой войны остались огромные запасы данных консервов, которыми снабжались американские солдаты. Для того, чтобы сбыть свою продукцию не первой свежести, компания Hormel Foods провела первую в своем роде рекламную кампанию. Слово "SPAM" бросалось в глаза на каждом углу, с витрин всех дешевых магазинов, оно было написано на бортах автобусов и трамваев. Это слово можно было прочесть на фасадах домов и в газетах. Реклама консервов "SPAM" беспрерывно транслировалась по радио. В 1986 г. в конференциях Usenet появилось множество одинаковых сообщений от некоего Дэйва Родеса, который рекламировал новую финансовую пирамиду. Заголовок гласил: "Заработай кучу денег", а в письмах содержалась инструкция, как это сделать. Автор с завидным упорством продолжал дублировать свои тексты, и они настолько приелись подписчикам, что их стали сравнивать с рекламируемыми в скетче консервами.
Так за словом "спам" закрепилось новое значение, позднее перешедшее в компьютерную терминологию для обозначения назойливых рекламных рассылок.
Так как рассылка подобного рода сообщений начала ущемлять права граждан, необходимым стало вмешательство закона, и 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон РФ "О рекламе". ФАС России по вопросу применения отдельных положений Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) сообщает: "В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Указанное требование распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую по сетям связи интернет.
При этом распространение рекламы в сети интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика".
Вместе с тем положения части 1 статьи 18 Закона о рекламе не могут быть применены к случаям обращения пользователей сети интернет к сайтам по адресам их доменов, на которых владельцами (администраторами) сайтов размещена реклама.
Примечательно, что теперь спамеры придерживаются схемы работы, при которой спам-рассылка производится, а законодательство при этом не нарушается. В ее основе лежит формальное заключение договора на предоставление информационных, а не рекламных услуг, которые не попадают под действие закона "О рекламе".
Бороться со спамом нужно, изучив сначала методы работы спамера. Он работает с двумя программами - роботом, собирающим e-mail со всей сети, и специальной программой, рассылающей письма по спам-списку. Таким образом, нужно стараться, чтобы адрес вашей электронной почты не попал в спам-список. Для этого как можно реже "светите" свой e-mail во всевозможных форумах, чатах и т. п. Лучше указывать вместо знака @ сочетание символов & # 6 4; (вместе с точкой и запятой, только без пробелов). Большинство современных браузеров нормально отображают такой адрес. Также неплохо иметь несколько почтовых ящиков, желательно на бесплатном сервере. Один ящик используйте для личной корреспонденции, переписки только со знакомыми и надежными людьми, второй - для получения рассылок (если вы на них подписаны), а третий адрес можно давать всем подряд, писать его в форумах и чатах. Продвинутые пользователи окрестили третий ящик помойкой. Бороться со спамом на третьем ящике уже будет не нужно - ведь всегда можно завести новый на бесплатном сервере. При выборе имени своего e-mail желательно использовать длинные слова, причем лучше не брать имена natasha@server.ru или anton@site.ru, потому что спамеры часто делают рассылку по списку, который они создали сами, без программ-пауков, используя наиболее популярные слова и имена. Также для борьбы со спамом неплохо действует фильтрация писем по адресу отправителя, заголовку письма и содержанию. Хорошо, если ваш сервер умеет это делать сам (некоторые бесплатные почтовые сервера фильтруют до 90% спама). Составлять самому черный список адресов спамеров бессмысленно, потому что они все время меняют свои e-mail. Также и фильтровать уже скачанный спам почти не имеет смысла, так как вы все равно уже потратили свои деньги на его скачивание. Неплохо зарекомендовал себя такой способ борьбы со спамом, как отправление гневного письма самому спамеру или еще лучше - клиенту спамера, который заказал у него объявление. А если указан телефон, можно позвонить этому рекламодателю и сказать ему все, что вы думаете о нем и его методе рекламы. И последнее: никогда не поддавайтесь на рекламу спама, ничего не покупайте у спамера и не посещайте ссылок, которые даются в письме. Тем самым отклик на спамерское письмо будет минимальным, и давать подобные объявления станет невыгодно.

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь