ФАС в СМИ: Горючие слезы

16 февраля 2011, 13:12
Источник: Аргументы и факты

Почему стоимость топлива зашкаливает?
На днях премьер В. Путин устроил нефтяникам разнос за дорогую солярку. Те заверили - уже дешевеет. "АиФ" узнал, почему рост цен на нефтепродукты в РФ можно остановить лишь окриками сверху и то на время.
***
Ездим на заграничном топливе?
Говорят, мы за границу одно сырье гоним. А на заправках - сплошь иностранные буквы. Мы что, на иностранном бензине ездим? Он поэтому дорожает, даже когда нефть бьет ценовые рекорды?
Р. Крыткин, Краснодар
Бензин мы не завозим - хватает своего. А его цена растет из-за того, что российский топливный рынок монополизирован. Это все знают. Но все молчат о том, что изменить ситуацию могут только независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). В Штатах, где дешевый бензин, их много. В РФ все НПЗ принадлежат нефтедобытчикам. "В кризис идею строительства независимых НПЗ похоронили, - пояснил "АиФ" А. ПАСЕЧНИК, эксперт Фонда национальной энергобезопасности.
- Для государства это слишком затратно (5-10 млрд. долл.), а инвесторов нет. Теперь повлиять на нефтяников может только Федеральная антимонопольная служба (ФАС ). Однако многие ее дела в отношении нефтяных компаний закончились мировым соглашением, выписанные штрафы были снижены в разы".
Не помогло развить конкуренцию в этой сфере и открытие нефтяных торгов. По требованию ФАС на бирже уже продается около 15% нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке. Но на деле это псевдоторговля. Нефтяные компании зачастую торгуют сами с собой (!) - через подставные фирмы. А биржа - способ пустить пыль в глаза проверяющим инстанциям.
К слову, многие эксперты считают, что, увеличив акцизы на топливо (они также подхлестнули рост цен на бензин), чиновники в очередной раз обманули население. Ведь вся подготовка к повышению велась под аккомпанемент предложений отменить транспортный налог. А на деле, снизив в два раза его базовые ставки на федеральном уровне, на региональном разрешили их повышать не в 5, а в 10 раз.
***
Происки нефтяного лобби
За рубежом многие автолюбители переходят на биотопливо. Говорят, оно дешевле бензина. Если это правда, то почему у нас нет его производства?
Д. Инченко, Брянск
Да, литр биотоплива обходился бы нам сегодня в 18-19 руб. "Интерес к биотопливу в мире растет, - рассказал нам А. АБЛАЕВ, президент Российской национальной биотопливной ассоциации. - Пока сырьем являются тростник и зерно, но строятся заводы для его производства из опилок и соломы. В Бразилии биотопливо занимает уже 40% рынка, в США - 10%. Его производят в Украине и Казахстане. В РФ таких заводов нет. Государство не делает разницы между топливным и пищевым спиртом, и биоэтанол облагается слишком высоким акцизом, который делает его выпуск невыгодным". Эксперты считают, что развитию производства топлива из непищевого сырья мешает нефтяное лобби. Появление на рынке дешевой замены бензину создало бы хоть какую-то конкуренцию, а значит, постоянно повышать цены на бензин было бы уже проблематично.
***
КСТАТИ
К моменту совещания В. Путина с нефтяниками цена дизтоплива достигла 25-26 руб. за литр. За 4 месяца оно подорожало на 53%. Компании обвинили в этом рост акцизов на нефтепродукты. Однако у антимонопольщиков иная версия. Как рассказали "АиФ" в ФАС , одна из причин - нефтяники предпочли продать солярку подороже за рубеж, внутри страны возник дефицит - и цены взлетели. Топливо потянуло за собой продукты питания: их доставляют фурами, которые ездят на дизтопливе. ФАС возбудила дела в отношении трех крупнейших компаний. Если ведомство выиграет эти дела, иск к нефтяникам может подать любой человек или компания, которые купили топливо по завышенным ценам (важно сохранять чеки!), и потребовать возмещения убытков.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь