ФАС в СМИ: До последней капли

09 декабря 2010, 13:37
Источник: Известия

С увеличением экспортных пошлин на нефтепродукты в России может пошатнуться рынок АЗС.
Сегодня Минфин и Минэнерго планируют согласовать позицию по экспортным пошлинам на нефтепродукты. Об этом накануне сообщил глава российского энергетического ведомства Сергей Шматко. Ранее же в министерстве Алексея Кудрина не исключали, что власти РФ могут в декабре принять решение о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты. По предварительной оценке, они могут составить 85-90% от экспортных пошлин на нефть. Безусловно, нефтяники будут против таких инициатив. Рентабельность переработки сильно сократится. Более того, уже сегодня некоторые представители этого крупного бизнеса заявляют, что при таком налоговом режиме лучше распродать свои АЗС и не заниматься розницей. В таком случае российские автомобилисты рискуют получить бесконтрольный в качественном плане топливный рынок.
Минэнерго и Минфин планируют к 9 декабря согласовать позицию по экспортным пошлинам на нефтепродукты. "Разговор пока идет, и он еще не закончен. В ближайшие два-три дня определимся с подходами и к девятому числу выйдем на согласованную позицию", - сказал Сергей Шматко. Ранее Минфин не исключал, что власти РФ могут в декабре принять решение о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты; по предварительной оценке, они составят 85-90% от экспортных пошлин на нефть. Сергей Шматко, со своей стороны, заявлял, что Минэнерго не согласно с позицией Минфина о повышении пошлин на нефтепродукты. Сейчас экспортные пошлины на российскую нефть выше, чем пошлины на нефтепродукты. В свою очередь, пошлины на светлые нефтепродукты выше, чем на темные. Так, с 1 ноября пошлина на экспорт нефти из РФ составляет $290,6 за тонну, на экспорт светлых нефтепродуктов - $208,1 за тонну, темных нефтепродуктов - $112,1 за тонну.
По словам аналитиков, безусловно, увеличение пошлин на нефтепродукты приведет к снижению рентабельности нефтепереработки, что делает этот сектор бизнеса нефтяных компаний невыгодным. Такого мнения придерживается Александр Разуваев, начальник аналитического отдела компании "Галлион Капитал". Для минимизации негативных последствий нефтяники будут вынуждены пойти на повышение цен на моторное топливо. Однако на этот ход бизнесменов всегда найдется противоход регуляторов, в частности антимонопольной службы.
"Все очень радуются, - сказал глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, - когда антимонопольная служба налагает очередные штрафы на нефтяные компании. Однако 90% прибыли для "ЛУКОЙЛа" формируется в других сегментах бизнеса, поэтому, отказавшись от розничной торговли нефтепродуктами, компания не много потеряет. Зато потеряет конечный потребитель. Мы подумываем о том, чтобы в складывающейся ситуации выйти из топливного бизнеса и продать его частным операторам". При этом Алекперов выразил опасение относительно того, что повышение экспортных пошлин на нефтепродукты и их сближение с пошлинами на нефть могут привести к тому, что в России, как в прежние времена, "на Урале будет продаваться бензин из Греции". Все эти слова были сказаны главой компании накануне разговора Минфина и Минэнерго об увеличении экспортных пошлин. По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, вывод розницы из структур ВИНКов не даст никакого ценового эффекта, к тому же может негативно сыграть на качестве, ведь не будет никакого контроля.
Эксперты напоминают, что сегодня российские нефтяные компании обеспокоены тенденцией увеличения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. Из-за высокой налоговой нагрузки рентабельность нефтяных компаний снижается, при этом претензии контролирующих органов продолжают расти. Нефтяные компании сегодня вкладывают крупные финансовые ресурсы в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, однако помимо расходов на реконструкцию нефтепереработки у нефтяников появляются немалые потери по претензиям ФАС. Сегодня нефтяные компании хотят увидеть долгосрочные планы правительства по выстраиванию розничного рынка нефтепродуктов, поскольку государство и нефтяники заинтересованы в развитии розничного топливного рынка, а развивать торговлю нефтепродуктами могут только ВИНКи. Власти же РФ уже не первый год обсуждают различные варианты унификации пошлин.
На днях Минэкономразвития внесло в правительство предложения по выравниванию пошлин на светлые и темные нефтепродукты, сообщила журналистам в Москве глава министерства Эльвира Набиуллина. Согласно инициативе МЭРа РФ, пошлины на указанные нефтепродукты к 2013 году должны составить 60% от пошлины на нефть. Министр так-же подтвердила информацию, опубликованную в ряде СМИ, что в 2012 году ведомство предлагает установить пошлину на светлые нефтепродукты в размере 64% от нефтяной пошлины, а на темные - в 52,9% от пошлины на нефть. При этом в 2011 г. пошлина на темные нефтепродукты должна достичь 46,7%, а на светлые - 67% от пошлины на нефть. В настоящее время пошлина на темные нефтепродукты составляет менее 40%, на светлые - более 70% от пошлины на нефть. Это не стимулирует нефтяные компании к выпуску светлых нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью (бензин, дизтопливо), делая более выгодной продажу мазута и других тяжелых дистиллятов. Стоит отметить, что МЭР добивается выравнивания пошлин на нефтепродукты уже не первый год. В последний раз эта инициатива серьезно звучала в конце 2009 года - тогда предполагалось, что выравнивание произойдет уже в 2010 году. Однако внести эти предложения в правительство удалось только сейчас.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь