ФАС в СМИ: Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Увы, в сфере финансовых услуг это понимают не все

01 октября 2018, 12:22
Источник: Рекламный совет
ФАС И РЕКЛАМА ФИНУСЛУГ. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России постоянно напоминают рекламодателям и рекламораспространителям, что, рекламируя финансовые услуги, услуги ломбардов и т.п., нужно крайне внимательно относиться к требованиям ФЗ «О рекламе». Этот закон стоит на страже интересов потребителей, гарантируя им, что их не обманут и не лишат сбережений. Тем не менее, как показывает практика антимонопольного ведомства, далеко не все банки, кредитные организации следуют рекомендациям регулятора. Итог - возбуждённые дела, административные наказания (предыдущую подборку на эту же тему см. здесь ).
 
Напоминаем, что о нарушениях закона о рекламе, защите конкуренции, которые обнаружили антимонопольное ведомство и его территориальные управления, читайте на нашем сайте в разделе «Контроль. РФ ».
 
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Брянского УФАС рассмотрела дело в отношении автоломбарда. Организация на фасаде здания разместила информацию о своих услугах, в том числе услугах выкупа и обмена автомобилей. Однако ломбард не может осуществлять выкуп (скупку), обмен имущества в силу ограничений, установленных законодательством о ломбардах. Распространяя такую рекламу, автоломбард нарушил требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 7, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
 
В соответствии с требованиями закона о рекламе финансовые услуги могут оказывать только лица, имеющие соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации, либо включённые в соответствующий реестр.
 
Реклама услуг автоломбарда была признана ненадлежащей, ему выдано предписание об устранении нарушений, юридическое и должностное лица привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
 
Ещё одно дело Брянское УФАС рассмотрело в отношении турагентства. Оно оказывало посреднические услуги по продаже путёвок в рассрочку, а также предлагало услуги страхования. Однако при рекламе данных финансовых услуг агентство «забыло» указать лицо, их оказывающее, тем самым нарушив требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», согласно которому реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должны содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и отчество).
 
Реклама финансовых услуг турагентства была признана ненадлежащей, ему выдано предписание. Так как правонарушение было совершено впервые, то в соответствии с КоАП РФ рекламодателю сделано предупреждение.
 
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Кемеровское УФАС признало микрокредитную компанию «Сибпрофитгрупп» нарушившей требования нескольких статей закона о рекламе.
С жалобой на распространение наружной рекламы микрозайма по нескольким адресам в Анжеро-Судженске в антимонопольный орган обратился житель Кузбасса. Специалисты управления, рассмотрев заявление, возбудили два дела в отношении микрокредитной компании. Одно из них касалось нарушений в самом тексте рекламы (отсутствовала часть существенной информации), другое - размещения рекламных конструкций без согласования с органами местного самоуправления.
 
Предписания УФАС не выдавало в связи с добровольным устранением нарушения.
 
МОСКВА. Московское УФАС выявило признаки нарушения закона о рекламе в действиях сети ювелирных ломбардов «Залог успеха».
 
Коммерческая организация разместила на витрине магазина вывеску с утверждением «Дешевле нет нигде». Однако конкретного критерия, за счёт которого можно осуществить сравнение преимуществ ломбарда ювелирных изделий и его товаров с конкурентами, не указывалось. В связи с этим отсутствует объективная возможность проверить достоверность данного утверждения.
 
Ведомство возбудило дело по признакам нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе. В случае, если нарушение будет доказано, компания может получить штраф в соответствии со статьёй 14.3 КоАП РФ в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
 
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Специалисты Нижегородского УФАС зафиксировали факт распространения рекламного сообщения:
 
«ИПОТЕКА ПО ПАСПОРТУ тел***»
 
по адресу: Нижний Новгород, Большая Покровская улица (на фасаде строящегося здания около дома №93), о чем составили акт. Управление вынесло определение о возбуждении дела.
Предварительно в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, было определено ООО «Апрельское небо» - владелец телефонного номера, указанного в рекламе. В последующем в качестве ответчика к участию в деле также привлекли АО «Центрэнергострой-НН» - застройщика жилого дома.
Комиссия установила, что в нарушение требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» сообщение, рекламирующее финансовую услугу, не содержало сведений о лице, которое её оказывает. Кроме того, реклама услуги ипотечного кредитования, размещённая от имени ООО «Апрельское небо» - общества, не имеющего банковской лицензии, противоречит положениям пункта 7 статьи 7 закона о рекламе, не допускающего рекламу товаров или услуг, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений
 
Во время рассмотрения дела ООО «Апрельское небо» прекратило свою деятельность.
 
Комиссия признала рекламу, распространённую АО «Центрэнергострой-НН», ненадлежащей. Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу для составления протокола по статье 14.3 КоАП РФ.
 
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Оренбургское УФАС признало ненадлежащей рекламу ООО «МКК «Джет мани микрофинанс», так как она нарушает требования части 7 статьи 5 закона о рекламе.
 
В рекламе финансовых услуг, транслируемой на одном из местных телеканалов, информация, содержащая наименование, реквизиты организации, существенные условия займа, указана мелким, расплывчатым, плохо читаемым шрифтом. Соответственно потребители данной рекламы - потенциальные клиенты - вводятся в заблуждение, не имея возможности ознакомиться с важной информацией о финансовой услуге, об условиях её приобретения и использования. Таким образом значительная часть информации считается фактически отсутствующей.
 
Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования при распространении рекламы, предъявляемые законодательством, которое предписывает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение.
Вопрос о восприятии рекламы ООО «МКК «Джет мани микрофинанс» обсуждался в том числе и на заседании экспертного совета по рекламе при Оренбургском УФАС. Его члены единогласно приняли решение, что информация, изложенная мелким, труднодоступным для восприятия шрифтом, не воспринимается потребителями надлежащим образом.
За ненадлежащую рекламу микрокредитной компании назначен штраф в размере 100 тысяч рублей в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
 
Оренбургское УФАС заинтересовали действия ИП, рекламировавшего строительные и хозяйственные товары в магазине «Ермак» в Абдулине и предлагавшего приобрести их в кредит или в рассрочку.
 
Так как реклама, содержащая указание на возможность приобретения потенциальными покупателями товаров в кредит и в рассрочку, является рекламой финансовых услуг, следовательно, по закону, она должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.
 
В ходе рассмотрения дела выяснилось, что услуги по кредитованию оказывают ООО «Хоум кредит энд финанс банк» и ОАО «ОТП «Банк» на основании договоров, а рассрочку на указанные в рекламе товары предоставляет ИП - владелец магазина. Данные сведения в рекламе отсутствовали.
 
После возбуждения дела рекламораспространитель - газета «Малая Родина» - добавил в рекламу наименование лиц, оказывающих услуги по кредитованию, а вот сведения о лице, предоставляющем рассрочку в магазине «Ермак», остались для потребителя неизвестными.
 
Комиссия Оренбургского УФАС признала рекламу ненадлежащей, выдав рекламодателю и рекламораспространителю предписание об устранении допущенных нарушений. Решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
 
РЕСПУБЛИКА ТЫВА. В ходе проведённого Тывинским УФАС мониторинга наружной рекламы, распространяемой на территории Кызыла, на предмет соответствия требованиям закона была выявлена реклама на ограждениях, расположенных на улицах Чульдум и Оюна Курседи, следующего содержания:
 
«Займы под залог авто; 0,5%»
 
с указанием контактного телефона и с использованием фотоизображения автомобиля и денежных купюр номиналом 5 000 рублей.
 
Из текста рекламы следует, что некое лицо выдаёт займы с указанием условия их предоставления - под залог автомобиля. Вместе с тем, согласно требованиям закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (часть 1 статьи 28), а также не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг (пункт 2 части 2 статьи 28). Кроме этого, в силу части 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
 
Комиссия Тывинского УФАС установила, что условиями предоставления, использования и возврата займа предусмотрены иные требования и условия. Так, например, сумма займа рассчитывается персонально для каждого клиента и зависит от оценочной стоимости машины; срок займа - от одного дня до одного года; процентная ставка от 0,25 до 0,5% в день- на период до одного месяца, 0,25% в день - на период свыше одного месяца до одного года.
 
Поскольку распространённая реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Решением антимонопольного органа реклама признана ненадлежащей. Материалы переданы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 КоАП РФ.
 
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. Решением Хакасского УФАС реклама магазина «Эльдорадо» с текстом:
 
«Рассрочка 0-0-24»
 
признана недостоверной, нарушающей пункт 2 части 3 статьи 5 закона о рекламе.
 
Покупатели понимают слово «рассрочка» как приобретение товара на условиях его оплаты частями, без уплаты процентов продавцу. Однако фактически предоставляется финансовая услуга - банковский кредит, и договорные отношения по возврату денежных средств с условием выплаты процентов возникают с банком, а не с продавцом товара.
 
В адрес Хакасского УФАС поступило заявление физического лица, в котором он пояснил, что реклама торговой компании бытовой техники вводит потребителей в заблуждение. Так, магазин проводит рекламную кампанию «Рассрочка-0-0-24», которая подразумевает рассрочку на покупку товара без первоначального взноса под 0% сроком на 24 месяца. Однако по факту покупатель оформляет товар в кредит с переплатой в среднем 20% от первоначальной стоимости. Факт переплаты подтверждается кредитным договором, заключённым между физическим лицом и банком.
 
Таким образом указанная в рекламе информация «рассрочка» не соответствует природе предоставляемой потребителям услуги при покупке бытовой технике в магазине, то есть содержит не соответствующие действительности сведения о характеристике данной услуги.
 
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Томское УФАС назначило административное наказание в виде предупреждения кредитному потребительскому кооперативу граждан (КПКГ) «Резерв» за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.
 
Ранее в антимонопольный орган обратилась администрация Каргасокского района Томской области в связи с распространением рекламы кооператива «Резерв», не соответствующей, по мнению заявителя, требованиям статьи 28 закона о рекламе. Комиссия Томского УФАС рекламу кооператива признала ненадлежащей. Она установила, что в селе Каргасок КПКГ
 
«Резерв» разместил на здании рекламный плакат с информацией о предоставлении займов. При этом такие условия, как от 12% годовых, быстрое рассмотрение, минимум документов, указаны крупным шрифтом, а, например, проценты, вносимые в резервный и обеспечивающий фонды, то есть дополнительные расходы, представлены едва читаемым шрифтом.
Информация, указанная мелким шрифтом, была признана комиссией отсутствующей. Это означает, что кооператив указал лишь одно условие, влияющее на полную стоимость займа, и пренебрёг остальными. В силу закона о рекламе рекламодатель обязан, указав хотя бы одно условие, влияющее на полную стоимость финансовой услуги, указать и все остальные. Отсутствие исчерпывающих сведений о стоимости рекламируемой услуги является нарушением закона.
 
Кроме того, реклама не содержала части существенной информации об условиях предоставления займов. В ней также отсутствовала информация о том, что заёмщиком может быть только лицо, имеющее постоянную регистрацию в районах Томской области, где расположены подразделения кооператива.
 
Указанная информация способна повлиять на принятие заёмщиком решения о заключении договора займа, а значит, является существенной, что не отрицали представители кооператива при рассмотрении дела.
 
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА. ООО «Дэни колл» прекратило распространение ненадлежащей рекламы финансовых услуг. В Удмуртское УФАС поступили сведения об исполнении предписания, выданного антимонопольным органом.
 
В июне 2018 года по факту распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг посредством смс-сообщения от отправителя с буквенным идентификатором «WEBBANKIR», Удмуртское УФАС возбудило дело в отношении ПАО «Вымпел-коммуникации», ООО «Дэни колл», ООО «Смс-трафик», ООО «МФК «Вэббанкир». Указанные юрлица были признаны рекламораспространителями, нарушившими требования части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», что выразилось в распространении рекламы финансовых услуг с отсутствием наименования лица, оказывающего рекламируемые услуги, а также в отсутствии согласия абонента на получение данной рекламы. Обществам были выданы предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
 
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Ульяновского УФАС признала ненадлежащей рекламу кредитной карты «МТС деньги», распространённую в июне этого года в офисе продаж МТС по адресу: Ульяновск, Московское шоссе, 108 (ТРК «Аквамолл»). Она нарушает требования пункта 2 части 3 и части 7 статьи 5 закона о рекламе.
 
Дело Ульяновское УФАС возбудило по заявлению жительницы Ульяновска, которая сообщила о распространении недостоверной рекламы кредитной карты «МТС деньги». Заявительница посчитала, что в рекламе содержится недостоверная информация, вводящая потенциальных покупателей в заблуждение.
 
Например, в рекламе указан процент начисления на остаток средств на карте в размере 7,5%, однако фактически ПАО «МТС-банк» установило процент в размере 6%. Кроме того, в рекламе сообщается о бесплатном обслуживании карты в первый год, но отсутствуют сведения, что данное предложение действует только в том случае, если предложение поступило от самого банка, в противном случае стоимость обслуживания составляет 900 рублей в год.
 
Антимонопольный орган в ходе рассмотрения дела установил, что реклама
 
«Кредитная карта МТС Деньги!»
 
содержит не соответствующие действительности сведения о размере процентной ставки, начисляемой на остаток денежных средств на кредитной карте, а также сведения о бесплатном в первый год обслуживании рекламируемой кредитной карты, что нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 закона о рекламе. Кроме того, в нарушение части 7 статьи 5 в рекламе отсутствует существенная информация об условиях бесплатного обслуживания в первый год пользования рекламируемой кредитной картой.
Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь