ФАС в СМИ: Заварили кашу

24 ноября 2014, 11:10
Источник: Российская газета

В прогнозах цен на крупу эксперты усмотрели манипуляцию рынком
Самый выгодный для торговли и производителей покупатель - паника. Она в момент сметает с прилавков товары, поднимает цены. А начинается все, как правило, с "лукавых прогнозов".
Их сегодня на рынке продовольствия предостаточно. Один за другим за короткий срок появлялись прогнозы о дефиците или подорожании бакалейных товаров. От макарон до соли. Депутаты Госдумы в конце прошлой недели даже обратились в Федеральную антимонопольную службу проверить их обоснованность. Не пахнет ли здесь манипуляцией рынка?
Пахнет, отвечают эксперты "РГ". И приводят в пример цены на гречку. Они оставались стабильными весь год и взлетели спустя две недели после мрачных предсказаний. Это могло создать прецедент, опасаются эксперты. И заявления по другим товарам "списаны" с гречки.
Как развивались события? Алтайские производители объявили в местных СМИ, что гречка подорожает из-за гибели существенной части урожая. Потом информация распространилась - но уже от торговых сетей - на федеральном уровне. Спустя две недели гречка, не дорожавшая весь год, выросла в цене почти на 30 процентов. Тогда как президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский с момента появления новости о неурожае называл разговоры о росте цен на гречку безосновательными.
В союзе указывают что этой крупы в России настолько много, что россияне вряд ли съедят ее всю. Зато паника помогает производителю освобождать склады от старых запасов. По данным Росстата, там к осени скопилось примерно 60 тысяч тонн. Уже и минсельхоз подключился, сообщив, что в этом году уже намолочено больше 700 тысяч тонн крупы. А россияне в год съедают, по разным оценкам, 500-600 тысяч тонн. Хватит всем!
"Повышение цен на гречку связано с искусственным стимулированием спроса, которое идет, прежде всего, со стороны различных специалистов, чьи заявления тиражируют СМИ. Это можно сказать и про недавнюю историю с макаронами", - говорит гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
За прошедшие две недели был также предсказан рост стоимости риса, пшена и соли. Стоит признать, что такие прогнозы чаще всего небезосновательны, и повышению цен находится объяснение. Но стоимость продуктов в итоге растет куда сильнее, чем этого требует баланс на рынке.
Последний прогноз повышения цен касался макарон - плюс 20-25 процентов за два месяца. Растущие мировые цены на пшено увеличивают себестоимость продукции, пояснил крупный производитель макарон. Грядущий рост цен на муку подтвердили и в Российском союзе мукомольных и крупяных предприятий. По словам вице-президента союза Василия Погуляева, цены на муку растут примерно спустя месяц после подорожания зерна. "В себестоимости производства макарон на долю зерновых приходится 50-60 процентов. Так что их цены, конечно, влияют на себестоимость производства макарон", - рассуждает Елена Тюрина.
Но в данном случае нельзя говорить о росте себестоимости производства макарон по всей стране, считает она. "Рыночное соотношение объемов предложения и потребления не позволяет говорить о резком росте цены на макароны, - говорит эксперт. - Прогноз давал московский производитель. Но крупнейшие производители есть и в Челябинской области. Они имеют собственную сырьевую базу. Соответственно, у них более низкие риски изменения отпускных цен в связи с подорожанием зерна. У них будет конкурентное преимущество. И эти компании не станут серьезно повышать цены".
Где представители той или иной отрасли дают честный анализ, а где предвзятый прогноз - понять, чаще всего, сложно. Но подобными махинациями представители тех или иных отраслей пользуются не впервые. Причем, практика противодействия им в России не вполне сложилась.
У нас есть законодательство, призванное препятствовать манипулированию рынком. Максимальное наказание - штраф до миллиона рублей и принудительные работы до пяти лет по статье в Уголовном кодексе. Есть и "мягкая" статья в Кодексе об административных правонарушениях.
Сам по себе рост цен на гречку и прочие продукты не может привести к уголовно-правовым последствиям, говорит руководитель административно-правовой практики адвокатского бюро Дарья Константинова. "Для возбуждения уголовного дела необходимо установить также наличие других признаков: умышленное распространение в СМИ заведомо ложных сведений, либо совершение операций с товарами или финансовыми инструментами, либо совершение иных действий, запрещенных законом о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком". Но самое главное и самое сложное - доказать, что между этими признаками и наступившими последствиями в виде роста цен имеется прямая причинно-следственная связь. "Именно в этом моменте, как правило, и возникает загвоздка, ведь производитель действительно может сослаться на неурожай, и опровергнуть его версию будет сложно", - говорит эксперт.
По ее словам, гипотетически возможно привлечь экспертов к ответственности, если будет достоверно установлено, что они заранее знали о том, что распространяют заведомо ложную информацию. Но эксперты в свое оправдание, скорее всего, будут ссылаться на иные источники, из которых они получили информацию. "Поэтому уголовная правоприменительная практика в этой области весьма незначительна, а судебная и вовсе отсутствует", - говорит Константинова.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь