ФАС в СМИ: «Закрывать» небо над Россией никому не выгодно

08 августа 2014, 14:55
Источник: Эксперт Online

Ограничение воздушных транзитных маршрутов для европейских авиакомпаний обернется для последних убытками в сотни миллионов евро за счет увеличения дальности полетов, что уже встревожило европейских авиаперевозчиков. Однако такая мера перечеркнет и все усилия российского правительства, которое более 20 лет работало над включением страны в систему международных воздушных коридоров

Сегодня премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в ответ на действия Еврокомиссии против авиакомпании «Добролет» Россия может ограничить воздушный транзит для авиакомпаний тех стран, которые выступили за введение санкций против российского лоукостера.

Небо за замок

«Правительство России рассматривает ряд ответных шагов, но это не означает, что они будут немедленно введены, тем не менее они, что называется, на столе, - заявил Дмитрий Медведев. - Во-первых, это запрет использования воздушного пространства нашей страны для транзитных рейсов европейских и американских авиакомпаний в регионы Восточной Азии, то есть Азиатско-Тихоокеанский регион. Конечно, это очень жесткая мера, тем не менее о ней следует упомянуть».

Премьер-министр сообщил, что правительство также прорабатывает вопрос об изменении так называемых точек входа и выхода в воздушное пространство России для регулярных и чартерных рейсов европейских перевозчиков.

«Это, конечно, скажется на цене перевозки, на цене билетов, которые продаются западными компаниями. В-третьих, наша страна готова пересмотреть правила использования транссибирских маршрутов, то есть денонсировать согласованные принципы модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов. Для государств Евросоюза такой пересмотр может состояться в полном объеме. С авиационными властями США мы прекратим переговоры по вопросу использования транссибирских маршрутов. В-четвертых, мы, начиная с зимы, можем отменить все те права, которые были дополнительно выданы авиационными властями России сверх ранее достигнутых договоренностей», - заявил Дмитрий Медведев.

Минтранс по поручению премьер-министра уже приступил к разработке перечня ответных мер к странам Евросоюза. А украинским авиакомпаниям уже с сегодняшнего дня запрещены полеты в Россию и транзиты над ее территорией.

Наказание за Крым

Дочерняя компания «Аэрофлота» «Добролет» прекратила полеты с 4 августа из-за санкций Евросоюза. Это единственный российский лоукостер, начавший полеты в этом году. Санкционный режим предусматривает ограничения для европейских компаний на финансовые операции с российским лоукостером. В итоге ирландская лизинговая группа SMBC Aviation Capital приостановила реализацию договора лизинга лайнеров Boeing 737-800NG, которые планировалось сделать основой авиапарка «Добролета». В парке авиакомпании два Boeing 737-800 NG и один SSJ-100, до конца 2014 года. Lufthansa Technik приостановила их техническое обслуживание. Пассажиры, купивши билеты «Добролета» будут перевезены другими авиакомпаниями в назначенный срок, в том числе самолетами «Оренбургских авиалиний», имеющей свободные мощности.

Аэропорт Симферополь ежедневно обслуживает в среднем 110-120 рейсов, которые выполняют 25 компаний, в том числе крупнейшие авиаперевозчики России – «Аэрофлот», «Трансаэро», «Россия», S7, «Уральские авиалинии», «Оренбургские авиалинии» и другие. Но санкции коснулись лишь «Добролета»

«Мы можем только строить предположения относительно мотивов ЕС по включению «Добролета» в санкционный список. Хотя, наверное, то, что «Добролет» в июне-июле летал исключительно в Симферополь, и создало иллюзию какой-то особой роли компании в выполнении перевозок в Крым», - заявил генеральный директор «Добролета» Анатолий Калмыков.

Европейский бизнес против санкций

В тот же день, когда «Добролет» прекратил полеты, «Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта» (АЭВТ), в которой состоит большинство авиаперевозчиков России, обратилась с заявлением к правительству с просьбой принять неотложные меры.

«Ассоциация обращается к правительству Российской Федерации, органам госуправления гражданской авиацией с просьбой принять неотложные меры, направленные на исключение фактов дискриминационного отношения зарубежных структур к деятельности отечественной гражданской авиации, обеспечения неуклонного выполнения принятых обязательств, предусмотренных международными соглашениями в области воздушного транспорта», - говорится в обращении.

В итоге в недрах Минтранса появилось предложение ограничить воздушный транзит над территорией России.

«Полагаю, что санкции в отношения Добролета были попросту непродуманным шагом со стороны Еврокомиссии, которая приняла такое решение не спрашивая мнение представителей авиабизнеса, который всегда был против любых ограничений полетов, - пояснил «Эксперт Online» президент АЭВТ Владимир Тасун. – Для Европы закрытие транзита через Россию будут иметь очень страшные последствия. Стоимость полетов увеличится на 50 тысяч долларов в одну сторону. Думаю, теперь чиновники Евросоюза задумаются, проведут консультации с бизнесом и прекратят вводить санкции против России в области гражданской авиации».

К примеру, одна только немецкая Lufthansa совершает через Россию до 90 полетов в неделю только грузовых, не считая пассажирских. Доход от них составляет несколько десятков миллионов долларов в год. При рентабельности 1,5-2% увеличение длительности перелетов может обернуться для компании убытками.

Однако убытки от перекрытия воздушного пространства России уже подсчитывают и в «Аэрофлоте», который получал от европейских и американских авиакомпаний компенсационную плату за транзит в размере около 300 млн долларов в год. Учитывая, что чистая прибыль авиакомпании составляет всего около 203 млн долларов в год, потери будут внушительными, но не для самого «Аэрофлота», а скорее для гражданской авиации в целом.

«Аэрофлот» - единственная компания, получавшая роялти за воздушный транзит через Россию. Так сложилось исторически, поскольку в СССР это была единственная компания, имевшая право на международные перевозки. Частоты, не используемые авиакомпанией на международных маршрутах, было решено сдавать в аренду. С распадом Союза сложившуюся систему управления транзитом было решено оставить в прежнем виде.

«Получаемую «Аэрофлотом» компенсационную плату государство как основной акционер авиакомпании направляет на развитие гражданской авиации, - говорит Владимир Тасун. – Они идут на поддержку летных училищ, закупку оборудования для них и прочее».

Кстати, акции «Аэрофлота», потеряли в цене 10% за два дня на новости о санкциях в отношении «Добролета», на фоне заявлений о возможном закрытии воздушного коридора России.

Европа не учла, что Россия вне «воздушной» конвенции

«Закрытие воздушного транзита через Россию будет болезненно и для нас, - пояснил «Эксперт Online» Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. – Это перечеркнет более 20 лет усилий правительства по включению России в систему международных авиационных коридоров. Это куда более значительные потери, чем утрата роялти «Аэрофлота». Для правительства использование транзитного потенциала страны было одним из приоритетных вопросов в транспортной политике. Мы много лет боролись за то, чтобы перенаправить многие международные маршруты через российское воздушное пространство. Это дает загрузку аэропортам, ту же компенсационную плату, многие другие преимущества. Будет очень жаль, если эти усилия будут перечеркнуты».

Небо над СССР было для многих закрыто долгое время. Когда воздушные ворота «открылись», у многих авиакомпаний уже были сформированы международные маршруты в обход России. Те, кому транзит через Россию был намного выгоднее прежних маршрутов, охотно их изменили. Те, для кого облет России был некритичным, предпочли сохранить прежнюю маршрутизацию. Дело в том, что изменение маршрута – дело хлопотное, предполагает переход на полеты по правилам другой страны, заключение новых договоров. Без особой надобности делать это накладно. Поэтому Россия «боролась» за такие авиакомпании, идя на различные уступки. Если сейчас многие авиакомпании изменят маршруты, вернуть их обратно потом будет затруднительно.

Воздушный транзит над странами регулируется сводом правил о так называемых свободах воздушного пространства. В их основе лежит Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года, также известной как Чикагская конвенция. В рамках было принято Соглашение о транзите по международным воздушным линиям (IASTA). Россия это соглашение не подписала, что упрощает возможность ограничения воздушного транзита над ее территорией. Именно это и не учли в Евросоюзе, принимая санкции в отношении «Добролета». Уже к середине среды суммарные потери капитализации крупнейших европейских и американских авиакомпаний на фоне российского ответа на санкции против "Добролета" составили около 4,5 млрд долларов.

Ранее официальный представитель Еврокомиссии в Германии Рихард Кюнель заявил, что в ответ на запрет полетов через Сибирь ЕС может, не затевая долгих судебных разбирательств, полностью закрыть свое воздушное пространство для российских авиакомпаний. Однако это заявление не получило официальной поддержки в Еврокомиссии.

Быть ли лоукостеру в Росси?

Между тем встает вопрос о возможности создания в России других лоукостеров. Замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин заявил, что ведомство в ближайшее время проведет консультации с Минтрансом по реализации системы низкобюджетных авиапервозок в России.

«Что касается санкций в отношении "Добролета", конечно, они нас очень удивили, потому что они затронули самые широкие слои населения, - говорит Анатолий Голомзин. - В любом случае, по мнению Голомолзина, «эта форма оказания услуг в сфере авиации будет реализована».

«Без поддержки государства сделать это никому не под силу, - говорит Владимир Тасун. – На раскрутку лоукостера требуется минимум два года. А многие компании в расчете на рост международных перевозок обзаводились в основном дальнемагистральными дорогими самолетами, для лоукостера же требуются узкоффезюляжные. Но в то же время темпы роста международных перевозок упали с 10% до пяти. А межрегиональные, напротив, выросли на 14%».

Однако и «Добролет» пока рано «хоронить». Вчера его руководство подписало соглашение договорилась с американским авиастроительным концерном Boeing о поставке 16 самолетов Boeing 737 NG напрямую с завода.

«Мы не опасаемся, что США введут такие же санкции против «Добролета», - пояснил «Эксперт Online» пресс-секретарь «Добролета» Максим Фетисов. – Тем более, что речь идет о поставках самолетов в 2017-2018 году, когда вся эта ситуация уляжется. Более того, мы рассчитываем уже в ближайшее время восстановить операционную деятельность, рассчитываем, что Евросоюз откажется от применения санкций в отношении «Добролета».

Депутат Госдумы Владимир Гутенев обратился к премьер-министру Дмитрию Рогозину с предложением снабдить «Добролет» Российскими самолетами Sukhoy SupеrJet-100.

«Российская авиапромышленность наращивает мощности по производству гражданских самолетов. В 2014 году планируется выпустить порядка 40 самолетов SuperJet-100, а также разработан и получен сертификат типа на новый среднемагистральный самолет Ту-214СМ», - поясняет депутат в обращении к вице-премьеру.

Однако сам «Добролет» не рассматривает такую возможность.

«SSJ-100 — хороший самолет, но он предназначен для региональных перевозок с небольшими пассажиропотоками, поэтому для нашей лоукост-модели он не подходит», - говорил ранее Андрей Калмыков.

«Боинги» «Добролета» зарегистрированы в ирландском воздушном реестре, поэтому они попали под санкции. Закупаемые сейчас в лизинг у американской компании 16 «Боингов» вряд ли ожидает угроза санкций, - говорит Владимир Тасун. - США всегда щепетильны в отношении интересов собственных компаний. Они Европу провоцируют на всякие непопулярные меры против России, но сами вряд ли введут подобные санкции в отношении того же «Добролета».

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь