ФАС в СМИ: "Ешь, что дают"

05 августа 2014, 13:11
Источник: Ura.ru

Развитые продуктовые сети на Ямале - практически недоступная роскошь. Если в Ноябрьске еще можно обнаружить федеральные "Монетку" и "Магнит", то его соседям повезло меньше. Впрочем, и тут, и там продукты на исходе срока годности, грязь и хамоватые продавцы - распространенное явление. Разорвать этот порочный круг может только конкуренция на рынке, которой пока нет. Почему федеральные сети отказываются идти в богатый, но трудный регион и когда что-то изменится в лучшую сторону - читайте в материале "URA.Ru".

Ямальский "Народный контроль" чуть ли не каждую неделю выступает с заявлениями о просроченной продукции. На этом попадаются все и постоянно. Например, на днях выяснилось, что магазин "Продукты" в Салехарде торговал испорченными конфетами, пивом и маринованными томатами. Запросто мог отравить своих покупателей магазин "Фантазия" в том же городе - срок годности креветок и куриных крылышек давно истек. Сами жители регулярно жалуются на "Монетку". Почти каждый раз административные дела возбуждает местный Роспотребнадзор, однако штрафы не спасают ямальцев от неприятностей.

"Если в целом охарактеризовать ситуацию: она неудовлетворительная. Плохая. Отчасти потому, что нет конкуренции. Магазины, понимая, что людям некуда деваться, они все равно придут, часто пренебрегают качеством товара. Та же картина и в социальных магазинах, куда ходят незащищенные слои населения. Гнилые овощи на прилавках - не редкость", - говорит представитель проекта "Народный контроль" Шамиль Рак.

Просроченная продукция - бич Ямала

"Уровень конкуренции в продуктовом ритейле ЯНАО очень низок - естественно, что и уровень сервиса не будет таким, как, например, в Екатеринбурге, - рассуждает екатеринбургский бизнесмен, основатель сети „Кировский" Игорь Ковпак. - Ритейлеры, как и представители любого другого бизнеса, идут туда, где есть возможность существовать рентабельно. Видимо, федеральные сети не видят экономической целесообразности в том, чтобы работать на Ямале". Не видит выгоды и сам Ковпак, чьи магазины сосредоточились в Свердловской области.

О ЯНАО представители федеральных сетей говорят, действительно, без особого энтузиазма, несмотря на то, что доходы жителей региона серьезно отличаются от среднероссийских. "На Ямал идти мы пока не планируем. Еще есть место для развития на европейской части страны и на Урале, до Тобольска", - рассказал нашему агентству начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group (сети "Карусель", "Перекресток" и "Пятерочка") Владимир Русанов. Не желает выходить за рамки регионов присутствия сеть "Дикси", ссылаясь на необходимость укрепления позиций в занятых территориях. "Планов по развитию компании на территории ЯНАО пока нет", - заявила "URA.Ru" менеджер по связям с общественностью торговой сети "Лента" Яна Могилева. Хотя этого питерского оператора, по слухам, ждали на северном рынке. Вопросы о причинах представители компаний предпочитают игнорировать. Сети "Монетка" и "Магнит" вообще не хотят говорить о своих дальнейших планах на указанной территории. "„Магнит" рассматривает Ямало-Ненецкий автономный округ, как и другие регионы России, в качестве потенциальной площадки для открытия магазинов сети. Однако о конкретных планах говорить пока преждевременно", - заявили в пресс-службе. Как пояснил источник в одном из контролирующих органов, в последнее время и в Новом Уренгое, и Ноябрьске они получают далеко не ту прибыль, на которую рассчитывали, заходя в "богатые города".

Высокие доходы населения лежат на одной чаше весов, проблемы логистики и малая численность населения - на другой, поясняет господин Ковпак. "Большим сетям в крошечные отдаленные города идти не интересно с точки зрения логистики. Это главное препятствие", - соглашается управляющий директор отдела торговых помещений CBRE (специализируется на оказании консалтинговых услуг и управлении торговыми центрами) Михаил Рогожин. Кроме того, сейчас для столь радикальных шагов по выходу на новые рынки не самое лучшее время. "Последние месяцев восемь экономические и политические процессы не очень нам на руку", - отмечает специалист. Эти факторы уже повлияли на поведение будущих арендаторов торгово-развлекательного центра "Солнечный", который в сентябре должен открыться в Новом Уренгое (девелоперский проект "Анкора", который помогает вывести на рынок CBRE). "Сложности определенные есть. Арендаторы пытаются как-то пересогласовать размещение, просят различные послабления", - пояснил Рогожин.

Хотя привлечь в ямальский ТРЦ непродуктовых ритейлеров куда проще, чем продуктовых. "Такие бренды, как O'STIN, Zola, Incity, „Глория Джинс" готовы идти хоть куда, главное им встретить нормальное отношение и понятные условия работы. Понятно, что у северных торговых комплексов - своя специфика. Те, кто работает на севере, наверное, не планируют провести там всю жизнь, поэтому магазины обоев, например, там по большому счету никого не волнуют. Естественно, мы учитываем это", - объясняет Рогожин. Продуктовый "якорь" "Солнечного" вряд ли кого-то может удивить - это магазин SPAR, который, как считается, по франшизе развивает местный монополист "Анкор". Компания также владеет еще двумя ямальскими ТЦ - "Гудзон" и "Вертолет". Кроме того, на сегодняшний день "Анкор" представлена семью супермаркетами в Новом Уренгое, тремя - в Надыме, одним - в Губкинском и еще одним - в Тарко-Сале.

Доминирование этой сети на рынке тревожит местное население. В мае в УФАС региона поступило обращение от одного из граждан с просьбой сообщить, какую долю рынка занимает "Анкор". Сделать это ведомство не смогло. "Дело в том, что „Анкор" не занимается розничной торговлей продуктами. Их основной вид деятельности - сдача внаем недвижимости. В связи с этим говорить о доле на рынке ритейла некорректно", - пояснил "URA.Ru" глава управления ФАС на Ямале Олег Печерин.

По словам одного из жителей, "Анкор" возит "скудный ассортимент по космическим ценам". Пакет продуктов обходится в целом в четыре тысячи рублей, тогда как в обычной сети пришлось бы заплатить 2,5 тысячи. "Подсолнечное масло Altero, которое в Екатеринбурге стоит не дороже 80 рублей, у нас продают по 120-170 рублей", - сетует покупатель.

Завышением цен грешат почти все ямальские продуктовые магазины, но механизмов влияния на них нет, говорит Шамиль Рак. А некоторое время назад надзорные инстанции (Роспотребнадзор, который выявляет просрочку, в том числе) утратили и право проводить внеплановые проверки. Теперь ревизоры обязаны предупреждать ритейлеров заранее. Это, по словам общественника, не слишком позитивно отразилось на качестве товара. Теперь предприниматели тщательно готовятся к проверке, а после нее снова выставляют на прилавки подгнившие продукты.

"Мы не против „Анкора", но хотелось бы, чтобы ему была альтернатива. И не в виде малобюджетных „Монеток", а сеть с хорошим выбором продукции", - выражают общую позицию жители Нового Уренгоя. О том же мечтают и жители Салехарда, где львиную долю рынка занимает сеть "Кристалл" (входит в группу компаний "Лик-Ямал"), представленная восьмью супермаркетами. Но мнение экспертов их вряд ли утешит. Торговые сети не идут на Ямале еще и потому, что здесь нет высокого оборота, так как население не столь многочисленно, как в центральной России. Солидарен со специалистами и глава антимонопольного органа.

По словам господина Рака, ситуацию может исправить развитие инфраструктуры Ямала, строительство дорог. "Только представьте, есть время весенней распутицы - когда переправа Салехард-Лабытнанги не работает. Предприниматели на этот период просто закупают продукты впрок. Во-первых, это увеличивает стоимость продукции, во-вторых, они лежат в подсобках и портятся, а потом их выкладывают на прилавок. Улучшится ситуация только тогда, когда на Ямале будут дороги. Тогда и придут федеральные сети с более низкими ценами и клиентоориентированной позицией", - считает Шамиль Рак. 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь