ФАС в СМИ: Рентген выявил проблемы с инвестициями
Минпромторг официально отказался от жесткого запрета на импорт сложной медтехники с августа 2014 года: глава ведомства Денис Мантуров заявил о пересмотре позиции -- о замене запрета "ограничениями" только секторов рынка общим объемом около $1-1,2 млрд в год, где работают не менее двух производителей из Таможенного союза. Минпромторг могли убедить как жесткая реакция на запрет медицинского сообщества, так и резко снизившаяся с весны 2014 года вероятность привлечения в новые инвестпроекты по сборке медтехники в России крупных партнеров для "Ростеха" и "Росатома".
Минпромторг больше не планирует запрет для госучреждений по закупке сложной медтехники иностранного производства. "По итогам всесторонних консультаций мы решили перейти к практике ограничения вместо запрета, который предлагали ранее",-- отметил в опубликованном вчера комментарии ведомства его глава Денис Мантуров.
Напомним, весной 2014 года Минпромторг обнародовал проект постановления правительства, в котором предлагалось запретить государственным медучреждениям приобретать томографы, рентгенодиагностические комплексы и ряд других инструментов, если они были произведены за пределами территории России, Казахстана или Белоруссии (подробнее см. "Ъ" от 24 марта). Предполагалось, что постановление вступит в силу 1 августа 2014 года. Инициатива ведомства вызвала резкую критику экспертного сообщества. В новой редакции этого же документа, как следует из пресс-релиза ведомства, иностранные производители смогут участвовать в госторгах в том случае, если не было подано ни одной или была подана только одна заявка от претендента из какой-либо страны Таможенного союза.
Такой подход, предполагают в ведомстве, обеспечит здоровую конкуренцию среди отечественных производителей и поддержит инновационное развитие отрасли. Одновременно будет изменен и сам "запретный" список (см. "Онлайн").
"Создание преференций для локальных производителей является верным шагом, однако здоровье пациентов должно оставаться главным приоритетом. Поэтому необходимо введение дополнительных индикативных систем, которые позволили бы отслеживать и сопоставлять социально-экономическую и клиническую эффективность российской и зарубежной медпродукции",-- комментирует смену позиции Минпромторга глава Института экономики здравоохранения Лариса Попович. "Минимальное число заявок на торгах стоило бы увеличить до трех -- при участии только двух производителей высока вероятность сговора",-- отмечает Александра Третьякова, исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDA). По ее словам, также необходимо разработать систему проверок фактического исполнения заключенных контрактов -- далеко не все российские производители смогут существенно увеличить объем поставок своей продукции без потери качества.
В пресс-службе Минздрава от комментариев отказались. В пресс-службе ФАС сообщили, что позиция ведомства по этому документу находится "в стадии формирования".
Напомним, идея Минпромторга, поддержанная рядом крупных сборочных производств в России (АО МЛТ, НИПК "Электрон"), в том числе Союзом ассоциаций и предприятий медицинской промышленности во главе с Юрием Калининым, заключалась в том, что ограничения на госзакупки в сфере медтехники вынудят мировых игроков в этой области -- GE, Phillips, Toshiba, Siemens -- расширить российские сборочные производства сложной медицинской аппаратуры и степень локализации уже существующей совместной сборки. Исторически в России мощности и технологии, необходимые для такой локализации, имеются лишь на предприятиях в сфере военно-промышленного комплекса -- сейчас преимущественно под контролем госкорпораций "Ростех" и "Росатом".
В настоящий момент на закупки системой государственного здравоохранения всей медтехники приходится около 25% от общих затрат системы, не связанных с расходами на персонал,-- то есть порядка 200-250 млрд руб. в год. На медтехнику из списка прежней версии "запретного списка" приходилось около 15-20% (точные соотношения неизвестны -- в 2011-2012 годах закупки медтехники по нацпроекту "Здоровье" были заведомо крупнее, чем в 2013-2014 годах), то есть речь шла о запрете закупок на сумму примерно $1-1,2 млрд в год. Изменение позиций в списке вряд ли изменит сумму теперь уже "списка для ограничений", а распространение "ограничений" на рынок перинатальной техники может даже увеличить эффект от происходящего в силу ее предстоящих закупок сетью новых перинатальных центров Минздрава с 2015 года.
Смягчение позиции Минпромторга произошло после отрицательной реакции представителей медицинского сообщества на первую версию документа, полагает Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики. По его словам, частота обновляемости продукции на рынке медтехники очень высока, поэтому в случае работы только с российскими производителями технологический уровень оснащения госучреждений будет отставать с каждым годом. Впрочем, очевидно, что после роста российских рисков с весны 2014 года, когда рассматривалась первая версия проекта постановления, вероятность того, что предприятия "Ростеха" и "Росатома", как и частные производители медтехники, смогут в течение двух-трех лет легко найти инвестпартнеров на новые проекты, стремительно падает -- "давление" на них по крайней мере временно неактуально.
Исходя из заявлений Минпромторга "смягчение" условно -- доступ к "ограниченным" секторам рынка медтехники будет открываться и закрываться административным путем. Новая версия документа, как и старая, вряд ли будет содержать действенные механизмы ограничения неизбежного (в силу сокращения конкуренции за госзаказ) дальнейшего роста цен на медтехнику, закупаемую системой Минздрава.