ФАС в СМИ: Лоукостеров защищает Конституция

04 апреля 2013, 12:34
Источник: Газета.ru

ФАС будет добиваться отмены согласования цен назначенных авиаперевозчиков

Антимонопольная служба намерена добиваться пересмотра межправительственных соглашений, по которым авиакомпании должны договариваться о ценах на билеты. В ФАС считают этот «анахронизм» антиконституционным картельным сговором. Власти поставят российских перевозчиков в заведомо проигрышную конкурентную позицию, опасаются источники в отрасли.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет добиваться отмены согласования цен новых авиакомпаний с уже работающими на маршруте, заявил руководитель ведомства Игорь Артемьев. «Это не только «Аэрофлота» — это всех касается, — цитирует Артемьева «Интерфакс». – Это когда приходит новый игрок, то он не должен согласовывать свои цены ни с какими существующими на этом маршруте, иначе это будет просто картель».

«То есть у нас через межправсоглашения легализованные картели образуются, — пояснил глава ФАС. – Когда английского лоукостера (easyJet. – «Газета.Ru») погнали в «Трансаэро» согласовывать цену, то они это сделали на основании межнационального договора, имеющего приоритет над законом о конкуренции, но точно противоречащего Конституции».

Вторая по объемам перевозок в Великобритании и вторая среди дешевых авиаперевозчиков в Европе easyJet получила право на рейсы из Лондона в Москву в октябре 2012 года. Управление гражданской авиации Великобритании (CAA) тогда выбирало между Virgin Atlantic и easyJet, в том числе принимая в расчет обещание сравнительно низкой цены билетов: easyJet говорила о средней цене около 106 фунтов стерлингов (примерно $161, или 5 013 рублей) за перелет в один конец, в то время как Virgin Atlantic гарантировала средний тариф в экономклассе на уровне 142 фунта стерлингов ($216, или 6 715 рублей).

В середине января easyJet, не завершив полностью процедуру согласования с российскими властями, открыла продажу билетов на рейсы между Москвой и Лондоном. Компания поставила минимальный тариф: первые билеты продавались по цене от $72,49 (от 2 193 рублей; чуть ли не в два-три раза ниже, чем у работающих на линии «Аэрофлота», British Airways и «Трансаэро»). «easyJet начала продажи, не представив в Росавиацию никаких документов, в том числе по тарифной политике, — пояснял один из источников «Газеты.Ru». – Это нарушение межправительственного соглашения».

Менее чем за две недели до открытия полетов easyJet договорилась с назначенным со стороны России перевозчиком – «Трансаэро», заключив соответствующее коммерческое соглашение. Детали соглашения стороны не раскрывают. Но итоговый минимальный тариф британского перевозчика по факту вырос: глава easyJet Каролин Макколл в интервью «Газете.Ru» сообщила, что цены на билеты компании начинаются с $99 (или 3 079 рублей; на $26,5 дороже, чем предлагала easyJet, открывая продажи). По минимальному тарифу продаются 10% мест на рейс, поясняла Маккол.

Несмотря на это, предложение easyJet остается самым низким. Сейчас самые дешевые билеты у британского перевозчика можно купить по цене 5 957 рублей ($191, в Лондон 11 апреля – обратно 18 апреля; без приобретения места для багажа). Самый дорогой билет – 10 286 рублей (4–11 апреля), рассказала Маргарита Устинова, директор по развитию бизнеса метапоисковика авиабилетов и отелей Kayak в России и СНГ (у поисковика есть договор с easyJet). Самый дешевый билет на полет в Лондон и обратно в апреле у «Аэрофлота» можно купить за 9 793 рублей (10–21 апреля), у British Airways – за 12 422 рублей (11–18 апреля), у «Трансаэро» — за 12 699 рублей (11–18 апреля).

Но easyJet, открывшая полеты между лондонским Гатвиком и московским Домодедово 18 марта, пока не добилась полной загрузки своего самолета А320 (180 мест). «На завтрашний рейс easyJet есть еще около 60 мест», — рассказала Устинова.

В ФАС недовольны необходимостью согласования тарифов новыми авиаперевозчиками с уже действующими, прописанной в межправсоглашениях между Россией и другими странами по авиаперевозкам. Артемьев назвал такое положение «анахронизмом».

«… тогда, в 1991 году, было 2500% инфляции, и поэтому, конечно же, на фоне этого государство должно было как-то регулировать, а сейчас это просто анахронизм», — заявил он, добавив, что ФАС обратилась к министру транспорта с просьбой незамедлительно отменить положение о согласовании тарифов, так как оно носит ярко антиконкурентный характер и противоречит Конституции и закону о конкуренции.

«А сами, со своей стороны, уже готовим соответствующее обращение в правительство с просьбой, при необходимости, выйти в Конституционный суд, чтобы он отменил эту часть межправсоглашений (они наднациональный характер носят), как противоречащую Конституции», — добавил Артемьев.

В Минтрансе сообщили, что писем от Артемьева на этот счет пока не получали. «Когда получим, рассмотрим в установленном порядке», — добавил представитель ведомства.

Необходимость согласования цен между назначенными перевозчиками содержится в межправительственном соглашении о воздушном сообщении между Россией и Великобританией, которое было заключено еще 19 декабря 1957 года, уточняют в «Трансаэро».

Коммерческое соглашение между «Трансаэро» и easyJet положений, касающихся установления сторонами тарифов на линии Москва – Лондон, не содержит, добавили в российской авиакомпании.

Официальный представитель «Аэрофлота» от комментариев воздержался. Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», удивлен позицией главы ФАС. «Артемьев не знает, что условия работы easyJet значительно отличаются от условий, в которых работают наши авиакомпании, в том числе «Трансаэро», – негодует он, перечисляя, — у easyJet есть невозвратные тарифы и нет требований по обязательному питанию на борту, бесплатной норме багажа, нет соцобязательств, которые несут российские авиакомпании». Отмену положения о согласовании тарифов источник в «Аэрофлоте» счел шагом, которым власти поставят российских перевозчиков в заведомо проигрышную конкурентную позицию.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь