ФАС в СМИ: Терапевтический дефект

02 апреля 2013, 11:43
Источник: Новые известия

Россияне тратят миллиарды рублей на знахарей и псевдолекарства

Согласно последним социологическим исследованиям, каждый четвертый россиянин регулярно принимает биологически активные добавки (БАД) либо иные лекарственные препараты с недоказанной эффективностью. К экстрасенсам же и целителям хотя бы раз в жизни обращалось большинство граждан. По оценкам экспертов, рынок подобных псевдомедицинских услуг составляет десятки миллиардов рублей, а многие граждане тратят на это такие средства, за которые можно было бы оплатить курс лечения в традиционных частных клиниках.

За последние десять лет российский рынок биологически активных добавок (БАДов) вырос в 15 раз – с 1,3 млрд. рублей в 2002 году до 20,3 млрд. рублей в 2012-м, подсчитали в аналитической компании DSM Group. Причем увеличение объемов было достигнуто не за счет роста цены упаковки, а за счет роста продаж в натуральном исчислении, пояснили «НИ» в компании. В результате этот сегмент оказался самым привлекательным на фармацевтическом рынке страны, констатируют эксперты.

«БАДы – это, по сути, недолекарства. Однако их производители дают такие обещания, что ни одно лекарство с ними не сравнится», – объясняет в беседе с «НИ» доктор медицинских наук Алексей Тихомиров. По его словам БАДы становятся еще более привлекательными для потребителей, так как они обычно гораздо дешевле настоящих лекарств: «Популярность БАДов связана с тем, что они продаются под видом суперлекарств по вполне демократичным ценам. Дескать, халява, сэр». Однако статистики, которая свидетельствовала бы об эффективности БАДов, на сегодняшний день нет, отмечает г-н Тихомиров: «Производители таких «чудо-средств» пользуются медицинской безграмотностью, которая, к сожалению, присутствует в российском обществе».

Рынок БАДов в нашей стране действительно огромен, признает доктор медицинских наук профессор Кирилл Данишевский. Однако если в развитых странах люди приобретают добавки как приложение к питанию, то в России в глазах потребителей они зачастую становятся альтернативой или даже аналогом медицинских препаратов, пояснил в разговоре с «НИ» эксперт. По его словам, массовое увлечение россиян подобным «лечением» во многом объясняется еще и тем, что люди становятся жертвой обмана: «БАДы часто выдаются за лекарства, хотя таковыми на самом деле не являются». Кроме того, добавляет собеседник «НИ», в России крайне развито самолечение: «Люди свято верят в удивительную силу тех или иных добавок и употребляют их по «назначению» знакомых или соседей, которым они якобы очень помогли избавиться от того или иного недуга».

Не жалеют россияне тратить деньги и на лекарства с недоказанной эффективностью, такие, как всевозможные имунномодуляторы. «В течение длительного времени в нашей стране регистрировались такие препараты. Минздрав в ближайшее время намерен пересмотреть выданные ранее удостоверения. Надо признать, что перед ведомством стоит непростая задача», – сказал Кирилл Данишевский. По его словам, головокружительный успех этих препаратов в России объясняется маркетинговой стратегией их производителей, которые щедро инвестируют в рекламу: «Продается почти любая пустышка, если ее эффективно продвигать на рынке».

В начале этого года обезопасить россиян от сомнительных бальзамов, эликсиров и «чудодейственных» пилюль вызвалась Федеральная антимонопольная служба. Как пояснили «НИ» в ФАС, для этого биологически активные добавки и лекарства должны регистрироваться в одном ведомстве. Такое предложение антимонопольщики направили в Министерство здравоохранения. В настоящее время в России лекарства регистрирует Минздрав, а биологически активные добавки – Роспотребнадзор. «Мы будем предлагать, чтобы и БАДы, и лекарственные препараты регистрировались по одной процедуре», – заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.

В ФАС подчеркнули, что при оформлении документов спрос с биологически активных добавок куда меньше, чем с настоящих лекарств. Этим зачастую и пользуются недобросовестные фармацевты. Если лекарства, поступающие в продажу, обязаны перед реализацией пройти клинические и доклинические испытания, то для БАДов достаточно гигиенического и токсилогического испытания. Проверка на достижение клинического результата, в отличие от лекарственных препаратов, не требуется. Кроме того, для клинических препаратов необходимо точно и недвусмысленно указывать область применения, а в случае с БАДами вполне можно обойтись общими рекомендациями. «Мы не можем быть уверены, что кто-то, не пройдя всю процедуру регистрации лекарственных препаратов, не зарегистрировал его как БАД, и не факт, что в линейке БАДов не присутствуют лекарственные препараты с неподтвержденным действием», – пояснил г-н Кашеваров.

Еще одна проблема состоит в том, что отечественные аптеки не разделяют лекарства и биологически активные добавки, и покупатели зачастую не понимают, что же на самом деле они приобретают. Специалисты отмечают, что в настоящее время на рынке присутствуют не менее двух десятков лекарств и БАДов, похожих до степени смешения названий и вводящих в заблуждение потребителей. «Есть лекарство глицин и добавка глицин форте, в обоих действующее вещество – определенная аминокислота. Так что же на самом деле глицин – БАД или лекарство?» – отмечают в ФАС.

Впрочем, история с глицином – отнюдь не исключение. Так, сегодня на рынке присутствуют лекарство для похудения редуксин и биологически активная добавка редуксин лайт.

В конце прошлого года ФАС совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения провел социологический опрос на предмет восприятия обоих препаратов. Его результаты вряд ли могут порадовать: россияне в основном не отличают одного от другого, не понимая, в чем разница между двумя упаковками.

По данным ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин регулярно принимает БАДы, причем женщины употребляют их вдвое чаще мужчин, а жители крупных городов – втрое чаще жителей провинции. Типичный покупатель лекарств с недоказанной эффективностью – женщина старше 45 лет, которая приобретает эти препараты в аптеке. Через частных распространителей подобные средства приобретает лишь каждый шестой их потребитель.

Однако рынок неподтвержденных лекарственных средств несопоставим с рынком сомнительных медицинских услуг. Ежегодно на магов, целителей и гадалок россияне тратят порядка тридцати миллиардов долларов. Такие сенсационные данные обнародовал в конце марта главный столичный кардиолог Юрий Бузиашвили. Согласно результатам опроса, проведенного ранее Институтом социологии РАН, к услугам колдунов и магов регулярно обращаются 67% россиянок и 4% россиян. Примечательно, что почти 93% обращавшихся к колдунам являются верующими традиционных для России конфессий православия и ислама.

«Прекрасно помню случай, когда пациент, страдающий онкологическим заболеванием, категорически отказывался лечиться традиционным путем. Он тратил колоссальные деньги на целителей и знахарей. Доходило до страшного: больной получал ряд назначений от врача, с которыми приезжал к какому-то магу, а тот говорил – мол, это лекарство не принимай, а это принимай», – рассказал «НИ» врач-терапевт Виталий Давыдов. По его словам, такие истории обычно заканчиваются плачевно для больных: «Они теряют не только деньги, но и время, которое при многих заболеваниях оказывается на вес золота».
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь