ФАС в СМИ: Стоит ли ждать снижения цен на авиабилеты?

23 марта 2012, 12:30
Источник: Вечерний Томск. Итоги

Из-за многочисленных жалоб пассажиров Федеральная антимонопольная служба планирует проверить тарифную политику авиакомпаний. Поток жалоб от клиентов авиакомпаний не иссякает.
Как говорят в ФАС, пассажиры чаще всего жалуются на необоснованно высокую стоимость перевозок, продажу билетов по тарифам, которые кратно различаются между собой при отсутствии каких-либо отличий в обслуживании на борту. Кроме того, людей не устраивает непрозрачность применения дополнительных сборов, условия и порядок возврата билетов, то, что авиакомпании гоняют самолеты с пустыми креслами, вместо того чтобы снижать билеты на рейсы, не пользующиеся спросом. Могут ли томичи рассчитывать на то, что авиаперевозчики снизят цены на билеты?
«АЭРОФЛОТ» НАЧНЁТ ЛЕТАТЬ С ИЮНЯ
Как сообщают федеральные СМИ, к проверке будут привлечены регуляторы из стран СНГ и Евросоюза. По словам начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрия Рутенберга, проверка нацелена на предотвращение злоупотреблений авиакомпаниями, доминирующими на рынке, своим положением, в том числе путем ценовых манипуляций.
Могут ли томичи рассчитывать на то, что авиаперевозчики снизят цены на билеты? Как пояснили в УФАС по Томской области, томское управление также будет участвовать в проверке. При этом проверки на предмет возможного сговора авиакомпаний, работающих в Томске и осуществляющих рейсы Томск-Москва-Томск, областное управление ФАС осуществляло и раньше, но серьезных нарушений в работе авиаперевозчиков тогда обнаружить не удалось.
Напомним, что сегодня на томском рынке авиаперевозок, выполняющих прямые рейсы из Москвы в Томск и обратно, работают три компании: «S7 Airlines", «Трансаэро» и «Ютэйр». Более того, со 2 июня 2012 года планирует открыть прямой ежедневный рейс Москва-Томск авиакомпания «Аэрофлот».
Казалось бы, три, а в недалекой перспективе и четыре авиаперевозчика - достаточное количество для того, чтобы между ними была реальная конкуренция, борьба за пассажира с последующим снижением цены на авиаперелеты. Но этого не происходит, Дешевые билеты по маршруту Томск - Москва бывают, как правило, во время распродаж и различных акций авиакомпании, а в остальное время они остаются на уровне 7-9 тысяч рублей в один конец.
Чиновники областной администрации считают: чтобы усилить конкуренцию и снизить стоимость билетов, нужно привлекать еще как минимум одну компанию. Переговоры с «Аэрофлотом» чиновники «Белого дома» вели семь лет, и, похоже, в этом году произойдет прорыв. Но повлияет ли это обстоятельство на снижение цен на авиабилеты?
ТОМСК НЕ ВЫДЕРЖИТ ЧЕТВЕРЫХ?
- В том же Новосибирске авиаперевозчиков больше, некоторые авиакомпании в борьбе за клиента проводят акции со скидками, отсюда и цены на билеты гораздо ниже, - комментирует ситуацию глава территориального управления ФАС по Томской области Владимир Шевченко. - Однако не стоит забывать, что Новосибирск - третий после Москвы и Санкт-Петербурга по населенности город в России (1,5 миллиона человек), по численность населения он превосходит Томск в три раза. Пассажиров там соответственно в три раза больше и перевозчики туда, естественно, идут охотнее.
А вот для нашего города четыре авиакомпании может оказаться чересчур - пассажиропотока элементарно на всех не хватит. К примеру, в 2005 году на томском рынке авиаперевозок появились две новых компании - «Крас Эйр» и «Владивосток авиа», однако это особо не отразилось на снижении цен на услуги воздушной авиации, К тому же вскоре оба перевозчика вынуждены были уйти с рынка.
- Здесь вышла интересная ситуация, - говорит глава Территориального управления ФАС по Томской области Владимир Шевченко. - Сама цена на авиаперевозки в Томске несколько дороже, поскольку от нас летит мало рейсов в сторону Москвы. К тому же компании начали делить пассажиропоток, которого и без того не хватает. Из-за этого цены на авиабилеты не пошли вниз.
И все же, по мнению главы местного УФАС, главная причина дороговизны услуги на воздушные перевозки в Томске - недостаточное количества рейсов. Сегодня самолеты летают из Томска в сторону Москвы и обратно реже, нежели 20-30 лет назад. Пассажиропоток у нас сравнительно небольшой, К примеру, таких городов как наш, среди региональных соседних административных центров, в Западной Сибири нет - всюду спектр услуг по направлениям авиаперевозок шире, чем в Томске. А чем меньше рейсов, тем дороже авиапредприятиям обходится обслуживание самолетов. Из-за этого услуги по авиаперевозкам становятся дороже.
ПОЧЕМУ САМОЛЁТЫ ЛЕТАЮТ ПОЛУПУСТЫЕ?
Вообще тарифы на авиаперевозки, проще говоря, цены на авиабилеты, сегодня не регулируются государством. Стоимость авиаперелетов определяет рынок. По мнению антимомонопольщиков, должна быть здоровая конкуренция, и тогда цены будут оптимальными, если, конечно, не допускать сговора.
- Авиакомпании невыгодно все билеты продать по дешевке, это очевидно. Но ей важно сделать интересное предложение для всех категорий клиентов: и тех, кто готов заплатить много, и тех, кто готов улететь задешево, - говорит глава аналитической службы компании «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Изначально, прогнозируя умеренный спрос, система выдает в продажу самые дешевые билеты. Если они раскуплены, остаются только билеты подороже. Если прогнозируется высокий спрос - в продаже изначально будут только дорогие билеты. Если дешевые билеты раскуплены, но на билеты подороже спроса нет, значит, самолет полетит полупустым, потому что дешевое предложение закончилось.
Может ли государство хоть как-то регулировать тарифов на авиаперевозки? По мнению экспертов, это возможно лишь при одном условии: субсидировании перевозок. Тогда государство вправе будет диктовать свои условия. Для социальных линий внутри России (например, для жителей Дальнего Востока, Калининграда) это разумно и оправданно. Но на всех остальных направлениях, на которые субсидии не распространяются, государству, судя по всему, придется смириться с рыночными ценами.

 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь