ФАС в СМИ: ФАС предлагает автодистрибьюторам "раскрыть карты"

14 марта 2012, 12:06
Источник: Авто Вести

Федеральная антимонопольная служба в борьбе за прозрачность рынка автомобильной дистрибуции предложила автодистрибьюторам раскрыть информацию о методах отбора дилеров и сервисных центров, а также о правилах работы с ними. В противном случае им грозят штрафы, в случае доказательства вины, конечно.

"Мы хотим, чтобы рынок был прозрачный с точки зрения взаимоотношений автодистрибьюторов, дилерских и сервисных центров. Считаем, что должны быть разработаны четкие, понятные и открытые для всех критерии, по которым компании-дистрибьюторы отбирают дилеров, а также описание порядка: каким образом потенциальный дилер или представитель сервисного центра может обратиться к дистрибьютору, как происходит согласование заявки, на каком основании может быть дан отказ", - рассказал "Российской газете" начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Максим Овчинников.

Ранее антимонопольщики уже высказали предложение разделить продажи и обслуживание автомобилей...

По его словам, в Европе уже существует механизм разрешения споров между менеджерами, которые занимаются отбором дилеров, и самими дилерами, который был разработан автопроизводителями под давлением еврокомиссии. "Было бы полезно, если бы торговые практики наших компаний тоже содержали подобные пункты. Ведь риски злоупотребления своими полномочиями со стороны отдельных сотрудников фирм-автодистрибьюторов при отборе дилеров и работе с ними уже после заключения контракта будут всегда", - уверен Овчинников.

По мнению представителя ФАС, отсутствие публичных правил отбора дилеров плохо и для самих автодистрибьюторов. "У персонала в этом случае есть соблазн принимать решения по собственному усмотрению в пользу тех или иных фирм, что часто и происходит. К примеру, квоты на автомобили между дилерами распределяются совершенно по-разному: одному дают пять, другому 10, причем в разной комплектации. Так что прозрачность нужна не только нам, как антимонопольному ведомству, потенциальным дилерам и сервисным центрам, но и самим компаниям-дистрибьюторам автомобилей, поскольку за счет этого они смогут существенно повысить эффективность своей работы", - считает Овчинников, добавляя, что служба пока лишь рекомендует компаниям разработать торговые правила и прописать четкие требования к дилерам и сервисным центрам. "В противном случае они рискуют стать объектами антимонопольного расследования. И если их вина будет доказана, то им придется заплатить так называемый оборотный штраф - от одного до 15% от выручки, а это десятки миллионов рублей", - добавил Овчинников.

Напомним, что в настоящее время ФАС уже ведет расследование или присматривается к нескольким представительствам. В частности, ФАС считает, что "Рено Тракс" запрещала своим сервисным центрам ремонтировать машины конкурентов. Согласно действующему законодательству это нарушение карается оборотным штрафом. Служба отмечает, что компания готова признать свою вину и устранить нарушение, а потому ей может грозить минимальное наказание. Антимонопольщики присматриваются также к дистрибьюторам автомобилей марок Skoda, Hyundai, KIA, Jaguar, Land Rover, Ford, а также запчастей Audi, Skoda и Volkswagen.

"Мы идем двумя путями: используем уже имеющиеся в нашем распоряжении инструменты антимонопольного регулирования и те дела, которые были возбуждены или находятся на стадии рассмотрения, закрыты не будут. При этом даем компаниям время на размышление, чтобы они определились: будут ли они разрабатывать собственные торговые политики. Со своей стороны этот тайм-аут мы используем для того, чтобы решить: есть ли необходимость вносить изменения в законодательство в части введения конкретных требований к компаниям-автодистрибьюторам и запретов на некоторые практики, которые они используют при работе с дилерами и сервисными центрами", - пояснил Овчинников.

Дилеры инициативу ФАС одобряют. Президент Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Андрей Петренко отметил несколько наиболее болезненных для дилеров вопросов. Среди них, срок действия дилерского контакта, который ограничивается 1-2 годами, в то время как окупаемость бизнеса - не меньше 7-10 лет. Петренко отметил также одностороннее изменение планов поставок автомобилей или запчастей дилерам. "Дилерские сети и отдельные дилеры уже давно живут по бюджету и делают расчеты по прибыли еще в начале года, исходя из плановых объемов продаж. И если происходит серьезная корректировка в ту или иную сторону, дилер рискует не выполнить своих обязательств. В этом случае он не получит бонусы и не сможет закрыть свой бюджет", - пояснил Петренко.

Глава РОАД надеется, что автопроизводители и дистрибьюторы прислушаются к инициативе ФАС и "согласятся вступить в диалог". "В нем заинтересованы обе стороны. Дилеры больше не хотят вкладывать средства в развитие автомобильного рынка, не имея определенных гарантий по срокам контрактов, системе квотирования. А дистрибьюторы автомобилей, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы более четко определить обязательства дилерских и сервисных центров", - считает Петренко.
 

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь