Елена Филашина представила членам Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ Доклад «О состоянии конкуренции на рынках производства нерудных строительных материалов»
16 мая 2018 года в г. Москве на площадке Исполнительного комитета СНГ состоялось заседание Комиссии по экономическим вопросам (КЭВ) при Экономическом совете СНГ.
В рамках данного заседания заместитель начальника Управления контроля промышленности ФАС России Елена Филашина представила Доклад «О состоянии конкуренции на рынках производства нерудных строительных материалах в государствах – участниках СНГ», который был подготовлен в соответствии с решением 41-го заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП).
Она отметила, что целью Доклада являлось выявление проблем и ограничений функционирования рынков и возможных направлений их решения, а также выявление возможных нарушений антимонопольного законодательства.
Также замначальника Управления контроля промышленности подчеркнула значимость нерудных строительных материалов (НСМ):
«Это один из важнейших базовых рынков строительных материалов, обеспечивающий потребности целого ряда отраслей промышленности (производство товарного бетона, железобетонных изделий, асфальтобетона) и строительного комплекса (жилищное строительство, строительство нежилых и инфраструктурных объектов)».
В докладе проанализировано законодательство государств-участников СНГ регулирующее данный рынок и состояние конкуренции на нем. Анализ позволил выявить существенные различия в государственном регулировании рынка. Так, например в Кыргызской Республике и Республике Казахстан предусмотрено предоставление права пользования на основе прямых переговоров, что запрещено в Российской Федерации.
Кроме того, с помощью данного исследования удалось выявить и проблемы развития конкуренции. К основным причинам неэффективного использования минерально-сырьевой базы и ограничения функционирования рынков НСМ относятся: ограниченность ресурсов, несанкционированная добыча, административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения (на оформление разрешительных документов уходит до 3 лет), а также неэффективное функционирование органов государственной власти: это и отсутствие прозрачного механизма конкурсного отбора недропользователя, и непроведение аукционов, несмотря на наличие свободных участков недр, а также само участие государства в лице подведомственных предприятий местных исполнительных органов. Главным барьером для расширения в т.ч. и трансграничной торговли является высокая доля транспортных затрат.
Развитию конкуренции на рынках НСМ будет способствовать в частности реформирование нормативных правовых актов, в первую очередь это определение недропользователя только с помощью конкурентных процедур-аукционы, конкурсы. При этом, система конкурентного определения недропользователя должна предусматривать прозрачный механизм отбора. А также стимулирование развитие малого и среднего предпринимательства на данных рынках путем реализации крупных инфраструктурных проектов.
«Кроме того, в настоящее время во всем мире идет активная интеграция цифровых технологий и практик в реальные сектора экономики. И отрасль нерудных строительных материалов не должна оставаться в стороне. Использование большего объема информации позволит совершенствовать и технологии добычи, и оптимизировать издержки на всей цепочке производства и реализации продукции от карьера до передачи покупателю», – подытожила Елена Филашина.
Участники КЭВ одобрили указанный Доклад и отметили, что МСАП является одним из наиболее активных органов отраслевого сотрудничества СНГ, представляющих на регулярной основе результаты проводимой работы.