Рост цен на электроэнергию повлек за собой предупреждение

Рост цен на электроэнергию повлек за собой предупреждение
18 мая 2015, 18:24
Open uri20171117 18392 1e825yw?1554501808

18 мая 2015 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) выдала предупреждение группе лиц НП «Совет рынка» и ОАО «АТС» о прекращении действий (бездействия), выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением. Компании навязывали участникам рынка невыгодные для них условия Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 3 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции»).
Ранее ФАС России выявила значительный рост цен на электрическую энергию во Второй ценовой зоне оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ) с августа 2014 года.


В ходе анализа причин было установлено, что на рост цен повлиял ряд факторов, имеющих как региональные особенности, так и общие особенности организации торговли на ОРЭМ.
Так, ФАС России установлено, что к факторам, имеющим региональные особенности относятся:
- снижение объемов выработки электрической энергии ГЭС Второй ценовой зоны по причине маловодности рек Сибири в 2014 году;
- влияние системного ограничения на переток энергии между западной (все регионы западнее Красноярского края) и восточной Сибирью (Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край).
Вместе с тем, наибольшее влияние на формирование цен во Второй ценовой зоне оптового рынка оказали общие особенности организации торговли на ОРЭМ, а именно внесение 29.07.2014 Наблюдательным советом НП «Совет рынка» изменений в Регламент актуализации расчетной модели (Приложение № 3 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка), согласно которым с 15.08.2014 был изменен порядок учета перетока электрической энергии между ценовыми зонами оптового рынка.
В связи с принятием этих изменений на ценообразование в регионах западной Сибири стала влиять ценовая ситуация в ценовой зоне Европы и Урала. Так, в западной части ценовой зоны Сибири с 15.08.2014 года наблюдался рост цен до уровня, близкого к ценовому параметру ценовой зоны Европы и Урала.
Особенность сложившейся ситуации объясняется, в том числе, моделью выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО), когда Системный оператор отбирает генерирующие объекты не только по принципу минимизации стоимости для потребителя, но и по принципу «участников по собственной инициативе» – так называемое требование включить генерирующее оборудование в вынужденном режиме. Ценовые заявки таких генераторов участвуют в отборе РСВ, не проходя конкурентного отбора ВСВГО. В результате, исходя из имеющихся материалов, складывается ситуация, при которой более востребованными оказываются более дорогие генерирующие объекты, расположенные в Первой ценовой зоне, а менее востребованные – более дешевые во Второй ценовой зоне.
Таким образом, принятые изменения порядка учета перетока электрической энергии между ценовыми зонами оптового рынка в рамках действующей модели ВСВГО оказали значительное влияние на формирование цен во Второй ценовой зоне оптового рынка.
«В целом у всех участников рынка и государственных органов на сегодня есть понимание, что нужно корректировать работу рынка с целью недопущения столь значительного роста, вызванного неэкономическими причинами. ФАС России совместно с Минэнерго России, Системным оператором и Советом рынка будет и дальше над этим работать», - отметил начальник Управления контроля электроэнергетики ФАС России Виталий Королёв.
 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Открытое ведомство
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь