Кредитный брокер Финансовая Компания «Максима» недобросовестно конкурировал, гарантируя клиентам получение кредита
14 января 2013 года Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) признала действия ООО Финансовая Компания (ФК) «Максима» актом недобросовестной конкуренции на рынке услуг кредитного брокера согласно пункту 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на недобросовестную конкуренцию).
Напомним, что основанием для возбуждения дела послужило заявление ОАО Банк «ОТКРЫТИЕ», содержащее указание на распространение ООО ФК «Максима», в том числе, на своем официальном сайте в сети «Интернет», несоответствующей действительности информации о гарантированном получении кредита в банках-партнерах, а также о перечне банков-партнеров ООО ФК «Максима».
Комиссия ФАС России считает, что кредитные брокеры не имеют возможности гарантировать своим клиентам получение кредита в каком-либо банке, поскольку кредитный договор не является публичным, и банк вправе отказаться от его заключения. При этом распространение кредитным брокером информации об именно гарантированном получении кредита может привести к перераспределению спроса в пользу такого брокера, а также причинить его конкурентам убытки в виде упущенной выгоды.
К аналогичным последствиям, по мнению Комиссии, может привести размещение кредитным брокером на своем официальном сайте недостоверного перечня банков-партнеров, поскольку наличие у брокера большого количества партнеров повышает вероятность подбора клиенту кредита с наиболее подходящими для него условиями, а также согласия банка предоставить такой кредит.
Эта позиция Комиссии подтверждается и результатами проведенных ФАС России опросов кредитных брокеров и кредитных организаций.
В результате Комиссия ФАС России признала действия ООО ФК «Максима» противоречащими требованиям пункта 1 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».
В связи с тем, что ООО ФК «Максима» добровольно устранило допущенное нарушение антимонопольного законодательства, дело в отношении этого кредитного брокера ФАС России прекратила без выдачи соответствующего предписания.
Решение по делу будет изготовлено в течение 10 рабочих дней с момента его принятия и размещено на сайте ФАС России.
Справка:
1. В соответствии со статьей 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести вред его деловой репутации.
2. Под недобросовестной конкуренцией в соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
3. Статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недобросовестную конкуренцию предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 тыс. до 20 тыс. руб., на юридических лиц – в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.