Рачик Петросян о нарушениях при закупках в дорожном строительстве

25 августа 2017, 00:00

Федеральная антимонопольная служба (ФАСРоссии) за первое полугодие 2017 года выявила 2,2 тыс. нарушений при закупках в сфере дорожного строительства, что на 83% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. По данным Минфина, за этот период было проведено более 21 тыс. закупок, общая начальная (максимальная) цена контрактов по ним составила около 550 млрд руб.

Наш анализ показал: чаще всего при проведении аукционов в сфере дорожного строительства заказчики по-прежнему устанавливают излишние требования к описанию объекта закупки (т. н. требования к «химсоставу») и необоснованно укрупняют лот. В практике ФАС есть ряд дел, по которым заказчики при проведении аукционов на ремонт или содержание дорог объединяют в один лот десятки не связанных друг с другом дорог, расположенных в разных районах города или целого субъекта. Необоснованное укрупнение лота приводит к тому, что контракт достается посредникам, которые затем привлекают реальные строительные компании в качестве субподрядчиков. При этом в силу раздутости лота реальные строительные компании лишены возможности участвовать в такой закупке напрямую, снижается конкуренция на торгах, а бюджет, в свою очередь, лишается экономии.

При проведении конкурсов ФАС, как правило, фиксирует нарушения, которые касаются порядка оценки поданных заявок. Например, в документации оценивается наличие у участников опыта выполнения аналогичных работ, но не раскрывается, какие именно работы считаются аналогичными.

Наличие субъективного, неценового критерия позволяет заказчику оценивать заявки на свое усмотрение, зачастую под заранее определенного участника. Благодаря решению правительства РФ, значимость такого критерия по стройке была снижена с 40 до 20%, что в два раза сократило возможности для злоупотреблений. Следующим шагом в борьбе с субъективизмом заказчиков станет перевод всех торгов по 44-ФЗ в электронную форму, в результате чего заявки участников таких закупок станут анонимными и возможности для картельного сговора уменьшатся.

Около 86% всех закупок в сфере дорожного строительства проведено в форме электронного аукциона (с общей начальной [максимальной] ценой контрактов около 502 млрд руб.), 4,76% — в форме открытых конкурсов (9,26 млрд руб.) и 0,14% — в форме конкурсов с ограниченным участием (24 млрд руб.).

Такие результаты стали возможными благодаря переводу в прошлом году всей «несложной» стройки на электронные аукционы. На конкурсе остались только особо опасные, уникальные, технически сложные объекты, включая искусственные дорожные сооружения. Аукционы зарекомендовали себя как форма закупок, которая способствует снижению коррупционных рисков, эффективному расходованию бюджетных средств и развитию конкуренции, поскольку на участие в них подается наибольшее количество заявок, а по итогам таких закупок достигается наиболее высокая экономия бюджетных средств.

Так, по данным Минэкономразвития, среднее количество поданных в 2016 году на участие в аукционе заявок составило 2,9 заявки, тогда как на участие в открытом конкурсе и конкурсе с ограниченным участием — 2,3 и 1,9 соответственно. Среднее снижение цены контракта на аукционе составило 8,2%, на открытом конкурсе — 5,3%, а на конкурсе с ограниченным участием — 4,4%.

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь