Рачик Петросян: «В электронных закупках невозможно подсмотреть, кто какую заявку подал и с каким ценовым предложением». Интервью Ветеринария.рф

26 марта 2018, 12:54
2146 %d0%a1%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba25
На портале «Ветеринария.рф» было опубликовано интервью с представителем Россельхознадзора «Существуют подозрения, что социальные учреждения получают далеко не лучшие и качественные продукты». В тексте, в частности, говорится о системе госзакупок и об отказе ФАС вносить в нее изменения. За комментарием редакция обратилась в Федеральную антимонопольную службу. На вопросы нашего корреспондента ответил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.
 
– Как можно подтвердить или опровергнуть утверждение о том, что в учреждения нередко поступает продукция по ценам ниже рыночных? Осуществляется ли мониторинг, кто его проводит?
 
– Федеральная антимонопольная служба России осуществляет процедурный контроль в сфере закупок. Качество поставляемых товаров контролирует Казначейство. Кроме того, в рамках мониторинга закупок оценку обоснованности закупок проводит Минфин России.
 
Можно с уверенностью сказать, что сфера госзакупок и закупок госкомпаний отличается изолированностью от рынка, приводящей к высокой стоимости и низкому качеству закупаемых товаров, работ и услуг по отношению к стоимости и качеству аналогичных товаров, работ и услуг на открытом рынке.
 
В тех сферах, где безраздельно правит государственное унитарное предприятие (ГУП) или муниципальное унитарное предприятие (МУП), то есть в условиях отсутствия конкуренции, отмечается предоставление товаров или услуг низкого качества и по завышенным ценам. Ситуация должна измениться. Мы работаем над этим.
 
– Что конкретно сделано для совершенствования системы госзакупок?
 
– В декабре 2017-го был сделан серьезный шаг в этом направлении. Президент России подписал Указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым также утвержден Национальный план развития конкуренции. Этот документ вменяет в обязанность федеральным и региональным органам исполнительной власти активно содействовать ФАС России в реализации поставленных задач.
 
Кроме того, в конце минувшего года были приняты поправки в закон о закупках и закон о контрактной системе, направленные на унификацию и автоматизацию процедур закупки. Вследствие запутанности и сложности процедур заказчики решают задачу обеспечения потребности в товарах, работах, услугах в ущерб экономической эффективности и конкуренции.
 
С 1 июля 2018 года все закупки в рамках 44-ФЗ будут проходить в электронной форме. Принципиальная новация заключается в том, что бумажные конкурсы остались в прошлом. Госзакупки полностью переведены в электронную форму. Закупки у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ также будут проходить в электронной форме на электронных площадках, функционирующих по 44-ФЗ. Уже невозможно будет подсмотреть, кто какую заявку и с каким ценовым предложением подал. В электронных закупках появляются все защитные механизмы, включая анонимность подачи заявок.
 
По мере развития каталога товаров, работ, услуг можно будет размещать подавляющее количество закупок «в два клика», без необходимости «ручного» управления закупкой, что предотвратит большинство нарушений, в частности таких, как формирование «заточенного» технического задания или завышенной цены.
 
Система закупок приобретет дружественный интерфейс, повысится прозрачность закупок, увеличится число их участников. Конкуренция на торгах позволит заключать контракты по наилучшему соотношению цена-качество. Государство получит экономию бюджетных средств, которые можно будет направить на дополнительную закупку необходимых товаров.
 
– Низкая цена на продукты – основное условие победы в конкурсе в рамках госзакупок. Так все-таки стоимость или качество?
 
– На мой взгляд, эта дилемма – экономия или качество – придумана искусственно. И в конкурсе, и на аукционе закон позволяет заказчику еще на входе задать все требования по качеству необходимого товара. Такие требования зачастую уже установлены профильным законодательством, в том числе с учетом требований стандартов о безопасности продуктов. Например, в отношении детского питания предусмотрены особые требования к рациону и меню, к технологической и кулинарной обработке продуктов. Таким образом, заказчик будет выбирать поставщика исходя из соответствия заданным параметрам предлагаемой заявки.
 
– Не все заказчики пользуются имеющимися возможностями?
 
– Действительно, возникает вопрос к профессионализму заказчика, который не может найти подходящий товар по установленным им же критериям. Даже притом что в конкурсе он имеет возможность субъективно оценить поданные заявки по критерию «качество товара».
 
Более того, продукты питания можно закупать по конкурсу с ограниченным участием. Разрешается подавать заявку только тем, кто уже выполнил аналогичный контракт, успешно поставил предлагаемые продукты питания на сумму не менее 20 процентов от цены контракта, который поставщик намеревается заключить.
 
– Но как быть, если некачественные товары или продукты питания уже поставляются?
 
– В ходе приемки заказчик обязан проверить соответствие поставляемого товара требованиям, указанным в контракте. При этом в законодательстве предусмотрена поставка ряда продуктов питания с сопроводительными документами, например сертификатами, и поставщик обязан их представить.
 
Если случилось так, что победу одержал участник, который впоследствии поставляет некачественный товар, заказчик вправе не принимать такой товар, если это прописано в контракте.
 
Поставщик должен понимать, что попытка поставки некачественного товара будет зафиксирована, что может служить основанием для расторжения договора. И он не только потеряет обеспечение контракта, а это до 30 процентов его цены, но и попадет в реестр недобросовестных поставщиков, лишится возможности участия в госзакупках на два года.
 
 
– В интервью представителя Россельхознадзора нашему порталу говорилось о том, что «система госзакупок работает крайне примитивно – у кого ниже цена, тот и победил», а также о том, что «на наше обращение ФАС ответила элементарной отпиской». Как вы прокомментируете слова об отписке?
 
– Мне странно это слышать, ведь любое обращение, поступившее в ФАС, детально изучается.
 
– Обращался ли Россельхознадзор в ФАС с предложением внести изменения в систему госзакупок?
 
– Да, и мы всегда прислушиваемся к экспертному мнению коллег. В частности, они предлагали установить обязанность включения в контракт на поставку пищевой продукции животного происхождения требования о наличии ветеринарного сопроводительного документа в электронной форме.
 
Реализовывать данную инициативу в качестве поправок в 44-ФЗ нецелесообразно, поскольку такие требования могут быть погружены в типовые контракты. Они разрабатываются и утверждаются федеральным органом власти, курирующим соответствующую сферу. В данном случае это Минсельхоз России.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь