«ГУПы убивают частный бизнес». Эксперт ФАС о проблемах развития конкуренции

02 июля 2018, 14:00
2198 %d0%a1%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba111
Замруководителя Федеральной антимонопольной службы России Рачик Петросян рассказал «АиФ-Черноземье», чем государственные и муниципальные предприятия плохи для экономики и почему власти не могут контролировать цены на бензин.
 
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Рачик Петросян впервые за многие годы прибыл с визитом Белгородскую область. Корреспондент «АиФ-Черноземье» поговорил с экспертом о том, как в стране собираются повышать конкуренцию в экономике, как частные клиники могут повысить качество медицинских услуг в государственных учреждениях и возможна ли конкуренция в топливной отрасли.
 
Татьяна Черных, «АиФ-Черноземье»: Каковы главные задачи вашего визита в регион?
Рачик Петросян: Не так давно президент утвердил Национальный план развития конкуренции. Нам предстоит выработать конкретные практические меры для выполнения этого поручения. В апреле состоялось заседание Госсовета, также посвящённое этим вопросам, во время которого президент дал практические конкретные поручения всем губернаторам о том, что нужно сделать для обеспечения развития конкуренции по конкретным отраслям.
Нарушения антимонопольного законодательства напрямую влияют на жизнь граждан практически во всех сферах. То есть речь идёт не о каких-то далёких абстрактных материях, особенно если смотреть в региональном разрезе, а о том, что составляет насущную необходимость нашей жизни. Это вопросы здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания. И как только в каждой из этих сфер возникает какая-то проблема с конкуренцией, мы сразу же сталкиваемся с ухудшением качества и с повышением стоимости. Кто-то за это плохое качество всегда платит – либо граждане, либо бюджет.
 
- Чем государственные и муниципальные предприятия мешают развитию конкуренции в экономике?
- Понятно, из каких соображений тот или иной чиновник муниципалитета или региона начинает плодить государственные унитарные предприятия (ГУПы) или муниципальные предприятия (МУПы) – ему так проще управлять ситуацией. Если надо обеспечить транспортное обслуживание, проще сделать ГУП и спрашивать с него. Но результат выходит очень плохой, особенно в долгосрочной перспективе. Как только в какой-то сфере создаётся ГУП, частный бизнес вокруг вымирает. Кроме того, это предприятие надо содержать, причём за бюджетный счёт. Деньги в бюджет идут из карманов граждан, а качество их обслуживания падает. То есть получается, что, выбирая простой путь, чиновники добиваются худших результатов.
 
Президент поручил губернаторам конкретно прописать, какая ситуация в каждом из регионов, где есть ненужные ГУПы, МУПы, и сформировать программу по переходу этих сфер в частный сектор. Надо убирать организации с государственным участием в конкурентных сферах.
 
- Но какая конкуренция может быть, например, в сфере здравоохранения?
- Задача здесь – обеспечить надлежащее медицинское обслуживание граждан. Можно иметь одну государственную поликлинику, прикреплённую к району, и можно наряду с ней открыть ещё несколько частных клиник - специализированных, не обязательно общего профиля. Когда у граждан нет альтернативы, они все вынужденно идут в государственную поликлинику. И у ее руководства нет стимула повышать качество своей работы. Но мало иметь частные учреждения здравоохранения, нужно дать им доступ к деньгам Фонда обязательного медицинского страхования. Если гражданин пришёл со своей проблемой в частную клинику – это его выбор. И деньги за его лечение должны из ФОМС поступить туда, куда он пришёл. Тогда возникнет конкуренция и начнёт повышаться качество медицинских услуг. Кроме того, будет снижаться их стоимость, потому что граждане будут искать, где лечиться дешевле – ведь не всё же оплачивает медфонд. То есть люди сами будут голосовать за лучшие учреждения.
 
- Каким будет взаимодействие ФАС с региональными властями?
- Между Федеральной антимонопольной службой и правительством Белгородской области подписано соглашение о выполнении поручений президента.
На основании этого соглашения мы должны будем реализовать как минимум три очень важных момента. Первое – определить перечень рынков, на которых будет развиваться конкуренция. В президентском поручении обозначен 41 вариант рынков, из которых каждый регион волен выбрать как минимум 33, то есть 80%. Каждому региону предстоит самому определить, в каких сферах он берётся повышать уровень конкуренции. Конечно, областные власти должны это сделать по согласованию с ФАС России и с ее территориальным подразделением в регионе.
Далее будет утверждена дорожная карта. Мало сказать, что нужно иметь к такому-то году такое-то количество частных учреждений в той или иной сфере экономики. Надо ещё проработать конкретные мероприятия, определить, какие регуляторные механизмы будет использовать область.
Например, собирается ли она раздавать субсидии частным компаниям или открыть им доступ к финансированию из ФОМС, как-то облегчить получение каких-либо имущественных прав, лицензионных требований – есть множество инструментов. Регион должен выработать эти механизмы и объявить о них гражданам. Например, запланировать увеличить количество частных медицинских организаций или частных дошкольных образовательных учреждений.
Третий пункт – область должна будет утвердить у себя антимонопольный комплаенс, то есть механизмы предостережения чиновников от нарушения антимонопольного законодательства. Это как бы экономическая гигиена. Не секрет, что более половины антимонопольных нарушений - это действия органов власти, причём не всегда предпринятые из злого умысла. Зачастую они не всегда знают, как решить конкретную задачу.
Например, нужно обеспечить вывоз мусора. Можно провести конкурс и отобрать пять-семь компаний, к которым будут предъявляться жесткие требования. Тогда будет и конкуренция, и равный доступ к бюджетным деньгам. А можно создать ГУП. Задача антимонопольных комплаенсов – прописать правила работы внутри органов местной власти, которые решают свои отраслевые задачи, чтобы результат их работы не стал антиконкурентным.
 
- Но как заставить чиновников это сделать?
- Заставлять мы никого не будем – есть поручение президента, и его надо выполнить. Мы изучим сферы, предложенные регионами для развития конкуренции. Если там действительно засилье государственных унитарных предприятий и положение в них не будет меняться, мы будем требовать решений уже на политическом уровне.
Россия - страна большая, в разных регионах есть успешный опыт применения рыночных механизмов развития частного сектора во всех сферах экономики. Никто ведь не заставляет взять и мигом закрыть ГУП и оставить людей без работы. Но доля предприятий с государственным участием на рынке не должна быть монопольной - не более 30-40%. Если работа будет построена грамотно, результаты скажутся скоро – и экономические, и производственные. А если кто-то ссылается разные причины, чтобы не перенимать положительный опыт других регионов – значит, не умеют или не хотят работать.
 
- Если говорить о сфере образования, в каком формате будут затронуты школы или вузы? Они тоже перейдут в частные руки?
- Если область решит передать в сферу конкуренции, допустим, дошкольное образование, это ни в коем случае не значит, что им нужно отказываться от государственных детских садов, что они закроются и останутся одни частники, которые задерут цены.
Что касается школ, если область решит, что какие-то отдельные секторы школьного образования могут получить альтернативное частное развитие, то и у родителей школьников появился выбор. Бояться запредельного роста цен не нужно: опыт показывает, что чем больше конкуренции, тем цена становится ниже - это закон рынка.
 
- Если говорить о рынке, то проблема, с которой столкнулись в последнее время все россияне, – это рост цен на бензин. Как вы думаете, насколько конкурентна эта сфера в России?
- Участники этого рынка - довольно крупные нефтяные компании, их несколько, и ни одна не занимает доминирующего положения на рынке. Бензин очень тесно связан с мировым рынком, и цены на него государство не регулирует. Да и жизнь показала, что, как только государство начинает назначать цены, это ни к чему не приводит. Кроме того, что товар просто исчезает с прилавков, а потом появляется из-под прилавка по утроенной цене.
Но сейчас уже правительство снизило акцизы на бензин, что позволило стабилизировать цены, и это было сделано вовремя. ФАС со своей стороны по отдельным регионам выдал предупреждения нефтяным компаниям, в некоторых случаях возбудил дела. И сейчас ситуация стабилизировалась, цена не растёт.
 
- Вся предстоящая работа по внедрению конкуренции очень масштабна, требует определённого времени. Какова будет в ней роль региональных УФАС?
- Работу с органами власти мы считаем приоритетной. Региональное управление ФАС будет оказывать методическую помощь. Необходимо тесное взаимодействие областных властей и территориального управления ФАС, чтобы выполнить поручения президента.
Сейчас все заместители руководителя ФАС находятся в регионах страны. На днях мы подписали аналогичное соглашение с губернатором Липецкой области, до этого - соглашение с губернатором Калужской области. В каждом регионе своя структура экономики, свои развитые и неразвитые направления, соответственно, свой перечень показателей и необходимых мероприятий, которые регион хочет и может развивать. Поэтому с каждым мы работаем индивидуально. Задача ФАС – следить, чтобы при переходе к частному сектору всем субъектам был предоставлен равный доступ и равные возможности.
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь