Интервью заместителя руководителя ФАС России Виталия Королева журналу "Электроэнергия. Передача и распределение" на тему "Экономическая основа цифровизации электросетевого комплекса"

07 сентября 2018, 09:54
2229 dsc 1329
Виталий Геннадьевич, в чем заключается основная идея введения регуляторных соглашений для территориальных сетевых организаций в электроэнергетике?
 
Заключение регуляторного соглашения должно быть общим правилом регулирования для всех территориальных сетевых организаций (ТСО), вне зависимости от объема среднегодовой величины мощности энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, технологически присоединенных к территориальной сетевой организации, и от размера необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации.
 
В целях недопущения различных вариаций регуляторных соглашений и исключения дискриминационных условий, мы предлагаем актом Правительства Российской Федерации утвердить типовую форму такого регуляторного соглашения, которое бы включало следующие существенные условия. Во-первых, срок действия соглашения должен составлять не менее 10 лет. Во-вторых, должны быть указаны объем и источник финансирования инвестиционной программы.
 
Следующими параметрами будут формула расчета долгосрочного тарифа, включая соответствующие показатели деятельности сетевой организации, обязательства ТСО по достижению показателей надежности и качества оказываемых услуг, в т.ч услуги по технологическому присоединению.
 
В акте Правительства РФ также ФАС России предложила указать обязательства территориальной сетевой организации по исполнению инвестиционной программы, а при ее отсутствии — обязательства по строительству, реконструкции и модернизации объектов электросетевого хозяйства.
 
За неисполнение сетевой организацией положений регуляторного соглашения, в том числе за невыполнение инвестиционной программы, должны быть введены санкции.
 
По мнению ФАС России, регуляторные соглашение должны проходить процедуру регистрации в антимонопольном ведомстве. При этом, в законопроекте необходимо закрепить исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации соглашения.
 
А какова будет позиции службы, если заключение регуляторного соглашения превысит предельные уровни цен на услуги по передаче электрической энергии?
 
Если орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов планирует принять такое решение, то он в обязательном порядке должен это согласовать с ФАС России. Существующие инструменты антимонопольного и тарифного контроля не позволят принимать решения, которые могут привести к завышению тарифов для потребителей.
Какие действия ФАС России принимает на решение проблемы перекрестного субсидирования? Какой уровень перекрестного субсидирования можно считать приемлемым?
 
Мы провели мониторинг принятых решений региональными тарифными регуляторами об установлении единых тарифов на передачу электроэнергии на 2018 год, установили величину перекрестного субсидирования, и по поручению Правительства РФ внесли изменения в Основы ценообразования в области регулируемых тарифов в электроэнергетике.
 
Величина перекрестного субсидирования на 2018 год составляет 220,1 млрд. рублей. За предыдущий период этот показатель составлял 229,4 млрд. руб. Таким образом, величина перекрестного субсидирования снизилась на 9,3 млрд. рублей, что снизило тарифную нагрузку для участников рынка.
 
В предыдущие годы для разных регионов в различных тарифных моделях (в том числе RAB) также делались попытки установления долгосрочных тарифных решений на 3-5 лет на основе соответствующих инвестиционных программ. Однако, фактически эти тарифные решения все равно уточнялись ежегодно на основании годовых отчетов энергокомпаний. Какие выводы были сделаны на основе этого опыта? Сохранится ли у энергокомпаний возможность ежегодной корректировки тарифных решений? Если да, то какой принцип?
 
С 2012 года тарифы сетевых организаций являются долгосрочными, кроме изолированных ценовых зон, но предусматривают ежегодную корректировку. При этом предлагается ограничить случаи проведения корректировки и выполнять их, если компании не соблюдает инвестпрограмму, например, или не соблюдает параметры качества обслуживания потребителей. Это будут санкции, предусмотренные положениями регуляторных соглашений.
 
На сегодняшний день на качество долгосрочного планирования инвестиционной деятельности энергокомпаний существенным образом влияет низкая упорядоченность системы стратегического планирования и её несовершенство на региональном уровне. Какие меры может предпринять ФАС для исправления ситуации?
 
Инвестиционным программам естественных монополий уделяется на самом высоком государственном уровне большое внимание. В декабре прошлого года Президента Российской Федерации подписал Указ о госполитике об основных направлениях развития конкуренции и утвердил им Национальный план развития конкуренции.
В указанных документах у нас есть определенные контрольные точки, которые должны выполнить. Так, до 1 октября 2018 г. совместно с органами власти будет определен перечень субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих иные регулируемые виды деятельности, утверждение инвестиционных программ которых и рассмотрение отчетов об исполнении указанных программ осуществляет Правительство Российской Федерации.
До 1 января 2019 года следует внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, предусматривающие закрепление прав советов потребителей по осуществлению общественного контроля на федеральном и региональном уровнях за деятельностью субъектов естественных монополий и компаний с государственным участием, а также при утверждении инвестиционных программ и контроля за их исполнением.
 
Еще один пункт в Указе Президента о развитии конкуренции – принять до 1 июля 2019 года нормативные правовые акты, обеспечивающие единый порядок разработки, утверждения и контроля реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий и организаций, если источником финансирования инвестиционной программы являются средства, учтенные при утверждении тарифов.
 
Безусловно, принятие и исполнение всех этих мер позволит устранить пробелы в законодательстве и проблемы при утверждении и исполнении инвестиционных программ. Мы совершим определенное упорядочивание всей системы, которая будет понятна каждому потребителю.
 
На сегодняшний день существует ряд льготных тарифных решений для отдельных категорий потребителей, к примеру, по технологическому присоединению. Будут ли они пересматриваться? Будут ли внедряться механизмы, исключающие возможность злоупотребления со стороны потребителей льготными условиями?
 
Правительство Российской Федерации дало поручения по пересмотру подходов к льготной плате за технологическое присоединение. В качестве одного из вариантов рассматривается наделение субъектов РФ полномочиями определять, кто из заявителей должен считаться льготником. Тем самым и вопрос развития региона, и возможность влияния на величину выпадающих доходов от льготного техприсоединения, будут относиться к компетенции региональной власти.
 
С 2019 года ФАС планирует внедрение эталонов затрат сетевых организаций, переход на эталонное регулирование сетевого комплекса. Каким образом переход на эталонные затраты будут учитывать индивидуальные особенности различных компаний?
 
По нашему мнению, внедрение эталонного принципа для электросетевого комплекса станет новой вехой развития электроэнергетики. Применение этого механизма позволит добиться прозрачного и ясного порядка ценообразования, что удобно всем участникам процесса: от регулируемых организаций до потребителя. Переход на новый принцип стимулирует организации к реальной экономии средств и повышению эффективности.
Сейчас ФАС России разрабатывает нормативный правовой акт. Рассчитываем, что в ближайшее время он будет доступен для общественного обсуждения.
 
Каковы Ваши рекомендации для работы электросетевых компаний?
 
Сетевым компаниям необходимо, безусловно, обеспечить надежное и бесперебойное энергоснабжение каждого дома и каждого предприятия, а также научиться стратегически планировать свои расходы исходя из социально-экономического прогноза по индексации сетевых тарифов по принципу «инфляция минус».
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь