Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России
Опыт Амурской области по реализации положений Национального плана развития конкуренции в регионе
12 июля 2019, 12:15
Интервью Елены Скуратович, начальника отдела улучшения делового климата и конкуренции министерства экономического развития и внешних связей Амурской области о реализации положений Национального плана развития конкуренции в регионе
- По итогам прошлого года субъекту удалось добиться сокращения количества нарушений антимонопольного законодательства (-17%) со стороны органов власти. Как удалось добиться этого результата?
- Органом, уполномоченным рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства на территории Амурской области, является управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (Амурское УФАС России). Поэтому оценка количества нарушений антимонопольного законодательства осуществляется на основании данных управления.
В общем за последние три года происходят незначительные колебания выявляемых среди органов власти нарушений, в 2017 году произошел их небольшой рост, около 60 нарушений, а в 2018 году по отношению к предыдущему спад, около 50 нарушений.
В некоторой мере этому способствовало введение института предупреждений и распространение его действия на нарушения, совершаемые органами власти.
Значительная часть нарушений среди органов власти в области совершается органами местного самоуправления. При этом среди таких нарушений большую долю составляют нарушения при распоряжении муниципальным имуществом, в частности предназначенным для оказания услуг в сфере ЖКХ, и в части отбора управляющих организаций в рамках полномочий, предоставленных органам местного самоуправления жилищным законодательством.
Переход муниципальных образований от аренды к концессии при распоряжении объектами ЖКХ как один из факторов способствует и сокращению количества нарушений при распоряжении такими объектами, а также развитию сферы ЖКХ.
С другой стороны, возможно, и усиление мер ответственности, если орган власти, его должностные лица продолжают совершать противоправные деяния. Так, в 2018 году имелась практика привлечения должностного лица органа местного самоуправления к административной ответственности с применением дисквалификации.
- В 2018 году в области сократилось число унитарных предприятий. Каких рынков коснулись изменения? В связи с чем были приняты решения по их реорганизации?
- В 2018 году количество унитарных предприятий на территории области сократилось на 8 единиц (с 92 до 84) в связи с завершением в отношении них процедуры ликвидации либо банкротства.
В Селемджинском районе ликвидировалось два учреждения в сфере издательской деятельности и ЖКХ. В Бурейском районе ликвидировалось два учреждения в сфере розничной торговли лекарственными средствами и в области телевизионного вещания. В Свободненском районе ликвидировалось учреждение в сфере деятельности телевизионного вещания. В связи с банкротством завершили свою деятельность три учреждения в Зее, Михайловском районе и в Белогорске (организация похорон, ЖКХ, общественное питание).
- Одним из основных показателей реализации Национального плана развития конкуренции - увеличение доли МСП на закупках. Каких результатов удалось добиться региону в этом направлении?
- В рамках запланированных системных мероприятий по конкурентной среде мы запланировали целевое значение в размере 19%. Нам удалось достичь 33 %.
Управлением государственного заказа области проделана большая работа:
- на сайте управления размещается информация о всех закупках, проводимых управлением с выделением закупок, объявленных только для МСП;
- на стадии подачи заказчиками заявок на закупку осуществляется проверка соблюдения условий для обеспечения участия МСП в закупках;
- осуществляется автоматический контроль в системе АЦК Госзаказ за соблюдением заказчиками при планировании закупок у МСП объема, предусмотренного законом о контрактной системе;
- ежеквартально идет сбор информации об объеме закупок органов государственной и муниципальной власти у МСП в целях мониторинга показателя.
- Какая работа по реализации Указа Президента № 618 ведется в субъекте на сегодняшний день? Какие сферы экономики региона стали приоритетными с т.з. развития конкуренции на них? Принята ли в субъекте «дорожная карта» развития конкуренции, которая должна обеспечить проконкурентные подходы в реализации Нацпроектов?
- Определен уполномоченный орган по содействию развитию конкуренции в Амурской области - министерство экономического развития и внешних связей области.
Утверждены перечни рынков услуг (35) для содействия развития конкуренции в области (розничная торговля лекарственными препаратами, производство электроэнергии, медицинские услуги, розничный рынок нефтепродуктов, перевозка пассажиров автомобильным транспортом, дошкольное образование, обработка древесины, среднее профессиональное образование, производство кирпича, производство бетона и др.)
Утверждены ключевые показатели их развития (35 ключевых показателей). Определены их значения на 2018-2022 годы и ответственные исполнители.
Разработан проект дорожной карты, который в настоящее время проходит процедуру согласования с органами государственной власти и Амурским УФАС.
Проводятся заседания Совета по внедрению на территории Амурской области Стандарта развития конкуренции. Заключено Соглашение о взаимодействии между ФАС и Правительством области. Заключено 29 соглашений с органами местного самоуправления по внедрению стандарта.