Опыт Саратовской области о реализации мер по развитию конкуренции

09 августа 2019, 08:55
2358 lori 0000954314 bigwww
Интервью Министра экономического развития Саратовской области Юлии Шваковой
 
- Как выстроена работа в Саратовской области по развитию конкуренции? Какая работа по реализации Указа Президента №618 ведется в субъекте на сегодняшний день?
 
- Понимая, что устойчивое социально-экономическое развитие на территории любого масштаба возможно только при наличии здоровой и развитой конкурентной среды, Саратовская область в 2014 году в инициативном порядке в числе шести пилотных регионов приступила к внедрению Стандарта развития конкуренции.
 
В регионе была сформирована нормативная база, налажен механизм изучения мнения потребителей и предпринимателей по вопросам качества и доступности товаров, услуг для населения, а также административных барьеров для бизнеса, определен перечень из 11 социально значимых и 3 приоритетных рынков.
 
Уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции в регионе определено министерство экономического развития области, создан Совет по развитию конкурентной среды.
Практически все целевые показатели, установленные на 2016-2018 годы по социально значимым и приоритетным рынкам, выполнены.
 
В числе положительных примеров можно отметить, увеличение численности детей, получающих услуги в частных дошкольных образовательных организациях. Ежегодно в регионе увеличивается количество детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительные образовательные услуги в частных организациях, рост составляет 2%. Положительная динамика наблюдается и в численности детей, отдохнувших в частных лагерях.
 
На рынке туристических услуг целевым показателем по 2018 году стало увеличение внутреннего туристского потока до 1 млн. человек. Когда только на момент начала внедрения Стандарта развития конкуренции было 594,5 тыс. человек. Развитие конкурентной среды на данном рынке стало возможным за счет реализации ряда мероприятий. Это пропаганда и продвижение положительного имиджа туризма на территории Саратовкой области, а также работа с бизнесом туристкой сферы как по расширению спектра услуг так и по улучшению сервиса гостеприимства и открытию новых 4-х объектов туристкой индустрии.
 
Активное содействие развитию конкуренции, безусловно, является приоритетным направлением деятельности органов власти всех уровней.
 
Учитывая, что механизмы, способствующие развитию конкуренции, затрагивают буквально все сферы деятельности, в соответствии с Национальным планом развития конкуренции, утвержденным Приказом Президента страны № 618, действующие положения всех органов исполнительной власти области дополнены нормами, предусматривающими приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках, в отраслях экономики.
 
С целью предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и повышения эффективности работы в данном направлении на региональном и муниципальном уровнях обеспечивается функционирование нового инструмента – антимонопольного комплаенса.
 
Особо важной и приоритетной задачей в работе органов исполнительной власти области является соблюдение антимонопольного законодательства при реализации национальных проектов на территории региона.
 
- Какие сферы экономики региона стали приоритетными с точки зрения развития конкуренции на них? Принята ли в субъекте «дорожная карта» развития конкуренции? Есть ли первые результаты реализации ДК?
 
- С целью содействия развития конкуренции на территории региона еще в ноябре 2018 года органами власти области была проведена масштабная работа, распоряжением Правительства области утверждены ключевые показатели развития конкуренции на товарных рынках до 2022 года.
 
При формировании «дорожной карты» по развитию конкуренции на новый период 2019-2022 годов нами принято решение проводить работу по содействию развитию конкуренции абсолютно на всех рынках – на 41, которые обозначены в новом Стандарте развития конкуренции, утвержденном федеральным правительством в апреле текущего года.
 
Мы видим, что по ряду рынков минимальные значения ключевых показателей, рекомендованных положениями нового Стандарта, на территории области уже достигнуты, некоторые имеют 100% значение.
 
Например, это рынки племенного животноводства, семеноводства, вылов и переработка водных биоресурсов, товарная аквакультура, дорожная деятельность, сфера электро- и газоснабжения, промышленный комплекс.
 
Однако, это не означает, что работа по развитию конкуренции на этих рынках не будет проводиться в дальнейшем. Наоборот, органами власти всех уровней должны быть приняты самые действенные меры по сохранению высоких значений показателей на этих рынках и составлены соответствующие мероприятия для включения в «дорожную карту». Утверждение «дорожной карты» в рамках заседания Совета по развитию конкурентной среды пройдет в сентябре.
 
На данный момент формирование мероприятий «дорожной карты» находится на завершающей стадии. Проводится социологическое исследование путем опросов населения региона и бизнеса на предмет удовлетворенности качеством цен, работ и услуг, состоянием конкуренции на каждом рынке. Органами исполнительной власти учитываются изменения, вносимые ФАС России как по расчету ключевых показателей, так и по формату самой «дорожной карты».
 
- В числе приоритетных целей Национального плана развития конкуренции: поддержка малого предпринимательства, увеличение доли закупок у МСП, сокращение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти. Расскажите, пожалуйста, каким образом проводится работа в этих направлениях? Как вы полагаете, какую практику по развитию конкуренции в регионе можно транслировать в другие субъекты?
 
- Что касается поддержки малого и среднего бизнеса, работа по этому направлению проводится в рамках реализации национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
 
В малом бизнесе мы наблюдаем положительную динамику – количество субъектов с начала года увеличилось на 1786 единиц.
 
На самую востребованную форму поддержки предпринимателей – льготное финансирование направлена работа Фонда микрокредитования области и Гарантийного фонда.
 
В рамках нацпроекта Гарантийный фонд уже докапитализирован на 19 млн.рублей. Им предоставлено 48 поручительств на сумму порядка 245 млн. руб., предпринимателями привлечено более 675 млн. руб. заемных средств. Фонд микрокредитования в 2019 году обеспечит выдачу льготных микрозаймов предпринимателям в объеме не менее 150 млн. рублей на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели.
 
В рамках финансовой поддержки бизнеса в моногородах в этом году мы дополнительно докапитализировали Фонд микрокредитования на 14,9 млн. рублей. Данной поддержкой уже активно пользуются.
 
Созданная в регионе еще в прошлом году новая сервисная модель инфраструктурной поддержки бизнеса позволяет рассматривать каждый предпринимательский проект с точки зрения поддержки всеми институтами развития комплексно.
 
Для этого создан и работает Центр предпринимателя «Мой бизнес», объединивший на своей площадке всю инфраструктуру поддержки. Отмечу, что наша практика по созданию и функционированию Центра «Мои бизнес», была экстраполирована на другие регионы.
 
Непосредственно на площадке Центра сегодня оказываются 86 услуг инфраструктуры, а также 90 государственных, муниципальных и дополнительных услуг в бизнес-окнах МФЦ.
 
В результате мер по акселерации бизнеса комплексную поддержку в Центре предпринимателя «Мой бизнес» к концу 2024 года получат не менее 10% действующих предпринимателей.
 
Продолжая работу по увеличению доли закупок у субъектов малого предпринимательства, приоритет которой отмечен и в Национальном плане развития конкуренции, и в системных мероприятиях «дорожной карты» за последние несколько лет мы добились увеличения показателя активности по участию в закупках с 2,7 до 3,2 заявок на одну конкурентную процедуру.
По закупкам у малого бизнеса у нас по состоянию на 1 июля текущего года данный показатель превысил 50%.
 
Для достижения таких показателей в регионе ежегодно для всех органов власти устанавливаются целевые показатели, как по снижению доли несостоявшихся торгов, так и по доли закупок у малого бизнеса.
 
В данном направлении будем двигаться и в перспективе.
 
По снижению количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны региональных органов власти можно отметить положительную динамику. В этом направлении определенным стабилизатором служит механизм антимонопольного комплаенса.
 
Как вы оцениваете взаимодействие с ФАС и Саратовским УФАС России?
 
Уверена, что применяя всестороннюю консультационную и практическую поддержку со стороны федерального антимонопольного ведомства и его территориального управления, мы достигнем значимых результатов, способствующих развитию конкуренции в нашем регионе, так как здоровая конкурентная среда это базовое условие развития экономики в целом.
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь