Бездействие и отвага: как распоряжаются муниципальной недвижимостью в Пскове и области

29 января 2020, 11:47
2405 %d0%98%d0%9d%d0%a2%d0%95%d0%a0%d0%92%d0%ac%d0%ae

Широка и богата родная наша Псковщина! Не область, а песня: много в ней лесов, полей, прибрежных полос, пустующих участков, производственных строений, зданий. И все это муниципальное добро. Взять в аренду или приобрести его можно, но при одном условии: торги выиграть надо. Почему для предпринимателей желанная недвижимость часто оборачивается котом в мешке, почему после торгов многие пользователи не считают нужным соблюдать условия договора и кто настроил мастерские в Орлецах - об этом и многом другом журналист «МК в Пскове» побеседовал с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Ольгой Милонаец.

- Ольга Викторовна, как и кем на сегодня осуществляется контроль за процессами передачи муниципальной собственности в аренду или собственность?

- У каждого органа есть своя компетенция. Допустим, в сфере распределения земельных участков, если мы говорим об органах местного самоуправления (МСУ), то есть профильные земельные комитеты, если это прибрежная зона - там контроль дополнительно осуществляет природоохранная прокуратура, и Росприроднадзор - в зависимости от того, в чьем ведении находится земля.

Компетенция ФАС имеется везде, где может быть нарушена конкуренция. Допустим, есть у органа МСУ, КУГИ по Псковской области или КУМИ города Пскова некое законное право на предоставление участка или объекта капстроительства в аренду или в продажу. В большинстве случаев они реализуют это право путем объявления аукционов. Сейчас у нас достаточно прозрачная процедура в плане торгов на объекты или земельные и лесные участки - торги должны проводиться на сайте https://torgi.gov.ru. Любой желающий может посмотреть, почитать, поучаствовать.

И вот здесь наша задача - проверить, чтобы процедура реализации этого права на аренду или продажу проходила в строгом соответствии с законодательством. Если это лес - по Лесному кодексу, если это недра - по федеральному закону, если это земельные участки - согласно Земельного кодекса.

- В каком порядке ФАС осуществляет данный контроль?

- Мы имеем право вмешиваться в двух случаях. Во-первых, мы выходим на плановую проверку к органам власти. Как правило, это те органы МСУ, которые находятся у нас в группе риска. Во-вторых, реагируем на жалобы.

Например, в прошлом году мы получили дважды жалобы на действия органов МСУ в Пушкиногорье. Были выставлены на торги участки, на которых уже находились строения. Это схема не новая: сначала участок захватывается, на нем самовольно строится объект, а затем землю пытаются легализовать. Но согласно документам участок - пустой. Новый владелец может предъявить претензии к муниципалитету, чья обязанность согласно Земельному Кодексу - демонтировать самовольные постройки, если собственник неизвестен, или выдать предписание о сносе тому, кто построил объекты.

Мы такие торги аннулировали. В одном случае нужно было разбираться с собственником самовольной постройки, поскольку он был известен. В другом случае даже было предписание прокуратуры о сносе, но строительство продолжалось несмотря ни на что. В обоих случаях мы вмешивались и говорили: приведите землю в порядок. Ведь получается очень удобно: сначала захватить землю при бездействии со стороны органа МСУ, а дальше - прийти с предложением выставить землю на торги. Уже эти торги в принципе никому не интересны: все прекрасно знают о постройках, вокруг все огорожено, потом воюй с владельцами или демонтируй за свой счет, если у тебя планы на этот участок другие, а там фундамент... Где здесь конкуренция? В связи с наличием жалоб на органы МСУ Пушкинские Горы в этом году попали в группу риска и там будет проведена проверка всех решений по передаче муниципального имущества.

- А жалоб много поступает?

- По-разному. Например, в 2018 году было достаточно большое количество жалоб на КУГИ Псковской области: то участки накладывались друг на друга, то получалось, что в границы участка попадало чужое крыльцо и соседи не могли бы попасть в свое здание. Представители КУГИ не обязаны выезжать на место для знакомства с выставляемыми на торги объектами недвижимости. Тем не менее - поскольку появилось много жалоб, председатель КУГИ приняла решение, что они будут выезжать, чтобы торги проходили в законном поле и не срывались по техническим накладкам.

Мы продолжили контроль за торгами, которые проводило КУГИ Псковской области, в 2019 году. Все, что можно было исправить, они исправили: на протяжении прошлого года на них не было ни одной жалобы. Единственный вопрос, который у нас возник в ходе проверки, - почему предприниматели предпочитают по итогам торгов оформлять право аренды на год (законом позволен срок не менее трех лет, если только по заявлению победителя торгов не устанавливается меньший период времени). Однако, как нам пояснили, этот тренд связан с тем, что договоры продолжительностью более года надо регистрировать в Росреестре. Значит, бизнесу проще еще раз выйти на торги чем регистрировать право аренды на объект.

- Получается, что о некоторых случаях вы можете не знать попросту в силу специфики осуществления контроля?

- Да, в нашей компетенции - проверка законности проведения торгов. А все, что в кулуарах происходит, или то, что вообще проходит без торгов, мы не можем увидеть. Нет жалобы - нет повода. Помню, была история по одному из муниципальных образований: на торгах реализовывалось производственное помещение. Там испокон веков работала компания, сотрудники ее что-то производили и это здание выставили на торги. Работники увидели и удивились: как это - продается все, вместе с мастерскими и работающими людьми? Мы разбирались, выясняли, насколько законны основания для сдачи в аренду этого участка. В итоге торги отменили, поскольку, находящийся там предприниматель имел право продлить договор аренды без торгов.

В общем, сказать, что нам известны все скандальные истории, - нет, конечно, это не совсем верно.

- Есть ли какая-то статистика: какие районы Псковской области самые проблемные с точки зрения проведения торгов?

- Мы такую статистику не ведем. Мы стараемся оценить ситуацию на рынке, выявляем проблемы. По большому счету наша задача не выявлять виновных. Наша история - навести порядок, чтобы предприниматель мог спокойно на рынке работать, без угрозы незаконного вмешательства государства, предотвратить нарушение. Допустим, в случае с Пушкинскими Горами: мы просто отменили торги. Ну безусловно, виновные чиновники получат штраф.

Выяснять дальше, снесли ли самовольные постройки, - это не наша компетенция, а прокуратуры, контрольных управлений на местах. Наша задача заключается в том, чтобы этот участок не был передан никому на незаконных основаниях. Мы обнулили ситуацию и, соответственно, у администрации вновь появилось обязательство осуществлять контроль за использованием муниципальных земель - его же никто не отменял.

- Какие на сегодня проблемные точки требуют вашего постоянного внимания?

- У нас до сих пор на слуху проблема с подключением граждан к электросетям, то стоимость не такая, то сроки нарушены. Сейчас мы подняли еще одну острую тему -размещение нестационарных торговых объектов: на территории Пскова при видимой тишине по этому вопросу, это оказалась большая проблема, которую спровоцировало бездействие профильного комитета администрации г.Пскова - потребительского рынка и услуг.

В городе установлено много ларьков, павильонов: кто-то за них вообще ничего не платит, потихонечку работает 16 лет, с 2004 года и прекрасно себя чувствует, кто-то платит за аренду 6 кв.метров, а по факту использует 40 кв.метров, есть даже те, кто оплачивает 40 кв.метров, а развернул деятельность на 700 квадратов.

У новых властей Пскова добрались руки и до этого вопроса: вроде павильонов и ларьков в городе море, а посчитали - не сходится. Новый орган администрации - Контрольное управление - взялся за ревизию, ситуация сразу всколыхнулась. Так совпало, что еще и несколько жалоб от предпринимателей поступило: они подали заявки на аренду мест под павильоны, а им отказали в проведении торгов по причине того, что места эти уже заняты. Но по схеме ведь свободно, - настаивали предприниматели. А им сказали: но там же самовольно установленная конструкция. Мы сейчас это будем квалифицировать как бездействие комитета и выдадим предупреждение о том, чтобы участки привели в соответствие с требованиями.

Почувствовав отсутствие контроля, предприниматели начали «продавать» участки между собой, если быть точнее перезаключать договора субаренды. Закрывает человек бизнес, продает через договор купли-продажи ларек, а дальше отправляется с новым владельцем в комитет потребительского рынка и услуг и автоматически переоформляют участок на нового пользователя, при этом не забыв про свой финансовый интерес, включая право использования арендного места. По сути, началась торговля муниципальной собственностью, из которой исключили казну города.

Это схема, которую власть сама позволила, не осуществляя контроль за исполнением договоров на систематической основе. Между прочим, нарушение любых условий заключенного договора является весомым основанием для его расторжения. На данный момент нам известно о 18 проблемных объектах. Контрольное управление продолжает свою работу, и хочется надеяться, что они решили довести это до логического конца.

- Что это за объекты?

- Например, у нас есть вопросы к павильонам по оказанию ритуальных услуг. По договору у них, допустим, 30 квадратных метров, а по факту там гораздо больше, уже целые мастерские, производственные площади отгорожены. Вместо временного павильона по торговле ритуальной утварью, они целый комплекс выстраивают. Все было бы «как- бы» по-честному, как говорится, без обид, если бы они хотя бы за это платили. Взял ты 700 квадратов - плати. Иди в администрацию и оформляй право на этот участок. Насколько я слышала, предприниматели вроде бы говорят о том, что уберут все лишнее и вернутся в свои размеры.

Проблема здесь именно в бездействии и нехватке контроля за исполнением условий договора. Если бы предприниматели знали, что каждый день их могут проверить и они рискуют потерять вообще свой бизнес на этом месте, потому что это одно из условий расторжения договора, они бы, наверное, так не делали. Значит, они знают, что их не проверят.

- Та же картина и с другими объектами, находящимися в муниципальной собственности? Включая памятники архитектуры? У всех сейчас на слуху история с обрушением стен здания наТруда, 7а, являющегося объектом культурного наследия.

- К сожалению, я не знаю подробностей этой ситуации. Но теоретически - если этот объект был взят на торгах и пользователь не соблюдает условия договора, то администрация может расторгать договоры с недобросовестными владельцами.

- Подводя итоги нашего разговора: какие меры могли бы оптимизировать ситуацию с использованием муниципальной недвижимости?

- Случаи, о которых мы говорили, произошли по причине слабого контроля. Никто не боится потерять этот договор, выигранный на торгах. Если бы были у нас примеры показательных действий и процессов: с одним расторгли договор, потому что он использовал участок не по целевому назначению, с другим расторгли, потому что он самовольно занял соседние квадратные метры, с третьим, за то, что передал участок иным лицам, возможно, ситуация бы изменилась. У нас же люди не совершают на системной основе определенные поступки, зная, что за ними неминуемо будет наказание?

Если бы специалист каждый месяц объезжал бы эти объекты и смотрел, соблюдаются условия договора или нет, и выставлял бы претензию, все было бы иначе. Не исключаю, что могут быть и проблемы и пробелы в законодательстве, но в первую очередь, все-таки мы говорим о фактах бездействия контролеров.

Орган власти не может нам доказать, что сделал все для того, чтобы воспрепятствовать нарушению. Мы же спрашивали у комитета потребительского рынка - сколько вы претензий направили за эти лишние 700 метров? Ни одного. Если бы чиновник каждый день уведомления носили нарушителю, тогда он мог бы нам сказать: ФАС, я сделал все. И то мы бы спросили, почему он в суд не обратился на принудительное расторжение договора? Но так ведь бывает только тогда, когда хочешь действовать...

 

 

Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь