Андрей Тенишев: ФАС России придется проверять причастность правительства Хакасии к сговору

18 мая 2020, 10:26
2432 b3da3a4d1f2e9e63af07498c9c06af45 xl
19rus.info завершает публикацию интервью с руководителем Управления по борьбе с картелями в России Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андреем Тенишевым.
 
В первой части разговора, вышедшей 13 мая, московский чиновник рассказал о существующих в республике картелях и картельных сговорах. Масштабы экономических потерь от деятельности этих структур можно назвать катастрофическими.
 
«В Сибири количество дел о картелях осталось на прежнем уровне, в то время как в Хакасии выросло почти на 22,5%. События последних месяцев текущего года свидетельствуют о том, что количество выявленных в Хакасии антиконкурентных соглашений увеличится», - заявил Андрей Тенишев.
 
Вторая часть интервью, вышедшая накануне, была посвящена экономическому положению Хакасии.
 
И Тенишев дал этому положению свою жесткую, но наверняка справедливую экспертную оценку.
 
«Что является причиной: неудовлетворительное планирование бюджета, плохая работа с налогоплательщиками или неразумные расходы? Внятного ответа пока нет. Но хотя выяснение этих причин не входит в задачи службы, мы зададим эти вопросы правительству республики и коллегам из Федерального казначейства в рамках наших антимонопольных расследований.
 
Нами возбужден целый ряд дел о картелях на торгах по реализации нацпроектов, и сомнительные схемы финансирования национальных проектов в республике как минимум способствуют этим сговорам», - сказал он.
 
И вот теперь вниманию читателей 19rus.info предоставляется третья, заключительная часть интервью с начальником Управления по борьбе с картелями.
 
И эту третью часть, без сомнения, можно назвать самой горячей.
 
- Андрей Петрович, каковы результаты последних проверок антимонопольного ведомства в Хакасии? Есть ли отчего общественности широко раскрыть глаза?
 
- В конце января - начале февраля ФАС России совместно со специалистами Хакасского управления ФАС провели ряд внезапных проверок в УКСе, Хакасавтодоре, Минтрансе Хакасии, департаменте градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации Абакана, управлении коммунального хозяйства и транспорта мэрии с целью выявления антиконкурентных соглашений.
 
Проверки проходили во взаимодействии с правоохранительными органами. Причиной проверок стала информация о системных нарушениях антимонопольного законодательства при реализации национальных проектов в республике.
 
- Результаты?
 
- Результаты этих проверок уже есть. ФАС России возбуждено антимонопольное дело признакам антиконкурентного соглашения республиканского УКСа, ООО «СТиМ» и ООО «Агрегат» при закупке фельдшерско-акушерских пунктов для нужд республики. По нашим данным, вследствие сговора и ограничения конкуренции ФАПы закупались практически вдвое дороже, чем аналогичные в ближайших районах Красноярского края. При этом уже купленные ФАПы установлены с многочисленными нарушениями, и длительное время после поставки не работали. На наш взгляд, это совершенно противозаконная и неэффективная схема реализации национальных проектов.
 
Хакасским УФАС возбуждено антимонопольное дело о нарушении п.4 ст.16 закона о защите конкуренции в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики и ООО «Специализированный застройщик МК групп».
 
В декабре 2019 года Минстрой республики проводил отбор нового застройщика для завершения строительства проблемного объекта - жилого дома для пострадавших участников долевого строительства в Абакане. По условиям отбора, утвержденным постановлением главы Хакасии, выиграть должна была не та компания, что имеет больший опыт работы или предложит для дольщиков и государства лучшие условия – более качественное жилье или лучшее благоустройство придомовой территории, например, а та, что подаст заявку первой.
 
С этим, видимо, перестарались. Потому что заявка ООО «Специализированный застройщик МК групп» поступила в Минстрой раньше, чем был опубликован приказ о проведении отбора застройщика и раньше, чем было опубликовано постановление Главы правительства, установившее критерии этого отбора. При этом заявка соответствовала всем требованиям нормативных актов, которых на момент подачи заявки в природе не существовало.
 
Заявка второго претендента была отклонена, поскольку была подана позже. Главе правительства республики антимонопольным органом было внесено представление об устранении нарушений антимонопольного законодательства. Нас, несомненно, не устраивает, что отбор при весьма сомнительных обстоятельствах выиграла фирма-однодневка, и один раз уже обманутые дольщики рискуют быть обманутыми второй раз.
 
Если Правительство республики заключит договор с победителем отбора, то ФАС России обратится в Генеральную прокуратуру РФ и направит иск в суд для расторжения такого договора. Несомненно, что при таких обстоятельствах мы просто обязаны проверить версию причастности Правительства республики к этому антимонопольному сговору. К сожалению, это становится обычной практикой ФАС. Только в прошедшем году антимонопольными органами были вынесены решения об участии в антимонопольных сговорах губернаторов (теперь уже бывших) Иркутской и Челябинской областей, правительств Ульяновской, Самарской, Пензенской, Новгородской, Еврейской автономной и Тверской областей.
 
И снова Туим, экс-министр строительства Сергей Новиков и нацпроекты
- А как обстоят дела со скандалом вокруг строительства корпуса Туимского психоневрологического интерната?
 
- Признаки сговора между Минстроем и подрядчиком строительства второй очереди жилого корпуса Туимского психоневрологического интерната нами выявлены в ходе упомянутых выше проверок.
 
После возбуждения уголовного дела в отношении бывшего министра Новикова мы получили от правоохранителей доказательства, необходимые для возбуждения антимонопольного дела. Хакасскому УФАС дано поручение возбудить дело по признакам картеля на торгах и сговора с государственным заказчиком. Так что дело будет и мы его рассмотрим в строгом соответствии с требованиями закона.
 
Также Хакасским УФАС возбуждено антимонопольное дело в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства по признакам антиконкурентного соглашения на рынке оказания услуг специализированных стоянок.
 
Возбужден ряд дел при реализации национальных проектов – строительстве детских садов в муниципальных районах республики. Причем хозяйствующие субъекты-ответчики здесь те же самые, что и в деле о сговоре с Минстроем. Мое глубокое убеждение, что муниципалитеты оказались здесь заложниками действий республиканского правительства, и буду благодарен, если они помогут нам это доказать. Будут и другие результаты этой антимонопольной проверки, но говорить о них пока рано.
 
Кому коронавирус, а кому прибыльный бизнес
- Сейчас, когда вся система здравоохранения в Хакасии, занимается борьбой с коронавирусом, надо полагать, участились закупки расходных материалов, обмундирования медперсонала, аппаратов ИВЛ и прочих составляющих этой борьбы. Фиксирует ли ФАС усиление картелизации сферы госзакупок для нужд здравоохранения в последнее время?
 
- Нет, мы не фиксируем усиления картелизации сферы государственных закупок для нужд здравоохранения. Значительная часть закупок медикаментов и изделий медицинского назначения сейчас проходит без торгов.
 
Картелей тут быть не может, но усиливаются риски сговоров с государственными заказчиками. Так, мы уже отфиксировали в ряде регионов – Санкт-Петербург, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Челябинская и Ростовская области - случаи приобретения аппаратов ИВЛ по цене в 2-3 раза выше рыночной. По всем этим фактам с привлечением правоохранительных органов проводятся проверки и будут возбуждены антимонопольные дела.
 
Выявлены и картели на товарных рынках: возбуждены три антимонопольных дела о картелях с целью повышения цен на медицинские маски в Санкт-Петербурге, Удмуртии, Красноярске.
 
Картельное дело в Красноярске напрямую касается Хакасии и Тывы - четыре оптовых поставщика подозреваются в том, что по сговору между на 132-408% повысили отпускную стоимость масок , продаваемых на территорию этих республик. При этом цена тех же самых масок на территории края не изменилась и оставалась экономически обоснованной. Аптеки отказались покупать маски по завышенной цене, что и спровоцировало дефицит масок в Хакасии в начале года.
 
- Как вы считаете, способна ли региональная власть сделать то, что смогло бы исключить возможность участников торгов договариваться с чиновниками? Можно ли сказать, что подобные незаконные соглашения не могут заключаться без участия региональной власти?
 
- Исключить не сможет, это не удалось пока ни одной стране в мире. Снизить количество – да. Хотя бы тем, что не будет участвовать в этих соглашениях. Картели могут существовать без представителей власти, но тогда они менее доходны. Картели – питательная почва для коррупции и Хакасия наглядный тому пример. Более половины дел об антиконкурентных соглашениях в Хакасии – сговоры с органами региональной власти.
 
Чтобы жить честно, нужно менять менталитет
- И еще - система госзакупок в том виде, в котором она существует сегодня, как мы видим, несовершенна. Она создавалась для абсолютной прозрачности закупочного процесса и призвана была исключить беззаконие в этой сфере. Однако мы видим многочисленные нарушения, регулярно регистрируются сговоры. И это касается далеко не только строительства или здравоохранения. Согласны ли вы с тем, что современная система закупок не безупречна и не способна исключить возможность сговора? Какие пути вы видите для решения проблемы?
 
- Совершенной системы государственных закупок нет ни в одной стране мира. На то, как организованы госзакупки жалуются везде: и в США - с их архаичной системой госзаказа, и в Южной Корее, где практически все закупки переведены в электронную форму.
 
В России надо различать нормативное обеспечение закупок – 44-й и 223-й федеральные законы совершенно справедливо критикуют и эти законы нуждаются в совершенствовании – и инфраструктурное обеспечение торгов. У нас одна из лучших систем электронных закупок – Единая информационная система, Независимый регистратор и электронные торговые площадки обеспечивают высокий уровень анонимности торгов, открытость закупок для общественного и государственного контроля и их доступность для бизнеса. Надежность электронных торговых площадок такова, что на отдельную электронную площадку – АСТ ГОЗ – мы вывели торги по гособоронзаказу. Но, сговоры есть и мы их выявляем много – выявляем как раз потому, что система госзакупок открыта – сотни дел возбуждаются по обращениям активистов ОНФ, различных общественных организаций и неравнодушных граждан. Все сведения о закупках в ЕИС, любой может их увидеть, проанализировать и обратиться в ФАС в случае подозрений. Результат – только в прошлом году 944 дела о различного рода сговорах на торгах и товарных рынках, более 3 миллиардов рублей административных штрафов на компании и десятки уголовных дел для участников картелей и покрывающих их чиновников.
 
Раньше, когда торги проходили в кабинетах чиновников, сговоров было, несомненно, намного больше. Сейчас картелей стало меньше, воровать на госзакупках стало намного сложнее, это - факт и далеко не всем это нравится. Многим нравилось безнаказанно ловить рыбку в мутной воде и «пилить» госзаказы в тиши кабинетов. Вот эти «кабинетные» эксперты нас просто оголтело критикуют – мол, развалили всю систему госзакупок - вредители.
 
- Что нужно сделать, чтобы их стало еще меньше?
 
- Работать и наказывать виновных – наказание должно быть суровым и неотвратимым. Совершенствовать систему государственных закупок. Выводить все больше объемов распределяемых ресурсов на публичные электронные торги. Внедрять онлайн торговлю.
 
И самое главное – менять наш менталитет, ментальность бизнеса. Я разговаривал с коллегами из Южной Кореи – у них хорошая система электронных закупок и также создает серьезные препятствия для сговоров на торгах. Спрашиваю: «Помогает?». Они: «Да, помогает».
 
У нормального корейского бизнесмена мозг устроен так, что ему и в голову не придет, что надо как-то обойти системы безопасности, хотя, поверьте, технических возможности у них есть. У нас, как показывает практика, есть достаточно много «умельцев», которые придумывают десятки способов, как перехитрить компьютер – начиная от сложных психологических комбинаций, чтобы обмануть заказчиков и добросовестных участников торгов, и заканчивая DDoS атаками на электронные торговые площадки.
 
Так что пути решения проблемы есть, они понятны. И если мы по ним будем идти, то обязательно добьемся результата. Я понимаю, что многим хочется быстро и сразу – махнул шашкой – головы полетели и все поменялось. Самому иногда так хочется. Но, история показала, что путь революций не самый лучший. Все хорошее, что создано – создано эволюционным путем – последовательным движением к цели и созидательным трудом.
 
Беседовал Игорь Саськов
Связанные управления:
Связанные персоны:
%d0%90%d0%9f
Начальник управления
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь