Колонка замглавы ФАС России Михаила Евраева для журнала "Конкуренция и Право": «Мы бы хотели, чтобы в системе госзаказа не осталось белых пятен»

09 сентября 2020, 15:44
2471 %d0%a1%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba
Минфин, ФАС и Казначейство России совместно подготовили оптимизационный пакет поправок в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Многие положения законодательства будут принципиально изменены в целях упрощения и повышения эффективности закупочных процедур, мотивации добросовестных предпринимателей и предупреждения сговоров на торгах. Об основных нововведениях рассказывает заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев.
 
Документ предусматривает сокращение количества способов проведения закупок, полный отказ от цикличности (проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»). Заказчику не потребуется повторно объявлять торги, если никто не пришел на них, он сможет обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком.
 
В целях борьбы с ловушками для формального отклонения участников в законопроект включены предложения ФАС России по распространению «согласия», введенного в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определенными особенностями на закупку товаров. Это позволит уйти от требований к предпринимателям заполнять многостраничные заявки и исключит искусственные причины для отклонения участников.
 
Для снижения возможности сговора на торгах предлагается начинать проведение аукционов через два часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг.
В рамках борьбы с «профессиональными жалобщиками» и в целях повышения качества исполнения контрактов по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вводится универсальная предквалификация. Подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет опыт исполненного контракта (договора) на сумму не менее 20% от его начальной цены для всех закупок свыше 20 млн руб.
 
Для развития добросовестной конкуренции вводится рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет формироваться автоматически Единой информационной системой в сфере закупок (далее — ЕИС) на основе данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.
 
Это ключевое предложение по развитию добросовестной конкуренции. Компании, за плечами которых есть большое число качественно исполненных контрактов, должны иметь экономические преференции.
 
В целях сбалансированности прав и обязанностей сторон совершенствуется процедура одностороннего расторжения контрактов. Предприниматели получат право обжаловать решение заказчика об одностороннем расторжении контракта.
 
Кроме того, поправки расширяют функционал ЕИС. Все жалобы будут подаваться исключительно через эту информационную систему с автоматическим уведомлением всех заинтересованных лиц. Также в ЕИС планируется перевести всю претензионную переписку.
 
Мы бы хотели, чтобы в системе госзаказа не осталось белых пятен, чтобы предприниматели и заказчики работали в среде добросовестной конкуренции с изначально понятными и разумными правилами.
 
Наша задача сделать так, чтобы решения ФАС России по всей стране соответствовали единой практике ведомства.
 
Разъяснения
На формирование единой правоприменительной практики в системе госзаказа и закупок госкомпаний направлены разъяснения по следующим вопросам:
 установление требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар) (письмо ФАС России от 25.06.2020 № ИА/53616/20);
 вопросы применения норм Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (письмо ФАС России от 22.05.2020 № ИА/43260/20);
 формирование лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог (письмо ФАС России от 24.04.2020 № ИА/35241/20);
 отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с отзывом бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (письмо ФАС России от 24.04.2020 № ИА/35242/20);
 формирование лота закупки на обеспечение граждан модульными фельдшерско-акушерскими и ветеринарными пунктами (письмо ФАС России от 24.04.2020 № ИА/35239/20);
 особенности проведения закупок в условиях пандемии COVID-19 (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 443);
 работа операторов электронных площадок (письмо ФАС России от 05.04.2020 № МЕ/28054/20);
 проведение закупок в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (письмо Минфина, МЧС, ФАС России от 03.04.2020 № 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20);
 дистанционное рассмотрение жалоб, проведение внеплановых проверок, рассмотрение обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в РНП (письмо ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27895/20);
 проведение закупок и контрольных мероприятий в связи с пандемией COVID-19 (письмо ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20);
 предоставление участниками закупок решения (копии решения) об одобрении крупной сделки (письмо ФАС России от 23.07.2020 № ИА/62842/20).
Наверх
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь