Интервью Григория Радионова журналу «Конкуренция и право»

23 марта 2022, 12:00
2586 2586 img 8839

Антимонопольный инструментарий и глобальное сотрудничество против трансграничных картелей

Какие передовые практики, новые подходы и механизмы сбора доказательств помогают конкурентным ведомствам при выявлении и расследовании трансграничных картелей? Что нужно предпринять на международном уровне для формирования единых принципов таких расследований? Как складывается взаимодействие регуляторов в этом направлении? На вопросы редакции «Конкуренции и права» ответил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Григорий Радионов.

Прежде всего надо отметить, что установлен экстерриториальный принцип действия Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», допускающий применение норм отечественного антимонопольного законодательства к достигнутым за пределами РФ соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым этими лицами действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции в нашей стране.

Так, летом 2021 г. ФАС России возбудила антимонопольное дело в отношении швейцарской компании Hamilton Medical AG по при знакам координации действий официальных дистрибьюторов производителя при участии в государственных и муниципальных закупках на поставку аппаратов ИВЛ. В расследовании мы применяли типичные для нас проактивные методы: анализ данных, полученных с использованием «Большого цифрового кота», проведение внеплановых выездных проверок. Такие методы позволяют установить необходимую для возбуждения дела совокупность признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Если говорить о механизмах выявления именно трансграничных картелей, то, как показывает практика, наиболее эффективными остаются программы смягчения ответственности. Согласно данным опроса, проведенного Секретариатом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2017 г., доля картельных случаев, выявленных путем подачи заявлений о смягчении ответственности, составляет у некоторых наших зарубежных коллег до 90%.

С учетом изложенного в настоящее время по инициативе ФАС России идет активная работа с коллегами из стран — членов БРИКС по подготовке Обзора программ смягчения ответственности, призванного обобщить в одном документе и сблизить практики антимонопольных регуляторов в этой сфере. Разработка подобного совместного документа, на мой взгляд, позволит улучшить транспарентность деятельности конкурентных ведомств БРИКС, повысить уровень доверия между ними и потенциальными заявителями и будет мотивировать последних подавать заявление в один или несколько антимонопольных органов.

Отдельно отмечу, что эффективное расследование трансграничных картелей невозможно без использования инструментов, требующих высокой степени международной кооперации. К ним относятся проведение правоприменительных действий антимонопольным органом от лица иностранного регулятора, осуществление совместныхпроверок (когда представители зарубежного конкурентного ведомучаствуют в проверке) либо одновременных «рейдов на рассвете» в двух и более юрисдикциях (simultaneous dawn raids), выполнение совместного анализа рынка или обмен его результатами, координация при вынесении решений.

Международный центр конкурентного права и политики БРИКС абсолютно обоснованно отмечал проблемы, связанные с необходимостью проработки и совершенствования указанных механизмов. И в этом направлении нам с зарубежными коллегами еще предстоит большая работа.

На сегодня в арсенале ФАС России есть механизмы, закрепленные в заключаемых с иностранными партнерами соглашениях: более 70 документов, среди которых особое место занимают соглашения нового уровня, позволяющие эффективно взаимодействовать с зарубежными конкурентными ведомствами непосредственно при правоприменении. А также общепринятые инструменты кооперации: проведение консультаций, встреч с экспертами, обмен информацией непосредственно о ходе расследования и др.

Мы стремимся расширять региональное и международное сотрудничество, видя в нем средство реализации новых возможностей в рамках разработки стратегий правоприменения, гармонизации процедур и основных стандартов, обмена передовой практикой.

Например, несмотря на имеющиеся механизмы, мы все еще сталкиваемся со сложностями обмена данными и информацией по существу дела, в том числе конфиденциальными, поданными по программе смягчения ответственности.

В связи с этим, на мой взгляд, требуются новые инструменты и глобальные стандарты сотрудничества, чтобы вывести международное взаимодействие в сфере борьбы с трансграничными картелями на качественно новый уровень.

Международное сотрудничество — один из ключевых факторов повышения эффективности проведения трансграничных расследований. А отсутствие понятного и прозрачного инструментария существенно снижает качество антимонопольного правоприменения в тех случаях, когда деятельность картеля распространяется на территории нескольких стран.

Такие организации, как Международная конкурентная сеть (МКС) и ОЭСР, выступающие в качестве посредников в сотрудничестве по вопросам конкуренции, разработали ряд важных документов. Однако эти документы не имеют универсального характера и ориентированы в основном на страны с уже налаженными контактами друг с другом и накопленным опытом взаимодействия. Поэтому ФАС России инициировала создание на крупных международных площадках единых глобальных механизмов международного сотрудничества при расследовании трансграничных картелей.

Так, осуществляется деятельность в рамках Рабочей группы МКС по картелям, сопредседателем которой является ФАС России, по обновлению главы Руководства по картелям, посвященной вопросам международного сотрудничества и обмена опытом.

Кроме того, была начата обширная работа с привлечением всех 195 стран — членов ООН по созданию эффективной правовой основы и глобальных стандартов международного сотрудничества при расследовании трансграничных картелей. Она ведется на площадке ЮНКТАД, где по инициативе ФАС России сформирована Рабочая группа по трансграничным картелям. Такие стандарты, на мой взгляд, могли бы унифицировать соответствующие правовые термины, закрепить механизмы взаимодействия антимонопольных органов при расследовании, включая проведение совместных проверок и обмен информацией.

В июле 2021 г. Рабочая группа приняла решение рассмотреть в приоритетном порядке существующие инструменты и процедуры с целью дальнейшего углубления понимания модальностей, принципов и международных стандартов расследования трансграничных картелей. Это создает задел для нашей эффективной совместной деятельности.

Приложенные файлы
Интервью_Григория_Радионова-1648034679.pdf (171,4 КБ)
Связанные персоны:
5q8a0077 %d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f
Начальник управления
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь