Интервью Григория Радионова журналу «Конкуренция и право»
Будущее в антикартельной работе ФАС России уже наступило. Нарушителей, которые для конспирации используют «цифру», будет искать искусственный интеллект. Ведомство работает над совершенно новым продуктом — ГИС «Антикартель», рассказал журналу начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Григорий Геннадьевич Радионов. И поделился деталями, какие возможности дает эта система.
- Григорий Геннадьевич, какие инструменты и программы анализа данных ведомство использует сейчас для выявления и доказывания картелей? Какие задачи решают эти диджитал-помощники?
- В расследованиях антимонопольный орган использует возможности разных информационных систем и баз данных для того, чтобы получать как общедоступные сведения, так и информацию закрытого типа.
В первую очередь анализируем данные из открытых источников: фото и видео, публикуемые в социальных сетях, на видеохостингах, в интернет-СМИ, онлайн-карты, спутниковые снимки территории. Другими словами, информацию, доступную без направления запросов. Обращаемся дополнительно к различным сервисам, позволяющим просматривать архивные версии интернет-страниц в целях получения удаленных сведений или новостных публикаций.
Информация о закупках содержится в системах Федерального казначейства: Единой информационной системе в сфере закупок, ГИС «Торги», модулях «Независимый регистратор» и «Риск-мониторинг».
Помимо полной информации о закупках, включая сведения об участниках, организаторах, заказчиках, ходе торгов, результатах определения поставщиков, заключении и исполнении контрактов и договоров, в системах есть массивы аналитических данных, которые также способствуют глубокому и всестороннему проведению антимонопольных расследований.
Значительное количество информации о торгах и, соответственно, о цифровых следах, оставленных недобросовестными участниками и заказчиками, мы получаем при взаимодействии с электронными торговыми площадками. В целях автоматизации работы с такими данными Управление по борьбе с картелями разработало программу, которая оперативно в режиме кросс-анализа выявляет факты использования единой инфраструктуры в ходе торгов.
Отдельно упомяну программное обеспечение и средства, применяемые специалистами ФАС России при проведении внеплановых выездных проверок. С помощью этих инструментов при осмотре офисных помещений осуществляется доступ к цифровым устройствам и копирование информации с них.
В рамках расследований мы пользуемся и возможностями коммерческих аналитических систем, в том числе позволяющих выстраивать связи между проверяемыми лицами через призму активности в социальных сетях.
Значительное количество информации о торгах и о цифровых следах, оставленных недобросовестными участниками и заказчиками, мы получаем при взаимодействии с электронными торговыми площадками
- АИС «Антикартель» ждет следующая итерация. Какие планы по этому проекту в версии 2.0?
- Одним из цифровых инструментов, который до недавнего времени активно использовался ФАС России при выявлении антиконкурентных соглашений на торгах, был АИС «Антикартель».
Система состояла из трех модулей, полностью интегрированных друг с другом: «Работа с ЕИС», «Поиск связей хозяйствующих субъектов» и «Аналитика». Это позволяло полноценно анализировать торги по заказчикам и поставщикам, устанавливать особенности их поведения в рамках осуществления государственных и муниципальных закупок, определять модели реализации сговора, а также выявлять аффилированность между участниками антиконкурентных соглашений.
В настоящее время с учетом опыта по созданию АИС разрабатывается проект государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений — ГИС «Антикартель»1.
- Какой функционал будет внедрен в обновленный вариант системы? Планируете оснастить ее элементами искусственного интеллекта?
Работу над проектом ГИС «Антикартель» антимонопольный орган ведет в рамках цифровой трансформации методов и способов выявления картелей.
Система направлена на повышение эффективности контроля, а также на пресечение недобросовестных практик на торгах и, как следствие, на создание более прозрачных условий для добросовестного бизнеса при участии в закупках.
Новый функционал ГИС в первую очередь включает в себя автоматизированный анализ торгов на ежедневной основе исходя из рискориентированного подхода.
В основу алгоритмов модуля машинного обучения будут положены результаты проведенного ФАС России научного исследования математической модели анализа больших данных, необходимых для выявления и последующего доказывания факта заключения и реализации картелей, основанного на правоприменительной практике.
Кроме того, ГИС будет интегрирована с иными информационными системами и базами данных органов власти и компаний, что позволит получать наиболее полные сведения о закупках и хозяйствующих субъектах в режиме одного окна.
Подсистема планирования, контроля и исполнения задач будет способствовать построению эффективного процесса проведения антимонопольного расследования. Комплексный анализ информации из разнородных источников, внедрение подходов управления бизнес-процессами и возможность индивидуальных настроек для сотрудников при работе с системой помогут выстроить наиболее оптимальную модель противодействия и выявления картельной деятельности.
Концепция системы и объемы ее финансирования одобрены Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, проект поддержан Правительством РФ.
Разработка системы планируется в течение двух лет. В настоящее время ФАС России выделены денежные средства на создание первой очереди ГИС «Антикартель» в 2024 году.
ГИС «Антикартель» будет интегрирована с иными информационными системами и базами данных органов власти и компаний, что позволит получать наиболее полные сведения о закупках и хозяйствующих субъектах в режиме одного окна
- Антимонопольная служба готова перевести систему или ее отдельные блоки в открытый доступ для бизнеса? Чтобы участники рынков в формате самодиагностики могли проверять свою предпринимательскую деятельность и предупреждать риски.
Да, в рамках реализации второй очереди ГИС «Антикартель» рассматривается возможность внедрения функционала самопроверки авторизованных участников товарных рынков, государственных и муниципальных заказчиков на предмет наличия рисков возникновения условий для реализации антиконкурентных соглашений в ходе закупочной деятельности.
Новый функционал ГИС «Антикартель» включает в себя автоматизированный анализ торгов на ежедневной основе исходя из рискориентированного подхода
- А что говорит статистика о раскрытии и доказывании сговоров с использованием цифровых инструментов?
- Чем чаще при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства мы встречаем случаи, когда цифровые инструменты используются при реализации антиконкурентных соглашений, тем активнее применяем электронные системы и сервисы для их выявления. Об этом свидетельствует и практика доказывания по делам о сговорах.
За последние годы прослеживаем тенденцию увеличения числа картелей, раскрытых с использованием цифровых инструментов: если в 2019 году всего 13, то с 2022 года уже около 100 ежегодно.
2
года —
в течение такого периода планируется разработать ГИС «Антикартель»
100
картелей
в год раскрывается с помощью цифровых инструментов начиная с 2022 г.
- Суды поддерживают основанные на применении цифровых инструментов диджитал-доказательства заключения, реализации сговоров? Приведите, пожалуйста, примеры из практики.
- В качестве примера эффективного применения АИС «Антикартель» можно привести раскрытый в октябре 2022 года картель пяти поставщиков оборудования на объекты строительства железнодорожной инфраструктуры. Поставка осуществлялась в 29 субъектах Российской Федерации.
Посредством АИС «Антикартель» был проведен анализ торговых процедур по этой тематике и установлено, что при участии в торгах ряд компаний имитировали конкурентную борьбу. Они попеременно становились победителями, почти не снижая начальную цену контрактов. Антимонопольный орган также выявил использование участниками торгов единой информационно-технической инфраструктуры.
По результатам сбора доказательной базы было возбуждено антимонопольное дело, а также параллельно организовано взаимодействие с правоохранительными органами, которые дополнительно провели обыск в офисном помещении одного из участников сговора.
Использование цифровых инструментов и взаимодействие с правоохранительными органами позволили ФАС России выявить и доказать картельный сговор с доходом его участников 2,5 миллиарда рублей.
Позиция антимонопольного органа поддержана судом — дело № А40-6877/2023, ответчики оштрафованы.
Также правоохранительные органы в 2023 году возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Интервью подготовила
Оксана Бодрягина,
шеф-редактор журнала «Конкуренция и право»