Решение и предписание Челябинского УФАС России в отношении Управления Федеральной регистрационной службы

14 апреля 2008, 15:12
Тип документа:
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:
Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Ливончик В.А. - начальника отдела контроля торгов Челябинского УФАС России;
Горяевой Т.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу ООО "Росгосстрах - Урал" на действия заказчика и конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области

У С Т А Н О В И Л А:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ООО "Росгосстрах - Урал" на действия заказчика и конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (далее - конкурсная комиссия).

Согласно представленным документам Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области проводило открытый конкурс "Оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств Управления" (далее - Конкурс).

20 декабря 2007 года состоялось заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов, о чём составлен протокол № 24/1 от 20.12.2007 года (далее - протокол № 24/1). Согласно протоколу № 24/1 заявки на участие в конкурсе подали 6 участников размещения заказа.

24 декабря 2007 года состоялось заседание конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе, о чём составлен протокол № 24/2 от 24.12.2007 года (далее - протокол № 24/2). Согласно протоколу № 24/2 допущено к участию в конкурсе 4 участника, в том числе заявитель жалобы ООО "Росгосстрах - Урал".

25 декабря 2007 года состоялось заседание конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе, о чём составлен протокол № 24/3 от 25.12.2007 года (далее - протокол № 24/3). Согласно протоколу № 24/3 победителем признано ЗАО "ГУТА-Страхование".

По мнению Заявителя, заказчиком допущены нарушения при составлении конкурсной документации. Так, в качестве критерия оценки указана "цена контракта". Вместе с тем, цена государственного контракта не может быть оценена конкурсной комиссией, поскольку цена контракта у всех участников размещения заказа должна быть одинакова в силу законодательства о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

По мнению заявителя, указание участниками размещения заказа различных сумм цены контракта могло быть связано с тем, что сведения содержащиеся в техническом задании конкурсной документации (раздел 6) носят неоднозначный характер. Так, в техническом задании указана дата заключения договора, но срок действия договора ещё не истек. При этом заказчиком не учитывается фактор аварийности, который может возникнуть в период действия договора, заключенного в 2008 году. Вместе с тем, страховые компании в этом случаи могут применять различные коэффициенты наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ)), влияющие на цену контракта. Установление различной цены контракта привело к необоснованному присвоению участникам различного количества баллов, что повлияло на определение конкурсной комиссией победителя конкурса.

Представители заказчика - Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.

В соответствии со статьями 22, 28 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) указание в конкурсной документации максимальной цены контракта является обязательным для государственного заказчика. Цена контракта является необходимым критерием при оценке и сопоставлении заявок участников размещения заказов.
На вопросы Комиссии члены конкурсной комиссии пояснили, что по критерию цена контракта заявки участников конкурса оценивались с учетом наименьшей цены контракта, предложенной каждым из участников конкурса, поскольку требованиями законодательства о размещении заказов является наиболее эффективное расходование бюджетных средств.

При определении победителя конкурса ЗАО "ГУТА-Страхование" конкурсная комиссия оценивала заявки по всем критериям с присвоением баллов по каждому критерию и определением победителя в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов. Согласно пункту 3.8.4 конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе явилось помимо цены контракта, качественные характеристики работ, в том числе, выезд аварийного комиссара на место ДТП, обслуживание страхователя на территории г. Челябинска и Челябинской области, срок выплаты страхового возмещения.
Указание различного размера страховой премии участниками размещения заказа не является виной заказчика и не может служить основанием для признания торгов недействительным, так как всем участникам размещения заказа конкурсная документация была предоставлена на одинаковых условиях путем размещения на официальном сайте.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством на конкурсную комиссию не возложена обязанность по оценке правильности расчетов цены контракта в соответствии с требованиями Постановления Правительства №739, предлагаемой участником размещения заказа.

С учетом изложенного заказчик и члены конкурсной комиссии считают доводы ООО "Росгосстрах - Урал" о незаконности применения заказчиком цены контракта в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе необоснованными.
На заседании комиссии Представители Управления регистрационной службы по Челябинской области пояснили, что срок заключения договоров на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств по каждому из автомобилей составляет 1 год.

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заявителя, заказчика, руководствуясь частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Комиссия Челябинского УФАС России провела внеплановую проверку конкурса и пришла к следующим выводам.

1. Цена контракта у всех участников размещения заказа должна быть одинакова в силу части 2 статьи 8 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об обязательном страховании) в соответствии с которой страховые тарифы по обязательному страхованию, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства №739).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона об обязательном страховании страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, размеры которых также определены в Постановлении Правительства №739.

Страховые премии (цена контракта) по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов (коэффициента страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства; в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством; в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством; в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля; в зависимости от периода использования транспортного средства; в зависимости от срока страхования, дате первичного страхования). При этом базовые ставки зависят от типа (категории) и назначения транспортного средства.

В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Заключение контракта на оказание услуг страхования ответственности владельцев транспортных средств по цене, не соответствующей Постановлению Правительства №739, является основанием для признания его недействительным в силу статьи 168 ГК РФ.

2. Согласно части 2 и пункту 4 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к сроку оказания услуг и иные показатели, позволяющие определить потребности Заказчика в страховании.
Конкурсной документацией установлено, что заказчику требуется оказывать услуги с 01 января по 31 декабря 2008 года. При этом, в нарушение части 5 статьи 9, части 3 статьи 29 Закона о размещении заказа проект государственного контракта не содержит сведений о сроке оказания услуг.

В техническом задании (раздел 6.1. конкурсной документации) указана различная дата заключения договора по каждому из автомобилей. Соответственно, срок действия договоров, заключенных в 2007 году истекает в разное время. Так, например, по автомобилю ГАЗ 2705 гос знак У396 ТВ74 указана дата заключения договора 11.01.2007года, по автомобилю Тойота РАВ 4 госномер У360ТВ74 указана дата заключения договора 07.12.2007, по автомобилю ВАЗ 21310 госномер М 396 ХК 74 29.08.2007 и т.п. Исходя из положений технического задания срок действия договора по 4 автомобилям истекает 11.01.2008 года, по 5 автомобилям срок действия договора истекает 7.12.2008 года.

Таким образом, сроки оказания услуг страхования по каждому из этих автомобилей могут быть различны и не совпадать со сроком, указанным в информационной карте : с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008.

Противоречивая информация, содержащаяся в информационной карте и техническом задании, не позволяет сделать однозначный вывод о фактическом сроке оказания услуг по каждому из заявленных в конкурсной документации транспортных средств и, соответственно, рассчитать цену контракта

Так, в случае, если государственный контракт по каждому из заявленных транспортных средств будет заключен на срок с 1 января 2008 года по 31 января 2008 года, то участники размещения заказа должны к каждому из транспортных средств применить коэффициент наличия или отсутствия страховых выплат (далее - КБМ), действующий по состоянию на 01.01.2008 года.

В случае, если срок страхования для каждого из автомобилей будет различным, в зависимости от даты истечения срока предыдущего договора страхования, то при расчете цены контракта подлежит применению КБМ по состоянию на дату начала срока оказания услуг страхования.

Таким образом, отсутствие указанных сведений могло привести к тому, что участниками размещения заказа предложена различная цена исполнения контракта. Так, ОАО "Военно-страховая компания" предложило 167847,47 рублей; ОАО "Страховое общество газовой промышленности" - 167 308 рублей; ООО "Росгосстрах-Урал" - 166 150,16 рублей; ООО "Страховая компания "ЮЖУРАЛ-АСКО" - 156 848,25 рублей, ЗАО "ГУТА-Страхование" - 163 487,11 рублей, ОАО "Российское страховое народное общество "РОСНО" - 173 683,18 рублей (протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе № 24/1 от 20.12.2007).

3.В нарушение части 7 статьи 65 Закона о размещении заказов при проведении конкурса в конкурсной документации не установлено содержание критерия оценки заявок "цена контракта".

Так, пункт 16 конкурсной документации содержит, в том числе, такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе как "цена контракта", однако содержание данного критерия оценки заявок в соответствии с требованиями части 2 статьи 8 Закона об обязательном страховании не указан.

Конкурсной комиссией осуществлена оценка заявок участников конкурса исходя из наиболее низкой цены контракта, что не допустимо в силу части 1 статьи 9 Закона об обязательном страховании, поскольку размер страховых премий определяется Постановлением Правительства №739 и должен быть одинаковым.

Заключение контракта на оказание услуг страхования ответственности владельцев транспортных средств по цене, не соответствующей Постановлению Правительства №739, является основанием для признания его недействительным в силу статьи 168 ГК РФ.

Более того, действия участников размещения заказа по расчету страховой премии не в соответствии с Постановлением Правительства №739 могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции.

Отсутствие в конкурсной документации содержания критерия оценки заявок на участие в конкурсе влечет невозможность обеспечения прозрачности процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, необходимость которой установлена частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, а также способствует выбору победителя не с учетом соответствия цены, рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства №739.

4. Согласно конкурсной документации, срок оказания услуг определен с 01 января 2008 года по 31.12.2008 ( раздел 6.6. конкурсной документации). При этом дата вскрытия конвертов назначена на 20 декабря 2007 года.
Согласно протоколу № 24/3 процедура оценки и сопоставления проводилась 25 декабря 2007 года.
В соответствии с частью 1.1. статьи 29 Закона о размещении заказов государственный контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Соответственно, исходя из протокола № 24/3 от 25.12.2007 года государственный контракт может быть заключен не ранее 04 января 2007 года и победитель конкурса может начать оказывать услуги только с 05 января 2008 года, а не с 01 января 2008 года как того требует конкурсная документация.
Согласно части 5 статьи 9, части 3 статьи 29 Закона о размещении заказов государственный контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При этом, условия контракта, в том числе условие о сроках оказания услуг при заключении контракта и при его исполнении не могут быть изменены (часть 5 статьи 9 Закона о размещении заказов).
Таким образом, требования конкурсной документации о сроке оказания услуг с 01 января 2008 года не позволяют обеспечить заказчику выполнение требований части 5 статьи 9, части 3 статьи 29 Закона о размещении заказов.

Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Росгосстрах -Урал" на действия заказчика и конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в части неправомерности оценки заявок с учетом наименьшей цены контракта и отсутствия содержания критерия цены государственного контракта, обоснованной.
2. Признать в действиях Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области нарушения части 5 статьи 9, пункта 4 и 15 части 4 , частей 2, 5 статьи 22, части 3 статьи 29, части 7 статьи 65 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области и конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в срок до 28 января 2008 года в целях устранения нарушений части 5 статьи 9, пункта 4 и 15 части 4, частей 2, 5 статьи 22, части 3 статьи 29, части 7 статьи 65 Закона о размещении заказов:

отменить протокол № 24/1 по вскрытию конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 20.12.2007 года,
отменить протокол № 24/2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 24.12.2007 года
отменить протокол № 24/3 по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области от 25.12.2007 года

2.Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в целях устранения нарушений части 5 статьи 9, пункта 4 и 15 части 4 , частей 2, 5 статьи 22, части 3 статьи 29, части 7 статьи 65 Закона о размещении заказов разместить протокол об отмене протоколов 24/1 от 20.12.2007 года, № 24/2 от 24.12.2007 года, № 24/3 от 25.12.2007 года заседаний конкурсной комиссии по вскрытию конвертов, рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области не позднее дня, следующего за днем подписания протокола.

3. Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в срок до 18 февраля 2008 года устранить части 5 статьи 9, пункта 4 и 15 части 4, частей 2, 5 статьи 22, части 3 статьи 29, части 7 статьи 65 Закона о размещении заказов, а именно, внести изменения в конкурсную документацию открытого конкурса по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области:

- определить содержание критерия "цена контракта" с учетом требований Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
- определить сроки оказания услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области по каждому из заявленных транспортных средств с учетом соблюдения требований законодательства о размещении заказов о сроках заключения государственного контракта;
- обеспечить соответствие сведений, содержащихся в конкурсной документации, сведениям, указанным в проекте государственного контракта.

3. Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области разместить изменения в конкурсную документацию Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области на официальном сайте РФ в соответствии с Законом о размещении заказов.

4. Управлению Федеральной регистрационной службы по Челябинской области в срок до 03 марта 2008 года направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения настоящего предписания.

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь