Дело в отношении ООО «Квартирьер» (п. 2 ст. 20 Федерального закона «О рекламе»)
В газете «Квартирьер» была размещена реклама с информацией о подписке на упомянутую газету. В данной рекламе содержалось изображение четырех девочек в возрасте примерно десяти лет. Визуальные образы детей использованы в объявлении для привлечения внимания потребителей.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона «О рекламе» текстовое, звуковое или визуальное использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации рекламно-информационный еженедельник «Квартирьер» зарегистрирован как рекламно-информационное издание. Таким образом, продукция упомянутого средства массовой информации не является изданием для детей и, следовательно, товаром, непосредственно предназначенным для несовершеннолетних.
Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 26 Федерального закона «О рекламе» и Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия антимонопольного органа признала ненадлежащей указанную рекламу ООО «Квартирьер», так как в ней нарушены требования п.2 ст. 20 Федерального закона «О рекламе».
ООО «Квартирьер» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Рекламодатель (ООО «Квартирьер») не согласился с решением Комиссии антимонопольного органа и обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными решения и предписания.
Рассмотрев в заседании иск ООО «Квартирьер», суд установил следующее.
По мнению истца, газета «Квартирьер» является, в том числе и изданием для несовершеннолетних. При этом он ссылался на то, что в еженедельнике регулярно печатается детская рубрика, которая пользуется большой популярностью у детей школьного и дошкольного возраста.
Ответчик (антимонопольный орган) указал на то, что в рекламном объявлении размещена информация не о детской страничке, а об издании в целом. Кроме того, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации еженедельник «Квартирьер» зарегистрирован как рекламно-информационное издание. Вместе с тем, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности предусмотрены специальные коды для детских и молодежных изданий, к которым еженедельник «Квартирьер» не относится.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что журнал «Квартирьер» не является товаром (изданием) непосредственно предназначенным для несовершеннолетних и использование в рекламе данного журнала образов несовершеннолетних противоречит требованиям п. 2 ст. 20 Федерального закона «О рекламе».
ООО «Квартирьер», не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, обратилось с жалобой в апелляционную инстанцию арбитражного суда.
В обосновании своего требования об отмене решения ООО «Квартирьер» указало на то, что еженедельник «Квартирьер» является газетой для семейного чтения. Истец ссылался на отсутствие в законодательстве Российской Федерации указаний о соотношении информации для совершеннолетних и несовершеннолетних, при которых газета признавалась бы не предназначенной непосредственно для несовершеннолетних.
По мнению антимонопольного органа, реклама, размещенная в газете «Квартирьер», направлена на формирование интереса потенциальных подписчиков к газете в целом, а не к ее детской страничке. Кроме того, значительная часть информации, публикуемой в указанной газете, не предназначена для несовершеннолетних.
В своем постановлении суд апелляционной инстанции указал следующее.
В п. 2 ст. 20 Федерального закона «О рекламе» установлено: «Текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается».
Слово «непосредственно» согласно толковому словарю С.И. Ожегова означает «прямо, без последующих звеньев, участников». Следовательно, их смысла п. 1 ст. 20 Федерального закона «О рекламе» следует, что допускается использование визуальных образов несовершеннолетних только в рекламе товаров, прямо предназначенных для них. Поскольку газета «Квартирьер» по своему информационному содержанию прямо не предназначена для детей, апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.