Решение ФАС России по делу в отношении ОАО "Газпром" и ООО "Новосибирскрегионгаз"

13 мая 2008, 17:41
Тип документа:
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии
Голомолзин А.Н. - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
Тер-Степанов Д.В. - начальник отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Илларионова А.А. - заместитель начальника отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Дроздов Б.Б. - заместитель начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;
Шубин А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Фролов Д.В. - ведущий специалист-эксперт отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления,
рассмотрев дело № 1 10/21-08 по признакам нарушения ОАО "Газпром" (117997, г.Москва, В-240, ГСП-7, ул.Наметкина, д.16) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:
1 ЗАО "Транс Нафта" обратилось в ФАС России с заявлением о нарушении ОАО "Газпром" и ООО "Новосибирскрегионгаз" требований антимонопольного законодательства по вопросу доступа к газотранспортной системе ОАО "Газпром" (далее - ГТС) в целях транспортировки газа для ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха", которые выразились, в частности, в экономически и технологически необоснованном отказе ОАО "Газпром" в заключении договора транспортировки газа с ЗАО "Транс Нафта", а также создании препятствий доступу ЗАО "Транс Нафта" на рынок поставки газа.
По результатам рассмотрения указанного заявления приказом ФАС России от 17.03.2008 №88 создана Комиссия и возбуждено дело № 1 10/21-08 по признакам нарушения ОАО "Газпром" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). ООО "Новосибирскрегионгаз" было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
2. Представитель Ответчика пояснил, что 28.11.2007 ЗАО "Транс Нафта" обратилось в ОАО "Газпром" с заявкой на краткосрочный доступ к ГТС в связи с планируемой поставкой газа в период с января по декабрь 2008 года для ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха".
В ходе рассмотрения указанной заявки было установлено, что согласование использования газа в качестве топлива №06/1400-3708 от 28.08.2007 было выдано ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" с учетом будущих поставок газа из ресурсов ОАО "Газпром", а 12.12.2007 ООО "Новосибирскрегионгаз" направило ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" соответствующее предложение на заключение договора поставки газа.
Кроме того, письмом от 20.12.2007 ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" уведомило ЗАО "Транс Нафта" о неодобрении Советом директоров общества договора поставки газа №ТН-85/2007, заключенного с ЗАО "Транс Нафта" 23.10.2007, и намерении заключить договор поставки газа с другим поставщиком.
На данном основании ОАО "Газпром" 29.12.2007 было принято решение отказать ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС в связи с расторжением ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" договора поставки газа №ТН/85-2007 с ЗАО "Транс Нафта" в 2008 году.
Представитель Ответчика также пояснил, что 29.12.2007 ЗАО "Транс Нафта" вторично направило в ОАО "Газпром" заявку на краткосрочный доступ к ГТС на тех же условиях, что и в первоначальной заявке.
Вместе с тем, ОАО "Газпром" было принято решение отказать ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС, поскольку ЗАО "Транс Нафта" были нарушены сроки подачи заявки, а разрешение на использование газа в качестве топлива было выдано ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" с учетом возможности поставки газа из ресурсов ОАО "Газпром", а также в связи с наличием договорных отношений ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" с ООО "Новосибирскрегионгаз".
Представитель Ответчика пояснил, что в действиях ОАО "Газпром" отсутствует нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку возникшая неопределенность в отношении порядка реализации газа ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" была устранена в ходе согласительного совещания между представителями ОАО "Газпром" и ЗАО "Транс Нафта", по результатам которого 14.04.2008 ЗАО "Транс Нафта" было выдано разрешение на предоставление полного доступа к ГТС на транспортировку газа по договору поставки газа с ООО "Новосибирскрегионгаз" с 01.01.2008. Дальнейшую поставку газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" будет осуществлять ООО "Новосибирскрегионгаз".
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что поставки газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" несмотря на имеющиеся разногласия относительно того, какое из указанных обществ является поставщиком газа, осуществлялись с 01.01.2008, представитель ОАО "Газпром" просит комиссию прекратить рассмотрение дела о нарушении ОАО "Газпром" статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Представитель Заявителя согласился с доводами Ответчика и дополнительно пояснил, что 23.10.2007 ЗАО "Транс Нафта" заключило с ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" договор поставки газа №ТН-85/2007 на 2008 год и направило в ОАО "Газпром" заявку на краткосрочный доступ к ГТС.
После подачи указанной заявки, ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" 12.12.2007 было получено конкурирующее предложение на заключение договора поставки газа от ООО "Новосибирскрегионгаз".
Письмом от 20.12.2007 ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" уведомило ЗАО "Транс Нафта" о неодобрении Советом директоров общества договора поставки газа №ТН-85/2007 с ЗАО "Транс Нафта" и о намерении заключить договор поставки газа с другим поставщиком, в связи с чем ОАО "Газпром" отказал ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС ОАО "Газпром" на транспортировку газа.
Вместе с тем, 29.12.2007 ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" своим письмом подтвердило действие договора поставки газа №ТН-85/2007 с ЗАО "Транс Нафта", и ЗАО "Транс Нафта" вторично обратилось в ОАО "Газпром" за разрешением на доступ к ГТС.
14.01.2008 ООО "Новосибирскрегионгаз" обратилось в ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" с требованием подтвердить обоснованность и правомерность отбора газа в январе 2008 года, ссылаясь на отсутствие у ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" договорных отношений с иными поставщиками газа кроме ООО "Новосибирскрегионгаз", однако в связи с наличием действующего договора поставки газа между ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" и ЗАО "Транс Нафта", ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" обратилось в ОАО "Газпром" с просьбой ускорить решение вопроса о выдаче ЗАО "Транс Нафта" разрешения на доступ к ГТС.
Вместе с тем, 23.01.2008 ОАО "Газпром" снова отказал ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС в связи с нарушением ЗАО "Транс Нафта" сроков подачи заявки, наличия у ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" согласования на использование газа в качестве топлива при условии поставки газа из ресурсов ОАО "Газпром", и на основании действующего договора поставки газа с ООО "Новосибирскрегионгаз".
Принимая во внимание достигнутые договоренности по вопросу доступа к ГТС и порядка реализации газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха", в действиях ОАО "Газпром", по мнению представителя Заявителя, отсутствует нарушение антимонопольного законодательства. Кроме того, поставки газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" не прекращались и осуществлялись с 01.01.2008.
На основании изложенного, представитель ЗАО "Транс Нафта" просит Комиссию производство по делу прекратить.
4. ООО "Новосибирскрегионгаз", привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица, заявлено ходатайство о рассмотрении дела № 10 10/21-08 в его отсутствие.
ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха", также привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, и надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, на заседание комиссии не явилось, в связи с чем, на основании статьи 45 Закона о защите конкуренции, Комиссия вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
5. Исследовав нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, рассмотрев представленные доказательства, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства.

Приказом ГКАП России от 12.08.1997 №115 ОАО "Газпром" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по товарной группе "транспортировка газа по трубопроводам" с долей более 65% в границах Российской Федерации.

Постановлением ФЭК России от 14.11.1997 №121/1, ОАО "Газпром" включено в Реестр субъектов естественной монополии в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам", и согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа.
23.10.2007 ЗАО "Транс Нафта" заключило с ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" договор поставки газа №ТН-85/2007 на 2008 год и 28.11.2007 направило в ОАО "Газпром" заявку №993/11 от 28.11.2007 на краткосрочный доступ к ГТС в связи с планируемой поставкой газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" в период с января по декабрь 2008 года.
12.12.2007 ООО "Новосибирскрегионгаз" направило ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" конкурирующее предложение на заключение договора поставки газа.
Письмом от 20.12.2007 ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" уведомило ЗАО "Транс Нафта" о неодобрении Советом директоров общества договора поставки газа с ЗАО "Транс Нафта" №ТН-85/2007 и о намерении заключить договор поставки газа с другим поставщиком. Однако 29.12.2007 ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" подтвердило действие договора поставки газа с ЗАО "Транс Нафта".
Вместе с тем, ОАО "Газпром" было принято решение (письмо №06-2597 от 29.12.2007) отказать ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС со ссылкой на указанное уведомление ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" о расторжении договора поставки газа с ЗАО "Транс Нафта" на 2008 год.
Основываясь на подтверждении действия договора поставки газа с ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха", ЗАО "Транс Нафта" вторично направило в ОАО "Газпром" заявку №1104/12 от 29.12.2007 на краткосрочный доступ к ГТС на тех же условиях, что и в первоначальной заявке.
Вместе с тем, ОАО "Газпром" было принято решение (письмо №06-125 от 23.01.2008) отказать ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС по следующим основаниям:
- нарушение ЗАО "Транс Нафта" сроков подачи заявки;
- выдача ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" согласование на использование газа в качестве топлива на основании действующего договора поставки газа с ООО "Новосибирскрегионгаз";
- наличие возможности поставлять газ ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" из ресурсов ОАО "Газпром".
Согласно Положению об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО "Газпром", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации №858 от 14.07.1997 (далее - Положение) краткосрочным контрактом является договор, заключенный на срок не более 1 года.
Согласно пункту 8 Положения, срок подачи заявок по краткосрочным контрактам - не позднее чем за месяц и не ранее чем за три месяца до указанной в заявке даты поставки.
В поданных ЗАО "Транс Нафта" заявках на доступ к ГТС срок начала поставок определен как январь 2008 года. В соответствии с частью 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Таким образом, дата начала поставок газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" (январь 2008 года) может быть определена в любой период времени в течение января 2008 года. В связи с этим, при подаче заявки на доступ к ГТС 29.12.2007 №1104/12 ЗАО "Транс Нафта" соблюден установленный пунктом 8 Положения срок.
В соответствии с пунктом 11 Положения заявка на доступ к ГТС по краткосрочным контрактам подлежит рассмотрению ОАО "Газпром" в 15-дневный срок.
Комиссия находит, что ОАО "Газпром" не соблюден пункт 11 Положения в части сроков рассмотрения заявок.
Так, по заявке ЗАО "Транс Нафта" №993/11 от 28.11.2007 решение ОАО "Газпром" принято 29.12.2007, по заявке №1104/12 от 29.12.2007 решение ОАО "Газпром" принято 23.01.2008.
В соответствии с пунктом 4 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162, для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения.
Указанные документы являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих организаций и установок.
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами, получение потребителем газа согласования (разрешения) на использование газа в качестве топлива из ресурсов одного поставщика, не возлагает на потребителя обязанность заключения договора поставки газа только с этим поставщиком.
В связи с достигнутой договоренностью между ЗАО "Транс Нафта" и ОАО "Газпром" и устранением неясностей в отношении порядка и схемы реализации газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха", ЗАО "Транс Нафта" было выдано разрешение на предоставление полного доступа к ГТС на транспортировку газа для ООО "Новосибирскрегионгаз" с 01.01.2008. Поставку газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" с 01.01.2008 осуществляет ООО "Новосибирскрегионгаз".
Таким образом, ЗАО "Транс Нафта" был предоставлен доступ к ГТС в целях транспортировки газа с 01.01.2008, как и было указано ЗАО "Транс Нафта" в соответствующих заявках в ОАО "Газпром".
Кроме того, ЗАО "Транс Нафта" и ООО "Новосибирскрегионгаз" заключили договор поставки газа также с 01.01.2008 что, в свою очередь, позволило ЗАО "Транс Нафта" получить доступ на рынок поставки газа с 01.01.2008.
Комиссия считает, что изложенные факты свидетельствуют об отсутствии в настоящее время в действиях ОАО "Газпром" нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции в части экономически и технологически необоснованного отказа ОАО "Газпром" в заключении договора транспортировки газа с ЗАО "Транс Нафта", а также создании препятствий доступу ЗАО "Транс Нафта" на рынок поставки газа.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:
Рассмотрение дела № 1 10/21-08 прекратить в связи с отсутствием в рассмотренных действиях ОАО "Газпром" нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь