Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа в отношении ОАО "Сбербанк России" от 24 июля 2006 года (военные пенсионеры)

02 октября 2006, 16:56
Подтип документа:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

107078, г. Москва, пр. Академика Сахарова, 18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №КА-А40/6533-О5-456

г. Москва
24 июля 2006 г.

Дело № А40-71783/05-2-456


Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Летягиной В.А. судей Агапова М.Р., Латыниной P.P. при участии в заседании:
от заявителя - Соколов А.В. дов. от 10.02.06, Коротков А.Н. дов. от 10.02.06 от ответчика - Кашеваров А.Б. дов. от 15.05.06, Сергеева О.С. дов. от 17.04.06, Романенкова И.Л. дов. от 12.05.06, Бондарева Ю.Э. дов. от 14.11.05
от третьего лица - Доржнева О.А. дов. от 22.12.05
рассмотрев 17 июля 2006 года в судебном заседании кассационные жалобы ОАО АК "Байкал-Банк", Федеральной антимонопольной службы России на решение от 16 февраля 2006 года Арбитражного суда г. Москвы принятое Махлаевой Т.И.
на постановление от 19.04.2006 №09АП-3274/06-АК Девятого арбитражного апелляционного суда принятое Якутовым Э.В., Дегтяревой Н.В., Катуковым В.И, по заявлению ОАО АКБ "Сбербанк России" о признании незаконным решения и предписания к Федеральной антимонопольной службе, ОАО АК "Байкал-Банк


УСТАНОВИЛ:
Решением Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 9 сентября 2005 года Открытое Акционерное Общество Акционерный Коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (далее - Сбербанк России) привлечено к ответственности за нарушение ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", выразившееся в распространении неточных сведений о необходимости открытия военными пенсионерами для получения пенсии счета по вкладу только в Сбербанке России или пластиковой карты Сбербанка России, которые способны причинить убытки другой финансовой организации.
На основании этого решения Сбербанку России 9 сентября 2005 года выдано предписание о прекращении нарушения вышеуказанного Закона и устранения последствия такого нарушения.
Сбербанк России оспорил вышеназванные акты антимонопольного органа в суд, просил признать их незаконными, ссылаясь на то, что действия банка соответствуют ст.56 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также Соглашениям о финансировании и выплате пенсий, пособий и компенсаций военным пенсионерам от 31.12.2002 и от 21.12.2004, заключенными соответственно между Министерством финансов РФ и Сбербанком России и Федеральной службой безопасности РФ и Сбербанком РФ.



При разрешении спора Арбитражный суд г. Москвы своим решением от 16.02.2006 и Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.04.2006 по делу № А40-71783/05-2-456 заявленные требования удовлетворили.
При этом суды исходили из того, что направление Бурятским филиалом Сбербанка России писем военным пенсионерам с указанием об открытии счетов для зачисления пенсии только в Сбербанке России не нарушает ст.З Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", поскольку Сбербанк России действовал в соответствии с Законом и соглашениями, на которые он ссылался.
Состоявшиеся по делу судебные акты в кассационном порядке обжаловала Федеральная антимонопольная служба России.

3-е лицо - ОАО АК "Байкал-Банк".
В жалобах ставится вопрос об отмене судебных постановлений и указывается на неправильное применение и толкование судами ст. 5 6 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также ст.З Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", Соглашений и других норм права.
Как указано в жалобе, примененные судами нормы права не содержат указаний о том, что перечисленные в ст.56 Закона военные пенсионеры, получая пенсию через Сбербанк России, обязаны открыть счет только в Сбербанке.
Это, по мнению, антимонопольного органа, привело к ошибочно принятому решению.
В заседании кассационной инстанции представители заявителей поддержали доводы жалоб.
Представители Сбербанка России возражали против доводов, изложенных в жалобе, пояснив, что права пенсионеров и других финансовых учреждений не нарушены.
В дело представлен письменный отзыв.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, их доводы и соображения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалоб, находит, что решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2006 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2006 года по делу № А40-71783/05-2-456 подлежат отмене по п. 2 ст. 28
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением по делу нового решения, которым в удовлетворении требований Сбербанку надлежит отказать ввиду неправильного применения и толкования судами норм права.
При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего:
Как усматривается из обстоятельств дела, в Федеральную антимонопольную службу России поступило заявление пенсионера полковника ФСБ России Яковлева В.И., в котором он указал, что в период с 1996 по 2004 года получал пенсию, которую Сбербанк России по его заявлению перечислял на вклад, открытый им в ОАО АК "Байкал-Банк". Однако в декабре 2004 года он получил письмо Сбербанка России с требованием открыть счет по вкладу в Сбербанке, иначе пенсия ему перечисляться не будет. Действительно, с января 2005 года Сбербанк России прекратил перечислении пенсии на вклад, открытый им в "Байкал-Банке". "Байкал-Банк" письмом от 15 апреля 2005 года сообщил, что с января 2005 года Сбербанк прекратил перечисление пенсий на счета 22 военных пенсионеров, получающих пенсию через АК "Байкал-Банк".
Кроме того, комиссией Федеральной антимонопольной службы было установлено, что в декабре 2004 года Бурятское отделение Сбербанка России направило 318 военным пенсионерам, которым оно ранее перечисляло поступающие им из федерального бюджета пенсии на счета по вкладам, открытым в других кредитных организациях, письма с указанием необходимости до 20 декабря 2004 года для получения пенсии открыть в Сбербанке счет по вкладу или пластиковую карту. Письма были направлены пенсионерам на основании письма филиала Сбербанка России от 11 ноября 2004 года № 23-06/385.
Указанные действия Сбербанка России Федеральная антимонопольная служба расценила как противоречащие ст.56 Федерального закона №4468-1 и ч.1 ст. 105 Закона № 186-ФЗ и нарушающие ст. 15 Федерального закона от 23.06.1999 № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

Кассационная инстанция соглашается с такой позицией Федеральной антимонопольной службы России, считает, что принятые антимонопольным органом решение и предписание от 09.09.2005 в отношении Сбербанка России являются законными.
В соответствии с ч.1 ст.56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсии, назначаемые военным пенсионерам, выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионными органами Министерства.
Частью второй ст.56 названного Закона предусмотрено, что по решению соответствующего федерального органа исполнительно власти, согласованному с Министерством финансов РФ пенсии, назначаемые пенсионными органами этого Министерства, могут выплачиваться и в ином порядке (в том числе соответствующими учреждениями и организациями на договорных началах).

Законами № 186-ФЗ и 173-ФЗ о федеральном бюджете на 2004 год и на 2005 год предусмотрена выплата пенсий военным пенсионерам Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности РФ через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятие связи с доставкой на дом на территории Российской Федерации только через Сбербанк России.
Таким образом, указанными выше нормами Закона устанавливается обязательное требование о перечислении пенсий военным пенсионерам только через соответствующие учреждения (филиалы) Сбербанка России. Однако эти Законы не содержат императивной нормы о зачислении сумм пенсий во вклады именно и только открытые в Сбербанке России.

Заключенные на основе приведенных законов Соглашения от 31.12.2002, № 01-01-06/03 № 1710 "О финансировании и выплате пенсий пособий и компенсаций военным пенсионерам" между Минфином России и Сбербанком РФ и от 21.12.2004 № 13/4/1150 между ФСБ России и Сбербанком России также не содержат никаких ограничений по открытию военными пенсионерами вкладов в других кредитных учреждениях для зачисления Сбербанком на эти вклады поступившие для военных пенсионеров пенсии.
Указание судов первой и апелляционной инстанции в судебных актах об обратном ошибочны. Такой записи в названных Соглашениях не содержится.
Следовательно, военный пенсионер вправе открыть счет по вкладу в любой кредитной организации и путем письменного заявления дать указание Сбербанку России о перечислении пенсии на этот счет. Причем Сбербанк осуществляет эти операции бесплатно.
Ваводы суда о том, что военный пенсионер для зачисления пенсии во вклад должен вначале открыть счет в Сбербанке, а потом Сбербанк по письменному заявлению пенсионера перечисляет пенсию во вклад, открытый в другой кредитной организации и что этим самым права военного пенсионера не нарушаются, - не могут быть признаны правильными, поскольку перечисление средств со счета Сбербанка на другой счет, по просьбе военного пенсионера осуществляется Сбербанком на платной основе, в размере 0,2% от перечисленной суммы.
Не соответствуют материалам дела и выводы суда со ссылкой на акт Счетной палаты о том, что перечисление средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий, без зачисления на счета пенсионеров открытых в Сбербанке, является нарушением установленного порядка работы со средствами федерального бюджета, поскольку такого указания акт счетной палаты не содержит.
Судами неправильно дано толкование ст.84 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год". Указание в названном Законе о том, что выплата пенсий, пособий и компенсаций военным пенсионерам через Сбербанк России, не свидетельствует об обязательном открытии военным пенсионером счета для зачисления пенсии только в Сбербанке России.

Следовательно, выводы Федеральной антимонопольной службы о нарушении Сбербанком России ст.З Федерального закона от 23.06.1999 №117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"", в соответствии с которой недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг признаются действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - являются правильными.
Статья 15 вышеприведенного Закона устанавливает, что распространение неточных сведений является одним из проявлений недобросовестной конкуренции.
Антимонопольным органом правильно сделан вывод о том, что действия Сбербанка,
выразившиеся в направлении Бурятским отделением ОСБ писем военным пенсионерам о необходимости открытия счетов по вкладу в Сбербанке для дальнейшего получения пенсии, направлены фактически на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, поскольку создают условия для снижения заинтересованности в открытии счетов по вкладам в иных банках, а Сбербанк, тем самым обеспечивает себе дополнительных клиентов в лице военных пенсионеров и дополнительных доходов от использования денежных средств.
При таких обстоятельствах у судебных инстанций отсутствовали правовые основания для признания недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Поскольку обстоятельства по делу установлены полно и правильно, суд кассационной инстанции считает необходимым вынести по делу новое решение с отказом в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2006 года и постановление от 19 апреля 2004 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-71783/05-2-456 отменить.
В удовлетворении требований ОАО АКБ "Сбербанк России" о признании незаконным решения и предписания Федеральной антимонопольной службы России от 9 сентября 2005 года по делу № 215/221-05 о нарушении Сбербанком России антимонопольного законодательства отказать.
Взыскать с ОАО АКБ "Сбербанк России" госпошлину в доход федерального бюджета в размере 4.000 рублей и в пользу ОАО АК "Байкал-Банк" - 1.000 рублей.

Председательствующий-судья - В.А. Летягина
Судьи: М.P. Агапов, P.P. Латыпова
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь