О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Саяногорские коммунальные системы» и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия

26 декабря 2016, 18:26
Тип документа:

О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование

тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между

ООО «Саяногорские коммунальные системы» и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия

 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, на основании заявления (исх. от 18.01.2016 № 10, вх. от 26.01.2016 рег. № 8776/16) (заявление от 18.01.2016 исх. № 8) ООО «Саяногорские коммунальные системы» (далее – Заявитель, регулируемая организация, ООО «СКС»), рассмотрев разногласия между ООО «Саяногорские коммунальные системы» и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее – Комитет, орган регулирования) по приказу Госкомитета от 30.11.2015 № 136-в «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение и утверждении производственных программ для ООО «Саяногорские коммунальные системы», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2016-2018 годы», установлено следующее.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования).

На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

По результатам проведённого анализа материалов по заявленным статьям разногласий ФАС России отмечает следующее.

По статье «Предпринимательская прибыль» в части оказываемых услуг водоснабжения.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

При определении необходимой валовой выручки по методу индексации расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, согласно пункту 86(1) Методических указаний, определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 88 Методических указаний (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

Орган регулирования в отзыве, направленном письмом от 26.02.2016 № ГКТЭ-488/п (вх. от 10.03.2016 № 30997/16) утверждает, что в Госкомитет предложение Заявителя о включении в необходимую валовую выручку расчетной предпринимательской прибыли было представлено письмом от 18.11.2015 № 491. При этом, к расчету, направленному данным письмом, не было представлено пояснений по целевому использованию предпринимательской прибыли, в связи с чем орган регулирования счел экономически неоправданным «в условиях кризиса включать дополнительную прибыль без указания ее целевого использования», вследствие чего данные расходы не были учтены при регулировании 2016 года.

В обоснование данной статьи Заявителем был представлен расчет, который, по мнению ФАС России, является некорректным, поскольку определение величины предпринимательской прибыли выполнено от величины необходимой валовой выручки, равной величине необходимой валовой выручки на 2016 год, принятой органом регулирования, и не включающей статью «Резерв по сомнительным долгам», которая была заявлена в тарифном предложении ООО «СКС», но не учтена Госкомитетом в расчете необходимой валовой выручки на 2016 год.

Статья «Резерв по сомнительным долгам» относится к неподконтрольным расходам, и, следовательно, расчет предпринимательской прибыли должен был быть выполнен с учетом расходов по данной статье, неучет которых также был подан на разногласия.

Заявленные требования ООО «СКС» частично признаны обоснованными и ФАС России выявлены нарушения органа регулирования требований действующего законодательства Российской Федерации при неучёте расчётной предпринимательской прибыли.

По статье «Резерв по сомнительным долгам» в части оказываемых услуг водоснабжения.

Расходы по сомнительным долгам относятся к неподконтрольным расходам (подпункт «г» пункта 65 Основ ценообразования) и определяются в порядке, предусмотренном пунктом 42 Основ ценообразования, согласно которому сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с методическими указаниями на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

Согласно пункту 26 Методических указаний расходы по сомнительным долгам учитываются в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) по предыдущему периоду регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные.

Требования Заявителя определены в размере 2% от необходимой валовой выручки, относимой на население, при этом в расчетах для вычисления необходимой валовой выручки, относимой на население, применены показатели «Необходимой валовой выручки по водоснабжению за предыдущий период регулирования (с 01.07.2015)», что представляется несоответствующим норме пункта 26 Методических указаний, поскольку предыдущим периодом регулирования, за который имеются подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью данные, по отношению к 2016 году является 2014 год и в расчете должны применяться фактические данные по выручке за 2014 год, а не плановые за 2015 год.

Органом регулирования отказ в учете расходов по статье аргументирован отсутствием расчетно-обосновывающих документов со ссылкой на положения статьи 266 Налогового Кодекса и пункта 26 Методических указаний, а именно: «расчета расходов с учетом факторов, влияющих на возможность исполнения должниками своих обязательств, исходя из имеющейся информации: о нарушении сроков оплаты, возбуждения процедуры банкротства, невозможности удержания имущества должника, ходе исполнения исполнительного производства по вступившим в законную силу судебным решениям, приказа ООО «СКС» о списании сумм задолженностей по обязательствам и о создании резерва по сомнительным долгам, акта инвентаризации резерва по сомнительным долгам по состоянию на последнее число налогового периода, расшифровки задолженности покупателей перед ООО «СКС» по периодам по состоянию на последнее число налогового периода (с указанием общего сальдо, количества месяцев задолженности и помесячной задолженности), выписки из ЕГРЮЛ с решением суда о признании должников банкротами и открытии конкурсных производств, заявлений ООО «СКС» о признании должников банкротами в арбитражные суды, решений арбитражных судов о взыскании задолженностей, постановлений о возбуждении исполнительных производств судебными приставами, исполнительных листов, реестра организаций, дебиторская задолженность по которым признана безнадежной, в связи с завершением конкурсного производства, оборотно-сальдовых ведомостей по контрагентам, копий определений арбитражных судов о завершении конкурсного производства».

Кроме того, выявлено наличие расхождений в фактических данных по выручке за отчетный 2014 год в статистической отчетности и бухгалтерской отчетности.

Учитывая вышеизложенное, Заявителю отказано в удовлетворении требований по данной статье.

По статье «Выпадающие доходы за 2014 год» в части оказываемых услуг водоснабжения.

Заявитель подает разногласия в связи с неучетом органом регулирования в составе необходимой валовой выручки на 2016 год выпадающих доходов за 2014 год в части услуг водоснабжения в том числе по статьям «Недополученный по независящим причинам доход», «Расходы на оплату процентов за пользование заемными средствами (проценты по кредитам)», «Налог на имущество», «Водный налог».

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

По статье «Недополученный по независящим причинам доход» в части оказываемых услуг водоснабжения в обоснование данной статьи ООО «Саяногорские коммунальные системы» представлен расчёт выпадающих доходов, возникших у регулируемой организации в 2014 году, ввиду разницы между фактическим и плановым объёмом отпуска оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения и статистическая отчетность по форме № 22-ЖКХ за 2013-2014 годы.

Органом регулирования данные расходы не учтены в необходимой валовой выручке 2016 года в связи с тем, что Заявителем расходы по данной статье не были подтверждены бухгалтерской, статистической отчетностью, а также не представлен расчет экономии химических реагентов и электрической энергии (в ФАС России данный расчет также не представлен).

Кроме того, в отношении непринятия расходов в части услуг водоснабжения Комитет дополняет, что у регулируемой организации в период 2011-2015 годов фиксируется высокий уровень потерь (44% к отпуску в сеть), который организация не смогла объяснить и обосновать, программа по снижению издержек регулируемой организацией за это время представлена не была.

Орган регулирования при установлении тарифов на питьевую воду в предыдущие годы основывался на величину потерь, принятых при плановом регулировании тарифов (в среднем в размере 35%), принимая дополнительно в полезном отпуске неучтенные расходы, руководствуясь тем, что потребители не должны нести расходы по покрытию «больших потерь предприятия».

В связи с изложенным Госкомитет посчитал что «принимая плановый полезный отпуск вместе с неучтенными расходами и потерями, не корректно принимать фактический полезный отпуск без учета неучтенных потерь».

Таким образом, учитывая наличие расхождений в отчете о финансовых результатах и статистической отчетности по форме № 22-ЖКХ за 2014 год, и непредставлением документального подтверждения фактического объема реализации услуг в разрезе видов деятельности за 2014 год (статистическая отчетность (по форме № 2-ТП (водхоз), акты оказания услуг с потребителями), ФАС России не признаны заявленные требования экономически обоснованными и подлежащими учету.

В обоснование заявленных требований ООО «Саяногорские коммунальные системы» по статье «Расходы на оплату процентов за пользование заемными средствами (проценты по кредитам)» в части оказываемых услуг водоснабжения представлены договор займа № 192-13 от 10.06.2013 с ЗАО «Байкалэнерго», дополнительное соглашение № 1 к договору займа (без даты), расчет процентов по займам за 2014 год, которые были в составе тарифного дела на 2016 год, а также дополнительные документы: расчет процентов по займам за 2013 год и 2015 год, карточки счета 91.02 за 2013 год, 2014 год (был представлен в орган регулирования) и 9 месяцев 2015 года.

Органом регулирования затраты по данной статье признаны необоснованными и не приняты в расчет необходимой валовой выручки по причине отсутствия обоснований со стороны Заявителя о необходимости кредитования (цели, расчет сумм кредита), заявок заемщика (ООО «СКС») в соответствии с положениями договора займа и помесячного расчета процентов по займам.

Регулируемая организация в пояснительной записке поясняет, что испытывает недостаток оборотных средств для оплаты своих обязательств перед контрагентами, а также для осуществления инвестиционной деятельности в том числе обязательств по реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренных концессионными соглашениями.

Вместе с тем, обоснований в подтверждение необходимости пополнения оборотного капитала регулируемой организацией в ФАС России не представлено (пояснений о показателях эффективности использования оборотного капитала, расчета величин кассовых разрывов и указанием причины возникновения кассовых разрывов, отчета о движении потоков наличности), в части инвестиционной деятельности не представлено документальное подтверждение доводов нехватки средств (инвестиционные программы с отчетами об исполнении, концессионные соглашения с отчетностью об исполнении обязательств по концессионным соглашениям), также не представлены копии документов, подтверждающих проведение Заявителем закупки в установленном законодательством Российской Федерации порядке (обоснование выбора поставщика услуг по договору займа).

С учетом вышеизложенного, в связи с отсутствием обоснования в потребности в заёмных средствах на пополнение оборотных средств и реализацию инвестиционных программ в 2014 году, требования Заявителя в части учёта расходов по оплату процентов за пользование заемными средствами (проценты по кредитам) признаны ФАС России экономически необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

По статье «Налог на имущество» в части оказываемых услуг водоснабжения разногласия заключаются в неучёте Госкомитетом фактических расходов на уплату налога в 2014 году.

Госкомитет налог на имущество не учел при формировании необходимой валовой выручки на 2016 год по причине того, что ООО «СКС» в течение 2013-2015 годов не заявлялось на указанные расходы и при представлении отчетов за предыдущие периоды не представляло данные о фактических расходах на уплату налога на имущество (из протокола № 144 Правления Госкомитета от 27.11.2015 года следует, что в состав необходимой валовой выручки 2016 года налог на имущество также не включен).

Организация в обоснование заявленных расходов представила налоговые декларации за 2013, 2014 годы, оборотно-сальдовые ведомости по счету 68.08. за 2014 год, 9 месяцев 2015 года.

ФАС России отмечает, что для признания понесенных расходов по данной статье экономически обоснованными необходимо подтверждать заявленные требования пообъектным расчетом расходов с выделением льготируемого имущества с указанием налоговых ставок, кроме того неясен состав имущества, находящегося на балансе, арендуемого по договорам аренды, а также находящегося в концессии (оборотно-сальдовые ведомости по счету 01 «Основные средства», договоры аренды, концессионные соглашения не представлены) и не представлены бухгалтерские данные по стоимости имущества для расчета налога.

В связи с чем ФАС России отказывает в удовлетворении требований ООО «СКС» по налогу на имущество.

По статье «Водный налог» в части оказываемых услуг водоснабжения.

ФАС России отмечает, что из пояснений Госкомитета и информации, представленной непосредственно ООО «СКС» в заявлении следует, что регулируемая организация данные расходы в период тарифной кампании 2016 года не заявляла.

В качестве обоснования ООО «СКС» представило налоговые декларации за 2013-2014 и 9 месяцев 2015 года и оборотно-сальдовые ведомости по счету 68.05 за 2014 год и 9 месяцев 2015 года без приложения разрешительных документов на водопользование, договоров на поставку воды, действовавшие в 2014 году, статистической отчетности по форме № 2-ТП «водхоз» и журналов первичного учета использования воды за 2014 год, с связи с чем ФАС России отказано в удовлетворении требований Заявителя по расходам на водный налог.

По результатам рассмотрения разногласий ООО «СКС» по заявлению (исх. от 18.01.2016 № 10, вх. от 26.01.2016 рег. № 8776/16) (Заявление от 18.01.2016 исх. № 8) ФАС России выявлены признаки нарушений органа регулирования, что частично подтверждает позицию Заявителя.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

      1. Признать орган регулирования нарушившим пункт 78 (1) Основ ценообразования.

      2. Частично удовлетворить требования ООО «Саяногорские коммунальные системы», указанные в заявлении (исх. от 18.01.2016 № 10, вх. от 26.01.2016 рег. № 8776/16) (Заявление от 18.01.2016 исх. № 8).

      1. Органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования (цен) тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушение:

  • рассчитать размер расчетной предпринимательской прибыли в части оказываемых услуг водоснабжения в соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования;

  • учесть средства по статье «Расчетная предпринимательская прибыль», неучтенные в тарифах ООО «Саяногорские коммунальные системы» на 2016 год в необходимой валовой выручке ООО «Саяногорские коммунальные системы» на 2017 год.

      1. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «Саяногорские коммунальные системы».

      2. Об исполнении настоящего решения органу регулирования Республики Хакасия в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3 настоящего решения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решений органа регулирования Республики Хакасия, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего решения;

  • протоколов заседаний правления органа регулирования Республики Хакасия, на которых принималось вышеуказанные решения.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

                                                                               И.Ю. Артемьев

Приложенные файлы
Приказ_№_1752-16-1482766012.pdf (275,7 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь