Об отмене постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области об установлении тарифа на транспортировку сточных вод

27 декабря 2016, 17:16
Тип документа:

Об отмене постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области об установлении тарифа на транспортировку сточных вод

 

В результате рассмотрения заявлений МУП «Балаково-Водоканал» (далее — Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 15.04.2016 № 416юр, вх. от 18.04.2016 № 52816/16) с Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет, орган регулирования) по постановлению Комитета от 29.01.2016 № 3/2 «Об установлении тарифа на транспортировку сточных вод ООО «БалАЗ», осуществляющему свою деятельность на территории муниципального образования «Город Балаково» (далее — Постановление), а также анализа материалов, представленных в ФАС России, Федеральной антимонопольной службой было выявлено нарушение Комитетом требований действующего законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения.

ФАС России в соответствии с пунктом 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123, которым предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, рассмотрен вопрос об отмене Постановления в связи со следующими обстоятельствами.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ  «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).

Согласно письменному отзыву Комитета (исх. от 19.05.2016 № 01-11-746/кгрт, вх. от 03.06.2016 № 80016/16) при установлении тарифов ООО «БалАЗ» на 2016 год был применен метод экономически обоснованных расходов, так как ООО «БалАЗ» впервые обратилось в орган регулирования.

Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В ходе рассмотрения ФАС России установлено, что в собственности ООО «БалАЗ» находятся внеплощадочные сети канализации общей протяженностью 3842 м.

Указанные сети проложены от промышленной площадки ООО «БалАЗ», расположенной по адресу: Балаково Саратовская обл., ул. 30 лет Победы, д. 76, до Саратовского шоссе, где данные сети присоединяются к централизованной системе водоотведения города Балаково.

При этом только 809 метров сетей используются для обеспечения водоотведения абонентов МУП «Балаково-Водоканал», остальная часть - используется для хозяйственных и производственных нужд ООО «БалАЗ».

В связи с чем, в орган регулирования было предоставлено заявление от 07.08.2015 № 96/14.1 об установлении тарифов на водоотведение для организации ООО «БалАЗ» на 2015 год.

Комитет сославшись на пункт 18 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 (далее – Правила), отказал в открытии дела, ссылаясь на отсутствие в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил.

Однако на 2016 год ООО «БалАЗ» не подавало заявки на установление тарифов на водоотведение.

При этом в дальнейшем Комитет использовав имеющиеся данные, постановлением от 29 января 2016 года №3/2 установил тариф на транспортировку сточных вод для ООО «БалАЗ» на 2016 год, со сроком начала их действия с 15 февраля 2016 г.

Вместе с тем, пунктом 15 Правил предусмотрено, что в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 19 настоящих Правил. По решению органа регулирования данный срок может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней. Срок действия тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года.

Исходя из комплексного толкования данных норм следует, что действие тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, может составлять менее года, в случае подачи заявления об установлении тарифов такими организациями. При установлении органами регулирования субъекта Российской Федерации тарифов в соответствии с пунктом 15 Правил, то есть по собственной инициативе, правило о возможности установления тарифов со срокам менее года не должно применяться.

В связи с чем, Комитетом, при принятии оспариваемого тарифного решения нарушены положения пунктов 9 и 27 Правил.

Также, в отзыве Комитета (письмо от 19.05.2016 №01-11-746/кгрт) указано, что фактически все показатели, формирующие необходимую валовую выручку ООО «БалАЗ» на 2016 год для внеплощадочной сети равной 809 м., были приняты на минимальном уровне (9 388,5 тыс. руб. - заявлены ООО «БалАЗ», 349,32 тыс. руб. - утверждены Комитетом).

Вместе с тем, ФАС России руководствуясь положениями пункта 15 Правил, учитывая информацию, представленную МУП «Балаково-водоканал», проведен сравнительный анализ удельной стоимости услуг по транспортировке сточных вод на 1 км сетей за 2015 год.

По результатам проведенного анализа установлено, что стоимость услуг на 1 км сетей ООО «БалАЗ» (398,360 тыс. руб. / 0,809 км сетей = 494,41 тыс. руб. на 1 км сетей), у МУП «Балаково-водоканал» (131,78 тыс. руб. на 1 км сетей).

По статье «текущий и капитальный ремонт».

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Комитет учёл затраты на материалы в рамках текущего ремонта в размере 11 696 тыс. руб. в год для прочистки засоров. Данные мероприятия, как заявляет орган регулирования, рассчитаны «объективно» и при сопоставлении с расходами других регулируемых организаций.

При этом, в экспертном заключении расчет, а также экономическое обоснование принятия расходов на материалы в размере 11 696 тыс. руб. отсутствуют.

По статье «оплата труда».

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Численность персонала, оплата труда которого учтена в составе необходимой валовой выручки ООО «БалАЗ», составляет: ремонтный персонал — 0,55 ед., административно-инженерный персонал — 0,138 ед., всего 0,688 ед.

Вышеизложенная численность сложилась в результате применения к штатной численности доли косвенных затрат, а также доли учтённых в тарифе внеплощадочных сетей (0,809 км) в общей протяженности канализационных сетей, эксплуатируемых организацией (3,842 км).

В тоже время, Комитет в отзыве, направленном в ФАС России, указывает на то, что действующие Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утверждённые приказом Госстроя РФ № 66 от 22.03.1999 г., определяют следующую минимальную нормативную численность для эксплуатации канализационных сетей, имеющих характеристики ООО «БалАЗ»:

  • п.2.1.10. Оперативное руководство экспуатацией канализационных сетей — 1 ед.;

  • п.2.1.12. Организация ремонтно-эксплуатационного обслуживания - 0,9 ед.;

  • п.2.2.12. Канализационные сети — 3 ед.;

    Итого: 4,9 ед.

    • При этом в экспертном заключении расчет численности персонала, учтенного в тарифах ООО «БалАЗ» отсутствует.

        • По объему сточных вод.

В соответствии с пунктами 9, 10 Методических указаний если канализационные выпуски абонента не оборудованы приборами учета сточных вод, объем принятых сточных вод в целях расчета тарифов определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 37, ст. 4696), и в соответствии с объемами, определенными в договорах водоотведения, единых договорах водоснабжения и водоотведения; расчетный объем сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, определяется отдельно для поверхностных сточных вод и других категорий сточных вод (хозяйственно-бытовых, производственных или промышленных сточных вод).

В экспертном заключении Комитета отсутствует расчет объема транспортируемых сточных вод, учтенного при установлении тарифов ООО «БалАЗ».

При этом ФАС России установлено, что объем транспортируемых сточных вод рассчитан с использованием данных потребительских приборов учета водоснабжения МУП «Балаково-водоканал», однако, данный подход не предусмотрен Методическими указаниями.

Также, ФАС России установлено, что экспертное заключение об установлении тарифов для ООО «БалАЗ» не соответствует пункту 26 Правил.

Так, в экспертном заключении, представленном Комитетом в ФАС России, отсутствуют:

- анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

- обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

  • расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов, в том числе отсутствует расчет нормативной численности персонала. В разделе экспертного заключения Комитета - «Расчет размера тарифа на транспортировку сточных вод пп. «д» п. 26 Правил» не описано никаких расчетов, а фактически содержится таблица с плановыми значениями, предложенными ООО «БалАЗ» на 2015 год, и предложениями Комитета.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123,

п р и к а з ы в а ю:

1. Признать орган регулирования нарушившим пункт 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пункт 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, а также раздел 9, 10 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э.

2. Отменить с 26.12.2016 г. постановление Комитета от 29.01.2016 № 3/2 «Об установлении тарифа на транспортировку сточных вод ООО «БалАЗ».

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.

 

 

                                 А.Н. Голомолзин

Приложенные файлы
Приказ_№_1820-16-1482848167.pdf (194,5 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь