О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ОАО «Сыктывкарский Водоканал» и Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми

21 апреля 2017, 17:58
Тип документа:

О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ОАО «Сыктывкарский Водоканал» и Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми

 

ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, на основании заявления (исх. от 29.12.2016 № 01/02-07/6692, вх. от 30.12.2016 № 195453/16; исх. от 24.01.2017 № 01/02-07/429, вх. от 27.01.2017 № 12193/17) ОАО «Сыктывкарский Водоканал» (далее – Заявитель, регулируемая организация), рассмотрены разногласия между ОАО «Сыктывкарский Водоканал» и Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Министерство, орган регулирования) по приказу от 13.12.2016 № 9/26-Т «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 19 ноября 2015 года № 70/33 «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ОАО «Сыктывкарский Водоканал» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года» (далее – Приказ), в части тарифа на питьевое водоснабжение, установленного на период с 01.01.2017 по 31.12.2017г., ФАС России установлено следующее.

В поданном заявлении ОАО «Сыктывкарский Водоканал» считает, что Министерством нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифа на питьевое водоснабжение для ОАО «Сыктывкарский Водоканал» при корректировке на 2017 год, мотивируя позицию, изложенную в поданном заявлении тем, что Министерством не были учтены:

 1) недополученные доходы прошлых периодов в размере 16 087,132 тыс. руб.;

      1. не учтены расходы на приобретение химических реагентов для очистки воды в размере 3 306,61 тыс. руб.;

3) необходимая валовая выручка необоснованно была уменьшена на величину 9 845,49 тыс. руб. посредством применения процедуры «сглаживания»;

4) экспертное заключение органа регулирования не соответствует пункту 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения требованиям к содержанию, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406. (далее – Правила) в части требований к содержанию экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).

На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

При рассмотрении ФАС России материалов, представленных со стороны Заявителя и органа регулирования, выявлено следующее: для ОАО «Сыктывкарский Водоканал», являющейся гарантирующей организацией, органом регулирования приказом от 19.11.2015 г. № 70/33 «О регулировании тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ОАО «Сыктывкарский Водоканал» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 год» утверждены тарифы на водоснабжение в 2016-2018 годах. Приказом от 13.12.2016 № 9/26-Т произведена корректировка тарифов на 2017 год.

По статье «Недополученные доходы» за 2015 год ОАО «Сыктывкарский Водоканал» в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, перешло на прямые договорные отношения с потребителями многоквартирных домов (далее – МКД). На основании иска Роспотребнадзора Сыктывкарским городским судом было вынесено решение 30 сентября 2014 г.  № 2-8768/2014, в котором было указано на незаконность действий регулируемой организации по предъявлению к оплате населению питьевой воды на общедомовые нужды. На основании указанного решения, с 1 октября 2014 г. Заявитель не предъявлял к оплате объемы питьевой воды, потребленной на общедомовые нужды в МКД, с жителями которых имелись прямые договорные отношения. За 2015 год объемы составили 503 989,618 куб. м., по мнению регулируемой организации, недополученный доход составил 16 087,1 тыс. руб.

ОАО «Сыктывкарский Водоканал» заявляло в адрес органа регулирования (исх. № 01/07-07/1/5542 от 14.11.2016, № 01/02-07/6036 от 06.12.2016) о включении в необходимую валовую выручку недополученных доходов 2015 года, возникших в связи с исполнением решения Сыктывкарского городского суда.

По мнению ОАО «Сыктывкарский Водоканал», в судебном решении указывается, что недополученные доходы связаны с оказанием поставщиком услуг водоснабжения на общедомовые нужды.

Вместе с тем, исходя из судебного решения следует, что денежные средства за объемы питьевой воды, отпущенные на общедомовые нужды, должны быть взысканы с управляющих компаний.

Согласно пункту 2 Основ ценообразования недополученные доходы - доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.

Таким образом, заявленная организацией статья «недополученные доходы» в размере 16 087,132 тыс. руб. за 2015 год не может рассматриваться как недополученные расходы, так как данный объем воды был предъявлен потребителям «населению», и учтен при регулировании тарифов в 2015 году, но не оплачен потребителями в силу специфики заключенных договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и потребителями.

В связи с чем, оснований не учитывать данные объемы воды при установлении тарифов у Министерства не имелось.

По статье «Операционные расходы», а именно в части неучтенных расходов на приобретение химических реагентов, ОАО «Сыктывкарский Водоканал» заявляет о неучтенных при установлении тарифа на водоснабжение на 2017 год операционных расходов, образовавшихся с учетом отпускных цен поставщиков на химические реагенты, в размере 3 306,61 тыс. руб.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Положениями Методических указаний предусмотрено, что начиная со второго года долгосрочного периода регулирования операционные расходы пересматриваются исходя из изменений индекса эффективности операционных расходов, выраженный в процентах, фактического и прогнозного индекса изменения потребительских цен, а также фактического индекса изменения количества активов в соответствии с формулой (39) Методических указаний.

В соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся:

а) базовый уровень операционных расходов;

б) индекс эффективности операционных расходов;

в) нормативный уровень прибыли;

г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Корректировка необходимой валовой выручки 2017 года осуществлена Министерством исходя из базового уровня операционных расходов, утвержденных   приказом Службы Республики Коми по тарифам от 19 ноября 2015 года № 70/33 на период 2016 – 2018 годы.

Индекс эффективности операционных расходов, в соответствии с Приложением № 1 Приказа № 70/33 равен 0,03.

Индекс потребительских цен в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, одобренные на заседании Правительства РФ 13.10.2016 (протокол № 33, часть I) равен 4,7%.

Индекс изменения количества активов, по заявке ОАО «Сыктывкарский Водоканал» равен 0.

Сумма средств по плану на 2016 год по статье «Реагенты», заявленная ОАО «Сыктывкарский Водоканал» на 2016 год, составляет 39 449,11 тыс. руб.

ФАС России с учетом данных показателей проведен расчёт Министерства и установило, что размер расходов, принятый Министерством на 2017 год по статье «Реагенты», на уровне 40064,12 тыс. руб. рассчитан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В части применения «сглаживания» ОАО «Сыктывкарский Водоканал» заявляет о необоснованной корректировки величины сглаживания при корректировке тарифов на второй год долгосрочного периода регулирования (на 2017 год) в размере 9 845,49 тыс. руб. (2% от необходимой валовой выручки, устанавливаемой без учета сглаживания).

Согласно пункту 42 Методических указаний в формуле (5) величина сглаживания необходимой валовой выручки определяется органом регулирования.

В виду того, что сумма корректировки в сторону снижения необходимой валовой выручки 2017 года составила 2 % от необходимой валовой выручки, устанавливаемой без учета сглаживания, и не превысила допустимого показателя в 12% (формула (5) Методических указаний, а также того факта, что данная величина не является долгосрочным параметром долгосрочного периода регулирования, ФАС России считает правомерным корректировать величину сглаживания при корректировке тарифов, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования.

Одновременно ФАС России обращает внимание на то, что необходимая валовая выручка ОАО «Сыктывкарский Водоканал» 2018 года будет корректироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом результатов финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, в том числе с условием возврата величины расходов в рамках сглаживания.

Данный факт подтверждается экспертным заключением Министерства, а именно при расчете тарифа на 2018 год величина сглаживания учтена.

В части соблюдения требований к содержанию экспертного заключения.

В соответствии с пунктом 26 Правил экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

По мнению ФАС России, при проведении корректировки, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования, раскрытие в экспертном заключении расчета расходов по отдельным статьям, являющихся долгосрочными параметрами, которые не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, не является обязательным, так расчет сводится к индексации данных расходов.

То есть, достаточно указать уровень расходов базового периода и индексы, закрепленные в прогнозе социально-экономического развития на соответствующий год, а также иные индексации, указанные в формуле корректировки.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии ФАС России,

п р и к а з ы в а ю:

      1. Отказать в удовлетворении требований ОАО «Сыктывкарский Водоканал» по заявлению исх. от 24.01.2017 № 01/02-07/429, вх. от 27.01.2017 № 12193/17.

      2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

 

Руководитель И.Ю. Артемьев

Приложенные файлы
Приказ_№_534-17-1492786704.pdf (178,5 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь