О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ГУП РК «Водоканал ЮБК» и Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым

07 августа 2017, 18:12
Тип документа:

 

О рассмотрении разногласий, возникающих между

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ГУП РК «Водоканал ЮБК» и Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым


 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, на основании заявления государственного унитарного предприятия Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма» (вх. от 15.02.2017 № 23483/17, от 30.03.2017 рег. № 46520/17), рассмотрев разногласия между ГУП РК «Водоканал ЮБК» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым (далее – Комитет, Респондент, орган регулирования) по приказу Комитета от 20.12.2016 № 52/12 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Водоканал Южного берега Крыма» на 2017 год», установлено следующее.

Заявитель считает, что установленные Респондентом тарифы 2017 года экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2017 года в части оказываемых услуг водоснабжения в сумме 121 388,54 тыс. руб. При этом, ГУП РК «Водоканал ЮБК» в поданном на разногласия заявлении оспаривает расходы по следующим статьям затрат: «Расходы на оплату труда (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)», «Отчисления на социальные нужды (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)», «Недополученные доходы за 2015 год», «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» в части оказываемых услуг водоснабжения.

Также Заявитель оспаривает установленные Комитетом на регулируемый период 2017 год натуральные показатели - «Объём поднятой воды», «Расход воды на собственные нужды» и «Потери и неучтённый расход».

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2014 № 1320 утверждено положение об особенностях применения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 01.01.2017.

1. По статье «Недополученные доходы за 2015 год».

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

При установлении тарифов на услуги водоснабжения для ГУП РК «Водоканал ЮБК» 2017 года регулируемой организацией заявлены недополученные доходы за 2015 г., связанные с фактическим снижением объёмов реализации услуг по сравнению с плановыми объёмами, учтёнными органом регулирования в предыдущих периодах регулирования. Таким образом, по мнению регулируемой организации, сумма недополученных средств за 2015 год составила 18 284,76 тыс. руб.

По информации органа регулирования Республики Крым, представленной в ФАС России письмом от 02.05.2017 № 65834/17, следует, что регулирующим органом при установлении тарифов 2017 года расходы по данной статье не учтены ввиду того, что ГУП РК «Водоканал ЮБК» в материалах дела об установлении тарифов регулируемой организацией не представлены объективные обоснования снижения фактических объёмов реализации услуг потребителям, а также не указаны причины, независящие от регулируемой организации и влияющие на снижение реализации услуг потребителям за 2015 г. Также орган регулирования обращает внимание ФАС России на то, что бухгалтерская и статистическая отчётность, подтверждающая недополученные доходы/расходы прошлых лет ГУП РК «Водоканал ЮБК», не представлены регулируемой организацией в материалах дела по установлению тарифов.

В результате проведённого анализа представленных сторонами на разногласия материалов по данной статье установлено следующее.

Заявителем на разногласия представлен расчёт недополученных доходов, образовавшихся в регулируемой организации в 2015 г., выполненный исходя из отклонения (снижения) фактического объема принятых сточных вод от планового, учтённого органом регулирования при расчёте тарифов для ГУП РК «Водоканал ЮБК» в 2015 г. Однако ФАС России отмечает, что данный расчёт выполнен без учета экономии по условно-переменным статьям затрат, таким как «Электроэнергия», «Химреагенты», «Водный налог», напрямую зависящим от снижения объёмов реализации услуг, что является необоснованным.

В соответствии с бухгалтерским балансом ГУП РК «Водоканал ЮБК» на 31 декабря 2015 года образовался убыток по виду деятельности сбор, очистка, распределение воды в размере 311 011,0 тыс. руб. вцелом по организации. В соответствии с отчетом о финансовых результатах чистый убыток, совокупный финансовый результат за 2015 год составил - 65 142,0 тыс. руб.

Однако, ФАС России отмечает, что ГУП РК «Водоканал ЮБК» на момент установления тарифов 2017 года в орган регулирования, а также на разногласия в ФАС России не представлены бухгалтерская отчётность, оборотно-сальдовые ведомости, которые подтверждают образование в регулируемой организации недополученных доходов за 2015 год.

При этом, относительно ведения раздельного учета, Комитет сообщает, что в соответствии с приказом об учетной политике ГУП РК «Водоканал ЮБК» ведение учета производится согласно плана счетов бухгалтерского учета Российской Федерации. На момент установления тарифов 2017 года к приказу об учетной политике план счетов регулируемой организацией не был приложен. В качестве приложения имеется соответствие плана счетов, что указывает на то, что учет ведется на счетах по украинскому законодательству. Орган регулирования обращает внимание на то, что проверка деятельности предприятия контрольно-ревизионным управлением Комитета не проводилась. У Комитета до настоящего момента отсутствует информация об организации раздельного учета по видам деятельности по ГУП РК «Водоканал ЮБК» в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности: а) в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; б) в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в) в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 Основ ценообразования, раздельно по каждой системе.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктом 7 Порядка ведения раздельного учёта затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2014 г. № 22/пр, раздельный учет затрат ведется регулируемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, Основами ценообразования, и Методическими указаниями.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н (далее-приказ от 31.10.2000 № 94н), ведение раздельного учёта осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации, утверждённой приказом приказ от 31.10.2000 № 94н, субсчета, предусмотренные в данном Плане, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

В этой связи, ввиду отсутствия пояснений по возникновению объективных причин образования в ГУП РК «Водоканал ЮБК» недополученных доходов прошлых периодов регулирования, не зависящих от регулируемой организации в поданном на разногласия заявлении, в условиях того, что в соответствии с законодательством Российской Федерации недополученные доходы должны подтверждаться как статистической, так и бухгалтерской отчётностью (в материалах дела отсутствует план счетов бухгалтерского учёта, отражающий принципы ведения раздельного учёта (в плане счетов должен быть закреплён отдельный субсчёт по каждому регулируемому виду деятельности), оборотно-сальдовые ведомости), требования Заявителя по учёту недополученных доходов в ГУП РК «Водоканал ЮБК» за 2015 год удовлетворению не подлежат.

2. По статьям «Расходы на оплату труда (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)», «Отчисления на социальные нужды (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)».

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 17 Методических указаниями при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

Разногласия по данной статье заключаются в оспаривании Заявителем средней заработной платы, учтённой органом регулирования для ГУП РК «Водоканал ЮБК» по основному производственному, ремонтному и административно-управленческому персоналу.

По численности разногласия отсутствуют, органом регулирования учтена численность на 2017 год на уровне заявленной ГУП РК «Водоканал ЮБК», а именно по водоснабжению в размере 565,39 чел. (основной производственный персонал – 459,19 чел., ремонтный персонал – 89,2 чел., административно-управленческий персонал17 чел.).

ГУП РК «Водоканал ЮБК» расходы на оплату труда 2017 года заявляет по водоснабжению в размере 242 371,24 тыс. руб. (основной производственный персонал – 182 246,47 тыс. руб., ремонтный персонал – 46 853,73 тыс. руб., административно-управленческий персонал13 271,04 тыс. руб.).

Органом регулирования расходы на оплату труда в необходимой валовой выручке ГУП РК «Водоканал ЮБК» 2017 года учтены в размере 180 025,09 тыс. руб. (основной производственный персонал – 138 470,69 тыс. руб., ремонтный персонал – 32 245,06 тыс. руб., административно-управленческий персонал9 309,36 тыс. руб.).

Соответственно сумма разногласий, подлежащая дополнительному учёту, по мнению Заявителя, составила по водоснабжению 62 346,15 тыс. руб. (основной производственный персонал – 43 775,78 тыс. руб., ремонтный персонал – 14 608,67 тыс. руб., административно-управленческий персонал3 961,68 тыс. руб.).

Основной довод Заявителя заключается в том, что среднюю заработную плату необходимо рассчитывать исходя из положений Отраслевого тарифного соглашения по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым на 2015-2016 гг. от 14.01.2015 г., к которому, в свою очередь, присоединено ГУП РК «Водоканал ЮБК». Вышеуказанное Отраслевое тарифное соглашение продлено дополнительным соглашением № 4 от 29.12.2016 № 22 до 31 декабря 2019 года.

По представленному в ФАС России на разногласия расчёту ГУП РК «Водоканал ЮБК» средняя заработная плата сформирована по водоснабжению на уровне 35 723,31 руб./мес. (основной производственный персонал – 33 073,9 руб./мес., ремонтный персонал – 43 772,17 руб./мес., административно-управленческий персонал65 054,12 руб./мес.) исходя из среднемесячной тарифной ставки, выплат в размерах, предусмотренных Отраслевым тарифным соглашением и коллективным договором.

Органом регулирования средняя заработная плата рассчитана исходя из плановой средней заработной платы, учтённой при установлении тарифов на 2016 год, увеличенной на индекс в размере 105,5 % и учтена по водоснабжению на уровне 26 534,06 руб./мес. (основной производственный персонал – 25 129,52 руб./мес., ремонтный персонал – 30 124,29 руб./мес., административно-управленческий персонал45 634,1 руб./мес.).

ФАС России проанализирована величина фактической средней заработной платы ГУП РК «Водоканал ЮБК» за 2015 г., а также величина плановой средней заработной платы Заявителя, учтённой при расчёте необходимой валовой выручки 2017 г., по результатам проведённого анализа установлено следующее:

- средняя заработная плата, рассчитанная путём увеличения фактической средней заработной платы ГУП РК «Водоканал ЮБК» за 2015 г. на индексы потребительских цен, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, ниже учтённой органом регулирования для ГУП РК «Водоканал ЮБК» в плановом режиме при расчёте тарифов 2017 г.;

- величина средней заработной платы, учтённая органом регулирования в необходимой валовой выручке по статье «Расходы на оплату труда» при установлении тарифов на 2017 г. для аналогичных с ГУП РК «Водоканал ЮБК» регулируемых организаций, осуществляющих деятельность по оказанию услуг водоснабжения на территории Республики Крым, не превышает величину средней заработной платы, учтённую Комитетом для Заявителя при расчёте тарифов на 2017 г.

С учётом вышеизложенного, а также того, что фактическая средняя заработная плата за 2015 г., увеличенная на индексы потребительских цен, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, ниже учтённой органом регулирования при расчёте тарифов на 2017 г., требования Заявителя об увеличении средней заработной платы не подлежат удовлетворению.

Разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, заявленные на разногласия расходы по статье «Отчисления на социальные нужды (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)» связаны с предлагаемым организацией увеличением расходов на оплату труда.

На основании того, что разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, а заявленное на разногласия увеличение расходов по статье «Отчисления на социальные нужды (основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала)» связано с предлагаемым Заявителем увеличением расходов на оплату труда, и ввиду того, что по результатам рассмотрения разногласий по статье «Расходы на оплату труда» требования Заявителя признаны экономически не обоснованными.

3. По статье «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации».

В соответствии с пунктом 47(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах «а» - «ж» пункта 38 Основ ценообразования.

Регулируемой организацией заявлены расходы по данной статье по водоснабжению в размере 21 929,1 тыс. руб. в связи с тем, что ГУП РК «Водоканал ЮБК» согласно постановлению Администрации города Ялта Республики Крым от 24.04.2015 № 555-п «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Ялта» опередлено в качестве гарантирующей организации.

Органом регулирования при расчёте необходимой валовой выручки ГУП РК «Водоканал ЮБК» 2017 года расчётная предпринимательская прибыль не учтена в связи с нижеследующим.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона решение органа местного самоуправления о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны её деятельности в течение трёх дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»).

Постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 24.04.2015 № 555-п «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Ялта» на момент установления тарифов на 2017 год не было размещено на официальном сайте муниципального образования городского округа Ялта.

Однако, на момент рассмотрения разногласий постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 24.04.2015 № 555-п опубликовано на сайте администрации города Ялта по адресу http://yalta.rk.gov.ru/rus/info.php?id=605308&page=175. При этом, датой публикации документа является 24.04.2015 по информации, размещенной на сайте Администрации города Ялта Республики Крым. Однако дата создания данного файла - 10.07.2017, файл размещен в формате pdf, что свидетельствует о размещении данного файла на официальном сайте только в текущем 2017 году.

ФАС России также отмечает, что постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 24.04.2015 № 555-п представлено регулирующей организацией в материалах тарифного дела 2017 года.

На заседании Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) № 3 (далее — заседание Комиссии) по вопросу рассмотрения разногласий между ГУП РК «Водоканал ЮБК» и Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым (вх. от 15.02.2017 № 23483/17, от 30.03.2017 рег. № 46520/17), которое состоялось 28.07.2017, представители Комитета сообщили, что регулирование тарифов в отношении ГУП РК «Водоканал ЮБК» осуществлялось без учёта расходов, необходимых для осуществления обязательств по оказанию услуг в качестве гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Ялта, так как постановление от 24.04.2015 № 555-п на момент установления тарифов 2017 года не было опубликовано. Таким образом, в связи с тем, что органами местного самоуправления не соблюдены требования законодательства Российской Федерации, Комитет посчитал нецелесообразным включение расчётной предпринимательской прибыли в состав необходимой валовой выручки 2017 года, так как регулируемая организация не является гарантирующей, поскольку неопубликованный акт органа местного самоуправления на момент установления тарифов не вступил в законную силу.

Согласно пункту 78 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, абоненты организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не наделенных статусом гарантирующей организации, обязаны не позднее 3 месяцев с момента определения гарантирующей организации обратиться в гарантирующую организацию с заявкой на заключение договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. Таким образом, решение о наделении статуса гарантирующей организации является актом затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина.

ФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 68 Устава Муниципального образования городского округа Ялта Республики Крым муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, доводятся до населения городского округа в полном объёме и вступают в силу после их опубликования.

В этой связи, учитывая то, что на момент установления тарифов ГУП РК «Водоканал ЮБК» 2017 года постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 24.04.2015 № 555-п «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Ялта» не было опубликовано, в том числе в сети «Интернет» (не было размещено на официальном сайте), у Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым не было оснований считать данный акт вступившим в силу, и соответственно отсутствовали основания для учета в составе тарифов ГУП РК «Водоканал ЮБК» расчетной предпринимательской прибыли. В связи с чем, ФАС России не усматривает нарушений требований законодательства Российской Федерации со стороны органа регулирования.

4. По натуральным показателям «Объём поднятой воды», «Расход воды на собственные нужды» и «Потери и неучтённый расход».

ФАС России по результатам проведения анализа материалов, представленных Заявителем и Комитетом в части разногласий по показателю «Объем поднятой воды», установлено, что разногласия заключаются в объёме потерь воды, учтённом Респондентом в тарифах на услуги водоснабжения на основании планового объёма потерь воды в размере 3 997,9 тыс. куб. м., учтённого регулирующим органом при расчёте тарифов на 2017 г., а также в объёме потребления воды на собственные нужды в размере 1 742,19 тыс. куб. м.

ГУП РК «Водоканал ЮБК» заявлен объём потерь воды в размере 9 671,5 тыс. куб. м., объём воды на собственные нужды в размере 1 805,7 тыс. куб. м.

Таким образом, объём поднятой воды заявлен регулируемой организацией в размере 24 248,8 тыс. куб. м., в то время как органом регулирования в плановом режиме учтён на уровне 18 511,69 тыс. куб. м.

В письменных пояснениях, представленных Респондентом в ФАС России на разногласия письмом от 02.05.2017 № 65834/17, орган регулирования указывает, что в отсутствие результатов технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения, утверждённых схем водоснабжения, утвержденных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, потери и неучтённый расход рассчитаны Комитетом в соответствии с Методическими указаниям по расчёту потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утверждёнными приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр, с учётом представленной технической документации на оборудование.

Предложенный заявителем объем поднятой воды рассчитан с учетом статей «Расход воды на собственные нужды» и «Потери и неучтенный расход» исходя из того, что объём отпуска воды предложен заявителем и утвержден регулирующим органом в размере 12 771,6 тыс. куб. м., то есть на уровне, заявленном ГУП РК «Водоканал ЮБК».

Расход воды на собственные нужды заявлен ГУП РК «Водоканал ЮБК» на уровне 1 805,7 тыс. куб. м., органом регулирования учтен при формировании тарифа на 2017 год в размере 1 742,19 тыс. куб. м., потери и неучтённый расход заявлены в размере 9 671,5 тыс. куб. м., в свою очередь органом регулирования учтён на уровне 3 997,9 тыс. куб. м.

Тем самым совокупный расход воды на собственные нужды и потери на 2017 год ГУП РК «Водоканал ЮБК» составляет 11 477,2 тыс. куб. м., или 47,33 % от забора воды.

Расход воды на собственные нужды на рассмотрение разногласий указан Заявителем на уровне фактического расхода за 2015 год.

Планирование объема потерь воды проводилось ГУП РК «Водоканал ЮБК» в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования, согласно которому при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.

В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 14 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надёжности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утверждённых приказом Минстроя России от 04.04.2014 г. № 162/пр (далее – Порядок и правила определения плановых значений и фактических значений показателей надёжности, качества, энергетической эффективности), плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности определяются с учетом фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные.

В соответствии с пунктом 15 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надёжности, качества, энергетической эффективности, плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности устанавливаются уполномоченными органами на основании предложения организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из: а) фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности, определенных в порядке, установленном в разделе II настоящего Порядка; б) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; в) сравнения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности с лучшими аналогами; г) утвержденных схем водоснабжения и водоотведения; д) утвержденного плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, плана снижения сбросов; е) обязательств организации по концессионным соглашениям, договорам аренды.

Плановые значения показателей энергетической эффективности определяются исходя из мероприятий, включенных в инвестиционную программу организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В соответствии с пунктом 8 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надёжности, качества, энергетической эффективности при определении фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности уполномоченный орган учитывает: а) результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническое обследование); б) информацию, раскрываемую организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 информацию, предоставленную территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о состоянии качества горячей воды, питьевой воды, подаваемой организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, и соответствии или несоответствии горячей воды, питьевой воды установленным требованиям; г) информацию, предоставленную территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, о состоянии водных объектов, забор (изъятие) водных ресурсов из которых осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение; д) результаты производственного контроля качества питьевой воды, производственного контроля качества горячей воды, производственного контроля состава и свойств сточных вод; е) данные коммерческого учета горячей воды, холодной воды, сточных вод; ж) иную информацию, предоставленную организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, содержащую сведения о фактическом состоянии объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; д) утвержденного плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, плана мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, плана снижения сбросов; е) обязательств организации по концессионным соглашениям, договорам аренды.

Плановые значения показателей энергетической эффективности определяются исходя из мероприятий, включенных в инвестиционную программу организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Потери и неучтенный расход на разногласия указаны заявителем на уровне фактических потерь и неучтенного расхода за 2015 год.

ФАС России проанализирована динамика фактического объёма потерь воды за 2013-2016 гг. и установлено, что ежегодно объём потерь воды не снижается и не изменяется, что указывает на неэффективную работу регулируемой организацией по борьбе с выявлением утечек и устранением несанкционированного отбора воды или потерь. При этом фактический уровень потерь воды к объёму отпуска реализации питьевой воды в сеть за 2015 год составил 78,24%, за 2016 год – 80,29 %, также плановый, предложенный организацией на 2017 год – 75,78 %.

ФАС России отмечает, что выявление и устранение несанкционированного подключения (пользования) к централизованным сетям предприятия, и утечек на сетях абонентов является прямой обязанностью организации.

ФАС России обращает внимание на то, что в качестве подтверждения объемов потребления воды на собственные нужды, утечек и потерь регулируемой организацией представлены формы федерального статистического наблюдения № 1-водопровод «Сведения о работе водопровода», баланс водоснабжения, расчёт расходов воды на собственные нужды, потерь и неучтённых расходов ГУП РК «Водоканал ЮБК» на 2017 год, а также пояснительная записка к балансу водоснабжения.

Однако объём подъёма воды не подтверждён данными приборов учёта. По информации ГУП РК «Водоканал ЮБК» на водохранилище приборы учета отсутствуют, на каптажах приборы учета имеются, но они украинского образца и с истекшим сроком поверки.

Ввиду того, что натуральный показатель «Объем потребления воды на собственные нужды» при определении планового объёма поднятой воды учтён регулирующим органом с учётом показателей качества надёжности и эффективности, основания для удовлетворения требований Заявителя в части увеличения объёма потребления воды на собственные нужды отсутствуют.

В связи с тем, что динамика фактического объёма потерь воды свидетельствует о ежегодном установлении данного показателя на одном уровне, что в свою очередь свидетельствует о неэффективной работе регулируемой организации, а также ввиду того, что Комитетом объёмы потерь воды определены в соответствии с показателями надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, согласно пункту 27 Основ ценообразования, с учётом положений пункта 18 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надёжности, качества, энергетической эффективности, ФАС России требования Заявителя об увеличении натуральных показателей «Объём потерь воды», «Объем потребления воды на собственные нужды» и соответственно показателя «Объем поднятой воды» признаны не обоснованными.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

1. Отказать ГУП РК «Водоканал ЮБК» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях между ГУП РК «Водоканал ЮБК» и Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым (вх. от 15.02.2017 № 23483/17, от 30.03.2017 рег. № 46520/17).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

 

Временно исполняющий

обязанности руководителя                                                               А.Н. Голомолзин


 

 

Приложенные файлы
Приказ_№_1030-17-1502118730.pdf (449,3 КБ)
Связанное управление
Сферы деятельности:
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь