О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере горячего водоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ЗАО «Теплосбытовая компания «Воткинский завод» и Министерством энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики

07 августа 2017, 18:18
Тип документа:

 

О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере горячего водоснабжения, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ЗАО «Теплосбытовая компания «Воткинский завод» и Министерством энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики

 

ФАС России в соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, рассмотрено заявление (исх. от 13.01.2017 № 00053, вх. от 16.01.2017 № 4927/17) о разногласиях между ЗАО «Теплосбытовая компания Воткинский завод» (далее – Заявитель, ЗАО «ТСК «Воткинский завод», регулируемая организация) и Министерством энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее – Министерство, орган регулирования) по приказам Министерства от 20.12.2016 № 26/40 «О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую ЗАО «ТСК «Воткинский завод» потребителям», в связи с чем, сообщает следующее.

В поданных на разногласия заявлениях ЗАО «ТСК «Воткинский завод» считает, что Министерством нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на горячее водоснабжение (далее – ГВС) для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2017 год,  мотивируя позицию тем, что утверждённые Министерством тарифы на горячую воду занижены и экономически не обоснованы, а именно в части ГВС в необходимой валовой выручке ЗАО «ТСК «Воткинский завод» 2017 года по статье «Затраты на покупную (производимую) тепловую энергию для подогрева холодной воды» не учтена сумма в размере 14 069,99 тыс. руб., по статье «Расходы, неучтенные в предыдущем периоде регулирования» не учтена сумма в размере 33 675,18 тыс. руб.

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406  (далее – Основы ценообразования).

Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания).

1) По статье «Расходы, неучтенные в предыдущем периоде регулирования» в тарифе на горячее водоснабжение 2014 и 2015 года.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги) учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

В заявлении ЗАО «ТСК «Воткинский завод» считает обоснованным учесть расходы, связанные с регулируемой деятельностью и неучтенные в предыдущих периодах регулирования за 2014 и 2015 гг., в размере 33 675,18 тыс. руб. (1 833,36 тыс. руб. в 2014 г. и 31 841,82 тыс. руб.). По мнению Заявителя, вышеуказанные расходы возникли по следующим причинам.

1.1 В тарифе на 2014 год потребителям, имеющим узлы учета, расчет платы на горячее водоснабжение производился по фактическим показаниям узлов учета, которые составили 0,06596 Гкал/куб. м. по домам с полотенцесушителями и по домам без полотенцесушителей составили 0,05855 Гкал/куб. м.

Потребителям, не имеющим узлы учета, либо не имеющим на узлах учета термопреобразователей, расчет платы по компоненту «тепловая энергия» производился согласно распоряжению Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 г. № 38-р «О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению» (далее – Распоряжение). Согласно данному Распоряжению показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды для города Воткинск был установлен в размере 0,05545 Гкал/куб. м.

ЗАО «ТСК «Воткинский завод» в свою очередь указывает, что понесло дополнительные затраты на приобретение тепловой энергии. Сумма затрат на тепловую энергию, не учтенная в тарифе на ГВС в 2014 году, составила, по мнению Заявителя, 1833,36 тыс. руб., и корректный размер удельного расхода должен быть равен 0,061573 Гкал/куб. м.

1.2 Также, в тарифе на 2015 год потребителям, имеющим узлы учета, расчет платы на горячее водоснабжение производился по фактическим показаниям узлов учета, которые составили 0,09379 Гкал/куб. м. по домам с полотенцесушителями и по домам без полотенцесушителей составили 0,06554 Гкал/куб.  м.

Ввиду того, что фактический удельный расход тепловой энергии на нагрев ГВС больше примененного при расчете тарифа в размере 0,05545 Гкал/куб. м. ЗАО «ТСК «Воткинский завод» указывает, что понесло дополнительные затраты на приобретение тепловой энергии. Сумма затрат на тепловую энергию, не учтенная в тарифе на ГВС в 2015 году, составила, по мнению Заявителя, 31 841,82тыс. руб.

Органом регулирования был произведен расчёт количества тепла в соответствии с пунктом 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития от 15 февраля 2011 г. № 47.

Однако, проанализировав расчёты ФАС России установлено, что Министерство использует Кn коэффициент, учитывающий потери тепла трубопроводами систем централизованного горячего водоснабжения как способ изменения удельного расхода тепла, который напрямую влияет на размер компонента на тепловую энергию.

Так, рассчитанные Министерством значения данного коэффициента в 2014-2017 годах составляют:

Kn 2014 = 0,025;

Kn 2015 = 0,105;

Kn 2016 = 0,109;

Kn 2017 = 0,139.

Из пояснений органа регулирования ФАС России установлено, что данный коэффициент используется Министерством для ограничения роста тарифа в связи с необходимостью соблюдения предельного роста платы граждан за коммунальные услуги, что противоречит положениям законодательства в сфере государственного регулирования тарифов.

2) По статье «Затраты на покупную (производимую) тепловую энергию для подогрева холодной воды».

В заявлении ЗАО «ТСК «Воткинский завод» сообщает, что потери тепловой энергии участвуют при формировании тарифа на тепловую энергию, в связи с чем, в тарифе на ГВС объем покупной тепловой энергии на подогрев холодной воды равен объему полезного отпуска тепловой энергии в составе ГВС. Объем полезного отпуска тепловой энергии в составе ГВС участвует так же в формировании полезного отпуска в тарифе на тепловую энергию.

При этом, по данным ЗАО «ТСК «Воткинский завод» в тарифе на тепловую энергию, установленном приказом Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 29.11.2016 № 23/2, принят полезный отпуск тепловой энергии в составе ГВС в размере 102 549,15 Гкал, а в тарифе на ГВС в размере 92 733,23 Гкал. Таким образом, разница в учтенных Министерством объемах составляет 9 815,92 Гкал.

Одновременно ФАС России отмечает, что величина заявленных на разногласия в ФАС России затрат на покупную тепловую энергию отлична от предложенных регулируемой организацией расходов на момент установления тарифов 2017 года в орган регулирования, а именно составляет 145 080,49 тыс. руб., в то время как ЗАО «ТСК «Воткинский завод» была заявлена в Министерство сумма в размере 145 504,39 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом (в) пункта 92 Основ ценообразования значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями, в том числе с учетом стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), расходы по транспортировке ГВС.

В тарифе на тепловую энергию на 2017 год для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» определен уровень потерь на 9,1%. Данные потери, по словам Министерства, были учтены в тарифе на тепловую энергию, что и объясняет разницу учтённых потерь в тарифах на ГВС и тепловую энергию.

Также в экспертном заключении по статье «Полезный отпуск тепловой энергии в составе ГВС» указан аналогичный объем 94 651,95 Гкал, как и по статье «Объем тепловой энергии на нужды ГВС (без учета потерь в сетях ГВС)».

Однако, Министерством производился расчёт объемов тепловой энергии на нужды ГВС в тарифе на горячее водоснабжение, как произведение объёма горячей воды (куб. м.) на количество тепловой энергии на подогрев 1 куб. м. воды. (Гкал/куб. м.).

Следовательно, органом регулирования, при занижении удельного расхода тепла, снижается необходимый объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.

ЗАО «ТСК «Воткинский завод» представлено ходатайство от 31.07.2017 № 02607 об изменений требований в части сроков учета раннее неучтенных расходов, в котором выражает согласие на учет финансовых потребностей, в случае удовлетворения требований, в тарифах 2018-2020 годов.

В этой связи, учитывая необходимость соблюдения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, а также положения пункта 92 Основ ценообразования, согласно которым финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), а также стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, учитываются в составе компонента на тепловую энергию в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность), ФАС России считает возможным учет экономически обоснованных, понесенных, но неучтенных расходов за 2014, 2015, 2017 гг., возникших в результате некорректного расчета объемов тепловой энергии необходимых для приготовления горячей воды, а также потерь в сетях ГВС, в составе соответствующих тарифов.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения по существу спора между ЗАО «ТСК «Воткинский расход» и Министерством энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (исх. от 13.01.2017 № 00053, вх. от 16.01.2017 № 4927/17) на заседании Комиссии ФАС России,

п р и к а з ы в а ю:

1. Признать Министерство энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики нарушившим требований законодательства Российской Федерации в части раздела V.I.3 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации 15.02.2011 № 47, при установлении тарифов на горячее водоснабжение для ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2017 год.

2. Частично удовлетворить требования ЗАО «Теплосбытовая компания «Воткинский завод» и предписать органу регулирования:

- рассчитать размер экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов ЗАО «ТСК «Воткинский завод» на 2014, 2015 и 2017 гг. в связи с некорректным расчётом количества тепла необходимого для приготовления горячей воды, а также некорректным расчетом объемов тепловой энергии на нужды ГВС при установлении тарифа на 2017 год, и учесть данные расходы в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования, а также с учетом положений раздела XI Основ ценообразования в составе соответствующих тарифов на 2018-2020 годы. При необходимости запросить данные, подтверждающие понесённые расходы за 2014, 2015 гг.

3. Об исполнении настоящего решения органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанных в пункте 2 решений об установлении тарифов на тепловую энергию, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктом 2 настоящего решения;

- протокола заседания Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, на котором принималось вышеуказанное решение.

4. В остальной части отказать в удовлетворении требований ЗАО «ТСК «Воткинский завод».

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

Временно исполняющий обязанности

руководителя ФАС России А.Н. Голомолзин

 

Приложенные файлы
Приказ_№_1017-17_Воткинский_завод_ГВС-1502119081.pdf (183,8 КБ)
Наверх
Решаем вместе
ФАС хочет помочь развитию вашего бизнеса С какими трудностями вы сталкиваетесь?
ВойдитеилиЗарегистрируйтесь